Космоцентрический характер досократовской философии. Концепт «первоначала». (Милетская школа, атомисты).
Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками». Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло.
Термин «досократики» – совокупное обозначение натурфилософских школ:
Ø Ионийской – Фалес, Гераклит, Анаксимандр,
Ø Пифагорейской – Пифагор, Архит, Филолай
Ø Элейской – Парменид, Зенон, Мелисс,
Ø Физиологов – Эмпедокл, Левкипп, Демокрит,
Ø Софистов – Протагор, Гиппий, Горгий.
Главное в различии школ – общее направление идей и проблем. До Сократа философские школы в центре внимания держат чувственно-материальный космос, размышляют о сущности и первоначалах мира.
Особенности досократических школ:
Ø Ярко выраженный космоцентризм,
Ø Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы,
Ø Поиск первоначала, породившего все сущее,
Ø Гилозоизм (одушевление неживой природы),
Ø Доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Милетская или ионическая школа.
Ø Материалистические позиции,
Ø Занимались точными и естественными науками
Ø Пытались объяснить законы природы (школа физиков),
Ø Искали первоначальную субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес Милетский (640-560 г.г. до н.э.).
Ø Первоначало всего вода (архе),
Ø Земля – плоский диск, который покоится на воде,
Ø Неживая природа, вещи имеют душу,
Ø Допускал наличие множества богов,
Ø Центр Вселенной – Земля,
Ø Математические открытия, астроном (продолжительность года – 365 дней).
Анаксимандр – ученик Фалеса (610-540 г.г. до н.э.)
Ø Первоначало всего сущего – вечная, неизмеримая, бесконечная субстанция, из которой все состоит и в которую все возвратится – апейрон,
Ø Вывел закон сохранения материи – предвосхитил атомарное состояние вещества,
Ø Первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.
Анаксимен – ученик Анаксимандра.
Ø Первопричиной всего сущего считал воздух,
Ø Все вещества на земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается в воду, затем в ил, почву, камень),
Ø Выявил и проводил параллели между душой человека (психэ) и воздухом, душой космоса (пневмой),
Ø Отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения, заменив человекоподобных богов изнутри присущим всему существующему источником. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. «Из чего все?» — вот вопрос который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. При этом они понимали первовещество как мертвую и косную материю, а как вещество живое и в целом и в частях, наделенное душой и движением.
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен сочетали философское исследование с вопросами и задачами разносторонней практической деятельности. Впервые в Древней Греции они разработали научные догадки в области математики, физики, биологии, сконструировали первые научные приборы (солнечные часы, модель небесной сферы).
Пифагор, пифагорейцы (вторая половина VI - начало V веков до н.э.).
Пифагорейцы – мощное религиозное движение, орден. Свято хранили предания о своем основоположнике – Пифагоре, сыне Гермеса. Все члены общины – математики, хранители тайн, и акусматики – послушники, знающие внешнюю сторону доктрины.
Школой Пифагора (VI—V вв. до н. э.) и был сделан первый шаг от материализма к идеализму. Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. Достаточно вспомнить: два деленное на квадрат гипотенузы — золотое сечение. По крупному счету, заслуга эта еще значительней: введение математических доказательств сыграло решающую роль б утверждении типа рационального мышления, которое характеризует западную философию.
Ø Практиковали аскетический образ жизни, следовали пищевым запретам и этике, учению о надлежащем, о правиле, о пределе, который нельзя переходить,
Ø Добродетель – контроль над страстями, мера, отсутствие меры – безмерность,
Ø Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей, число – первопричины сущего, всю окружающую действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа,
Ø Выступали за познание мира через число, считали это познание промежуточным между чувственным и идеалистическим познанием,
Ø Единица – мельчайшая частица всего, дискретная и множественная, двоица – противоположность, различие,
Ø Душа бессмертна,
Ø Демос подчиняется аристократии.
