Синергетическая парадигма в современной науке и философии (Пригожин, Хакен).
Основатель синергетического направления, профессор Герман Хакен определял синергетику как науку, исследующую сложные системы, состоящих большого количества компонентов - подсистем, которые, в свою очередь, взаимодействуют между собой в огромном механизме, тем самым являясь примером согласованного действия. Данные системы могут быть самой различной природы и соответственно изучаться различными науками: физикой, химией, биологией, математикой, экономикой, социологией, лингвистикой и т.п. Это означает, что синергетика обладает особым статусом - статусом междисциплинарности, который предполагает выявление и последующее описание общих закономерностей развития данных структур на языке «метанауки». Таким образом, синергетика предстает перед нами своеобразным мостом между различными сферами знания, устанавливая своего рода изоморфизм двух явлений, изучаемых специфическими средствами двух различных наук, которые обладают общей моделью. Синергетика устанавливает «живой» диалог между различными отраслями знания, моделями и концепциями отдельных научных дисциплин, что позволяет синергетике делать достояние одной области науки доступным пониманию представителям совсем другой.
Благодаря междисциплинарности, синергетика ведет к новому конструктивному диалогу между специалистами в различных научных дисциплинах, тем самым делая уверенные шаги в направлении синтеза естественнонаучных и гуманитарных наук. Синергетика также обладает свойствами "трансдисциплинарности" и "мультидисциплинарности". Первое характеризует такие исследования, которые идут "через" и "сквозь" различные дисциплины и выходят "за пределы" конкретных дисциплин, т.е. исследования, выходящие на более высокий уровень, независимый от той или иной конкретной дисциплины. Второе свойство означает то, что синергетика исследует предмет, который изучается одновременно несколькими научными дисциплинами. Синергетика является «золотой серединой» частных наук, которые рассматривают функционирование различных систем на основе детального изучения их отдельных частей и дисциплин, в поле зрения которых попадают структуры как единый целый механизм. Таким образом, можно смело утверждать, что синергетика имеет интегративную или синтетическую ценность.
Справедливости ради необходимо отметить, что появление нового междисциплинарного направления развития научного знания было встречено довольно-таки неоднозначно: «Хакена и его последователей обвиняли в честолюбивых замыслах, в умышленном введении в заблуждение. Кроме прочего утверждалось, будто кроме названия синергетика была напрочь лишена элементов новизны». То же можно без доли иронии сказать и о кибернетическом подходе. Однако это не стало преградой на пути дальнейшего развития проекта «метанаучной» дисциплины, который находится в стадии практической реализации и по сей день благодаря научным изысканиям И. Пригожина, Ф. Варела, Э. Ласло, К. Майнцера, Б. Мандельброта, Э. Морана и многих других ученых. И сегодня ученые предлагают синергетический подход к анализу процессов, протекающих в социальной и гуманитарной сферах. Явления самоорганизации, излучение сложности, богатство режимов, порождаемых необязательно сложными системами, оставляют простор для всех желающих. Однако нельзя не отметить, что перенос синергетических методов из области точного естествознания в области, традиционно считавшиеся безраздельными владениями далеких от математики гуманитариев, вскрыли один из наиболее плодотворных аспектов синергетики и существенно углубили наше понимание ее.
Синергетика, независимо от ее будущего, уже привела к расширению наших знаний о мире и даже наших незнаний. Ведь имеет смысл различать не только разные типы знания, но и разные типы незнания. Одно дело, когда мы не знаем, что чего-то не знаем, и совсем другое, когда мы знаем, что чего-то не знаем. Первое не волнует нас, человек и общество воспринимают подобное незнание как должное, тогда как второй тип незнания мобилизует исследователей на поиски причин того, что мы не знаем. Поэтому процесс движения мысли к истине не столь прост, как мы недавно полагали, думая, что исследование - суть движения от незнания через гипотезу к знанию. В действительности движение к истине предполагает осознание незнания чего-то, после которого незнание становится объектом изучения. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что тот революционный прорыв, который синергетика совершила на начальном этапе формирования своей методологической базы, позволит ей достичь высоких результатов в области познания окружающего мира (в основном, это сфера информационных технологий) уже в недалеком будущем.