Нравственные, эстетические, религиозные ценности в современном обществе.
Система ценностей— совокупность оценок человеком предметов и явлений окружающего мира — прямо указывает на то, как надо относиться к существующим потребностям, каким образом следует их формировать и корректировать. Формирование самой системы ценностей — результат сложного взаимодействия семейного воспитания, экономики, политики, культурных традиций, религии, науки, искусства и всего многообразия социальных процессов.Ценность— это значение предметов и явлений для человека и общества, оценка явлений и событий как добра или зла, полезного или вредного, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. п.Нравственные (моральные) ценности— это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностным почитанием его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Нравственными ценностями являются провозглашаемые обществом принципы, нормы, правила поведения, образцы должной жизни и идеалы. Нравственные ценности завуалированно пронизывают всю духовную культуру общества. Они отражаются в мировоззренческих философских концепциях, преломляются в произведениях искусства, усваиваются в процессе воспитания, закрепляются в различных моральных кодексах, этикете. Эстетические ценностиотражают представление людей о красоте, гармонии, совершенстве. Формирование эстетических ценностей осуществлялось на основе эстетического отношения к действительности, когда мир, природа, общество, сам человек выступали как предмет оценивания с позиций эстетических чувств и эстетических потребностей. Все эстетические категории несут в своем содержании оценку существующей действительности: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое и т. д.Важнейшей эстетической потребностью человека является потребность в прекрасном с его характерными свойствами гармонии и совершенства. Эстетическое чувство и эстетическая потребность лежат в основе творческой деятельности человека и выражают его стремление усовершенствовать окружающий мир и самого себя по законам Красоты. По-видимому, не случайно Ф.М. Достоевский утверждал, что «красота спасет мир». Это может стать возможным, если человек сам не будет уклоняться с пути добра и красоты.Религиозные ценности. С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, истин. Что же относится к общеобязательным истинам христианской религии? Первым и главным из них является исповедание личного, духовного, совершенного Начала — Бога. По христианскому учению, «Бог есть Любовь». Бог есть изначальное Бытие и одновременно Сознание. Бог есть реально существующий, неизменный личностный Идеал добра, истины, правды и конечная цель духовных устремлений человека. Основополагающей целью религии является нравственно-религиозная идея спасения, воздаяния за беды, невзгоды и несчастья, пережитые человеком в земной жизни. Религия и нравственность неразрывно связаны между собой. Нравственность, как и религия, не возникает в человеческом обществе в определенный момент времени, но присуща ему в той или иной форме на всех стадиях его развития. Везде и во все времена деятельность человека обусловливалась нравственными нормами и правилами нравственного содержания. История показывает, что религия всегда давала человеческой воле такие силы для нравственной деятельности, каких не может найти человек ни в естественных влечениях своей природы, ни в побуждениях разума. Религия немыслима без нравственности, которая есть соответствие поведения человека моральным принципам определенного мировоззрения. В религиозной морали имеется ряд простейших и важнейших норм нравственности, выработанных поколениями людей, этические ценности, принципы социального общежития, размышления и наблюдения над веяными моральными проблемами, правила отношений с природным окружением и т.д. А главное — решение таких вопросов, как: «зачем человек живет на свете?»; «в чем смысл жизни?»; «что есть добро и зло?». В религиозных формах человечество тысячелетиями накапливало и развивало понятия о милосердии, утешении, сострадании, воздаянии, долге и других нравственных императивах и принципах человеческой жизни. Религиозная мораль сохраняет некоторые культурные, национально-бытовые в прочие традиции.