Гераклит (VI – V в.в. до н.э.)
Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь, так как из четырех стихий огонь наиболее подвижен и изменчив. Мысль о субстанциональности огня Гераклит выражает в сравнении его с золотом, а вещей — с товарами: «Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото».
Гераклит видел в огне не только то, что лежит в основе всего сущего, но и то, из чего все возникает. В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно жиьым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений огня строится космология Гераклита. Трактат «О природе» – три части: о боге, о Вселенной, о государстве. Считают основоположником диалектики и наивного материализма.
Ø Первоначало всего сущего – огонь, весь мир – огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий (космос - огонь – море – семя – земля, небо и все остальное),
Ø Вывел закон единства и борьбы противоположностей – борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе по необходимости,
Ø Считал, что весь мир находится в постоянном движении, все изменчиво, ничего нет неизменного – в одну и ту же реку нельзя войти дважды,
Ø Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории,
Ø Признавал относительность окружающего мира,
Ø Логос – Мировой разум – всепроникающее божество,
Ø Был сторонником чувственного познания окружающей действительности,
Ø Выступал за материальность души
Демокрит (460 – 370 г.г. до н.э.).- школа физиологов или атомистов.
Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита (460— 370 гг. до н. э.) Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения. Исходная мысль этого учения: «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разрршается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом». Философское учение Демокрита — это сформировавшийся, развитый в основных своих положениях античный материализм.
Много путешествовал, растратил отцовское имущество, вернулся на родину бедняком, но потом заслужил уважение сограждан, в конце жизни ослепил себя, чтобы зрение не мешало рассуждать о сущности вещей, около 70 трудов, был учеником Левкиппа, поэтому их учения разделить сложно:
Ø Весь материальный мир состоит из атомов, атом не делим, вечен, тождественен самому себе, но мир текуч и изменчив,
Ø Атомы однородны, бесконечны, лишены чувственных свойств, между атомами находится пустота, атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света,
Ø Атомы находятся в вечном движении, сталкиваясь друг с другом, они изменяют направление движения,
Ø Атомы образуют одушевленные и неодушевленные тела, сцепление атомов в одушевленных телах имеет тонкую структуру,
Ø Существует круговорот атомов, атомы невозможно увидеть путем чувственного познания,
Ø Мир вещественен, его первооснова – атом (а не вода, огонь и пр.),
Ø Не различает материальное и идеальное как две полностью противоположные сущности,
Ø Тело человека возникает из воды и грязи (как и тело животных), но отличается лишь тем, что получило больше теплоты, следовательно, человек – это животное, но с рассудком.
Элейская школа.
Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий — воды, воздуха, земли, огня — к бытию как таковому. Центральное понятие их философии — бытие. По словам Парменида, единственно истинным является положение: «Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать». С этим связано утверждение Парменида, что «мыслимо только сущее». Ибо «нельзя отыскать мысль без бытия, в котором осуществлена эта мысль». Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и из небытия, так как небытия нет. Если бытие есть, о нем нельзя сказать, что его не было раньше, то есть что оно возникает. Если оно есть, то нельзя сказать также, что оно будет, что оно останется бытием. Следовательно, бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественны м и всегда равным самому себе.
Ø Изучали проблемы познания,
Ø Жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное,
Ø Были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала,
Ø Считали все сущее материальным выражением идей – были предвестниками идеализма.
Парменид:
Ø Бытие есть, а небытия нет, бытие и небытие не тождественны,
Ø Бытие и мышление тождественны и как процесс и как результат,
Ø Абсолютная неизменность мира.
Зенон – учение Парменида.
Ø Апории – Ахиллес и черепаха, стрела,
Ø Бесконечность неисчерпаема и неисчислима,
Ø Движения вообще не начнется, следовательно, движения вообще не существует,
Ø Нужно быть очень внимательным, чтобы выразить мысль, а с помощью мысли отобразить реальные процессы.