Философия древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
В Древнем Китае философия возникла на основе святых книг.
Главные книги: 1.книга песен – Ши Цзин
2.книга истории – Шу Цзин
3.книга перемен – И-Цзин
В этих книгах излагаются мифологические, религиозные и философские знания.
В воображении древних китайцев из бесформенного мрака родились две силы, упорядочившие мир: дух мужской ЯН- управитель неба, и женский ИНЬ – земли.
Существование – это циклический процесс, круг без начала и конца: «Колесо крутится не прекращаясь, вода течет не останавливаясь, начинаясь и кончаясь с тьмой вещей».
Все в мире подчинено высшему принципу, всеобщему закону – Дао, который лежит в основе саморазвивающегося универсума (лат. слово – «мир как целое»). «Дао» –путь, по которому живут все вещи в мире.
Движущим началом саморазвития мира является противоборство «Ян» и «Инь».
Все общественные отношения были подчинены ритуалу, имевшему мировоззренческое значение.
Ритуал обеспечивал постоянство неба, порядок земли и поведение народа. Эти мысли впервые обосновал Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – искаженная запись китайского КУН–ФУ–ЦЗЫ.
Разработанные Конфуцием идеи настолько было важны, что во II в. до н.э. приобрели статус официальной государственной идеологии, сохранившись до начала ХХ в.
Основой учения является небольшая по объему, но неисчерпаемо глубокая по содержанию книга, составленная его учениками «Лунь юй» («Суждения и беседы»). В I в. н.э. она была канонизирована и выбита на каменных стелах. Самое важное открытие Конфуция – это открытие человека как особой реальности. Он центр и высшая цель мироздания. Человек находится на пересечении 2-х детерминаций – (лат. determinare – причинно-обусловленное, закономерные отношения): а) природной; б) этической.
Нельзя ответить на вопрос, что такое человек, не отвечая – каким он должен быть? Специфическим признаком, который делает человека человеком, согласно Конфуцию, – есть возможность создавать (созидать) самого себя. Для конфуцианства характерно уважительное отношение к Знанию - оно говорит нам, что делать и чего избегать. Человеческое предназначение – правильно относиться к людям.
Суть своего учения Конфуций сформулировал в словах: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Наряду с конфуцианством, наиболее влиятельным учением был даосизм.
Даосизм – древнейшая философская школа в Китае. По определению основателя этой школы Лао-Цзы (ок. 603 г. до н.э.) Дао (буквально – путь дорога) – это невидимый вездесущий закон природы, человеческого общества, поведения и мышления индивида. Люди в процессе этой жизни должны следовать дао. Всякое действие, противоречащее дао, не может привести к цели и является напрасной тратой сил, ведущей к неудаче и гибели. Мудрый человек во всем следует дао.
8. Классические школы древнеиндийской философии. «Веды».
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.
Ортодоксальные философские школы
1. Веданта (IV-II в.в.до н.э.)
2. Миманса (VI в. до н.э.)
3. Санкхья (VI в. до н, э.)
4. Ньяя (II в. до н. э.)
5. Йога (II в. до н..)
6. Вайшешика (VI-V в.в. до н. э.)
Неортодоксальные философские школы
1. Джайнизм (VI в. до н. э.)
2. Буддизм (VII в.-VI в. до н.э.)
3. Чарвака-локаята.
Веданта — философская школа, непосредственно опирающаяся на Веды. Веды рассматриваются в ней в качестве священного источника, подобно древнееврейской Библии в иудаизме или Новому Завету в христианстве.
Мир в представлении веданты — это школа жизни для каждого человека. Жизнь на Земле — ученичество. Человек должен как можно больше извлечь жизненных уроков, стать лучше. Он должен следовать наставлениям духовного учителя – гуру.
Крупнейшим представителем веданты был философ Шанкара (Шанкарачарья), живший в 8-9 в.в. н.э. Трактат «Атмабадха», написанный им, знают все последователи веданты.
В трактате речь идет о Вселенной. Вселенная – это Брахман и Атман, Мировой Дух. Брахман есть единая вселенская субстанция и вся совокупность бытия. Постижение этого знания – единственное средство избавления от бессмысленности бытия. Бессмысленное, иллюзорное бытие веданта называет майей, иллюзией. Иллюзорность мира может быть преодолена с помощью познания истины, истины Брахмана.
Вот некоторые выдержки из «Атмабадхи».
— «Как огонь (необходим) для изготовления пищи, (так) так без знания не достигнуть спасения».
— «Брахман, который «не то», лишен образа, служит целью веданты, недвойствен, (состоит) из нераздельного блаженства, един».
— «Брахман отличен от мира; нет ничего, что не было бы Брахманом. Если (что-либо) кажется не Брахманом, это обманчиво, словно мираж в пустыне».
— «Вездесущего атмана – бытие и мысль – видит (лишь) глаз знания, (его) не видит глаз незнания, как слепой *не видит) сияющего солнца».