Системно-эволюционная парадигма в современной философии и естествознании.

Парадигма (от греч. παράδειγμα – пример, образец), 1) понятие, используемое в античной и средневек. Философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

В философию науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г.Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распростанение приобрело после работ амер. историка физики Куна.

Понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания, для анализа научных революций. Оно применяется также в методологическом анализе различных научных дисциплин (психологии, химии, языкознания и др.).

Естествознание (Е.) – обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. – теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины.

В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигм. В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на всё Е. в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число. В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17–18 вв.); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. Группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему.

Структура диалектики.

Понятие диалектики возникло в древности и первоначально связывалось с искусством ведения диалога. Понятие диалектики ввел Сократ. В 20 в. благодаря Гегелю диалектика предстает в 3-х началах:совокупность объективных закономерностей в развитии,наука о процессе, который изучает логика,представление о методе познания и изучения бытия.

Исторические формы диалектики: - стихийная диалектика (античная философия), - идеалистическая (Гегель, Шеллинг), - материалистическая (Маркс, Энгельс), - мистическая или религиозная, - экзистенциональная.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика в современном философском мире представляет собой теорию развития всего сущего. Главная проблема – исследование развития.Основные принципы диалектики:1. принцип всеобщности связи и развития 2. принцип системности3. принцип причинности4. принцип историзма5. принцип всесторонности6. принцип развития.

Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий:сущность и явления

причина и следствиевозможность и действительностьформа и содержаниечасть и целое необходимость и случайность. Законы диалектики: 1. Единство и «борьба» противоположностей. Диалектическая концепция считает противоречия источником самодвижения, саморазвития объекта. Противоречие, по Гегелю, движет миром, является корнем всякого движения и жизненности. Закон единства и «борьбы» противоположностей занимает центральное место в материалистической диалектике, являясь ее «ядром». Он основан на признании противоречий природы вещей и явлений действительности. Противоположные стороны, свойства, тенденции не только зависят друг от друга, но они друг друга обусловливают, составляют единство. Нет притяжения без отталкивания, наследственности без изменчивости, ассимиляции без диссимиляции. Эти стороны находятся в отношении взаимополагания, взаимообусловленности, взаимопроникновения. Единство – важная сторона отношения противоположностей. Другая сторона этого отношения – взаимное отрицание противоположностей, их «борьба». Противоположности находятся в отношении взаимоисключения, взаимоотрицания. Противоречия возникают, развиваются и преодолеваются, ведут к возникновению нового качества, а это значит, что движение и развитие не привносится извне, а представляет собой самодвижение и саморазвитие.2. Взаимный переход количественных и качественных изменений. Диалектика рассматривает развитие в единстве количественных и качественных изменений. Развитие не есть лишь простое (количественное) уменьшение или увеличение, оно всегда, неизбежно приводит к возникновению нового качества, ведет к качественным изменениям, совершающимся в форме скачка. Сам переход в форме скачка закономерно обусловлен количественными изменениями и представляет собой их прерывность. Таким образом, развитие происходит в единстве прерывности и непрерывности. Диалектическое единство количественных и качественных изменений, единство прерывности и непрерывности выражается законом взаимного перехода количественных и качественных изменений. Данный закон определяет характер происходящих процессов, показывает, как совершается развитие.3. Отрицание отрицания. Развитие есть поступательное движение к новому качеству, которое предстает как результат взаимосвязанных переходов от старого к новому. Без отрицания старого возникновение и созревание нового невозможно. Отрицание старого не есть его полное уничтожение. Оно представляет собой связь нового и старого. Отмирает и исчезает отжившее. Содержание, которое необходимо и способно к дальнейшему совершенствованию и развитию, ничего существенного не утрачивает, оно «снимается» новым качеством, переходит в свою противоположность. Такое отрицание есть диалектическое отрицание, выражающее противоречивую природу поступательности и преемственности в процессе развития, характеризующее возникновение нового и относительную повторяемость, необходимость моментов старого. Таким образом, исходное состояние в силу противоречивой природы развития превращается в свою противоположность, свое отрицание, что, в свою очередь, неизбежно подлежит превращению уже этой противоположности в свою противоположность, происходит отрицание отрицания. Развитие как бы повторяет пройденные стадии, но на новой, более высокой ступени.



Наши рекомендации