Онтология- учения о бытии. Понятие бытия.
Для любого мировоззрения онтологическая проблематика является наиболее значимой. Эта проблематика обостряется в кризисные моменты жизни человека и общества.
Специфика философского осмысления бытия:
1) в отличие от натурфилософии онтология использует субстанциальный подход. Субстанция – это первооснова, первоначало, имеющее умозрительный характер;
2) в отличие от естествознания:
а) онтология использует умозрительный метод;
б) онтология создает обобщенный образ реальности, синтезируя данные частных дисциплин;
в) онтология изучает не только материальный, но и духовный мир;
г) онтология включает человека в картину мира, соотносит его бытие со всеобщим бытием.
Таким образом, онтология – это философская дисциплина, которая изучает универсальные основы бытия.
Бытие – понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее – онтология. Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир.
Бытие – это не синоним существования; в философии термин наполняется особым смыслом:
1) он указывает на всеобщее существование;
2) термин указывает на самодостаточное, первичное, беспричинное существование;
3) термин подразумевает осмысленность существования.
Философия проблематизирует бытие, заставляет человека задумываться над реальностью.
Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытие всеобъемлюще, многообразно и бесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы.
Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью.
Бытие вещей и процессов неживой природы – это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная – созданная человеком) природа, лишенная жизни.
Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты). Второй – это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное бытие; с) бытие идеального (духовного)
Основные модусы бытия: – бытие как субстанция (истинное бытие – исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее);
– бытие как логос (истинное бытие имеет своими признаками вечность и неизменность, оно должно существовать всегда или никогда; в этом случае бытие не субстрат, а полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок, логос);
– бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части – универсально-всеобщие идеи – эйдосы и материальные копии, соответствующие идеям).
Основные формы бытия:
– бытие вещей «первой природы» и «второй природы» – отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком, т.е. «вторую природу» – сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т. п.;
– духовный мир человека – единство в человеке социального и биологического, духовного (идеального) и материального. Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное (сознание индивида) и внеиндивидуализированное (общественное сознание). Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция.
Бытие как реальность многогранно, чрезвычайно сложно по структуре. В зависимости от оснований выделяют различные сферы, уровни и градации бытия. Например, можно рассматривать бытие как единство таких сфер:
1. Материально-предметное бытие. Это мир чувственно воспринимаемых объектов, которые воздействуют на сознание, мышление через органы чувств. Здесь бытие представлено как мир чувственных образов в его конкретно-предметном выражении. Это мир вещей, конкретных ситуаций, мир деятельности по созданию предметов, прежде всего, в трудовой, экономической, бытовой сферах бытия. В материалистической философии – это мир материи, объективной реальности.
2. Объективно-духовное бытие. Это духовная жизнь человека в его социальности: мир мыслей, научных теорий, познания, мир духовных ценностей, мир философии, мир эмоций, переживаний, мир отношений и пр., реально существующих как общечеловеческая культура, как общественное сознание, как менталитет той или иной нации, общества.
3. Общественно-историческое бытие. Включает в себя как материальные, так и духовные элементы бытия. Это реальные отношения в историческом времени: реформы, революции, войны, "переселение" народов, смена власти и форм государства, появление и исчезновение на карте новых стран, городов, цивилизаций и т.д.
4. Субъективно-личностное бытие. Оно включает в себя также материальный и духовный элементы, но это жизнедеятельность уже конкретного индивида с его неповторимым индивидуальным опытом, конкретными личностными проявлениями бытия, происходящими только с данным человеком, и тем уже отличающимися от общего течения жизни.
По формам движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (классификация Ф.Энгельса).
По системности взаимодействий: мегамир, макромир, микромир (вселенная, галактики, звездные системы, планеты, предметы, вещество, молекулы, атомы, ядра, элементарные частицы, поля и т.д.).
С философской точки зрения в структуре бытия можно выделить еще несколько градаций:
ü "Бытие само по себе" (объективное бытие), безотносительное к нашему сознанию, базовое, а значит, первичное. "Бытие для нас" (субъективное бытие). Это то бытие, которое мы сами конструируем, картина мира, в которой мы существуем и с которой, собственно, и взаимодействуем. "Бытие само по себе" соотносится с понятием вечности, а "бытие для нас" – с понятием временности, конечности, ограниченности в пространстве и во времени.
ü Бытие различается, как бытие действительное, фактическое, актуальное, наличное, проявленное (его можно каким-либо образом удостоверить), и как - бытие потенциальное, возможное, еще не проявленное (его можно только прогнозировать, предполагать). Бытие как акт и потенция (Аристотель, Спиноза).
ü Бытие истинное (смысловое, сущностное) – "мир идей" у Платона, Бог в религиозной онтологии, Абсолютная Идея у Гегеля и пр. и бытие неистинное (кажущееся, видимое) – бытие по мнению, бытие, не имеющее смысла.
Бытие и сущее. Понятие "сущее" также одно из важнейших понятий онтологии. Оно часто употребляется как синоним бытия. Но между ними есть свои различия:
а). В некоторых философских системах понятие "сущее" действительно употребляется для обозначения бытия в целом, служит синонимом бытия;
б). В других – под сущим понимают проявление некоторых отдельных форм бытия. Здесь сущее – обозначение части бытия;
в). Наконец, сущее выступает как основа бытия, как его абсолютное, неизменное начало, как субстанция, как его сущность.
Бытие и небытие. Интересными моментами являются некоторые точки зрения на соотношение бытия и небытия. Здесь небытие не отрицается как в учении элеатов. Наоборот, этой сфере придается основополагающая онтологическая роль и значение. Небытие рассматривается:
- как отрицательное бытие: бытие как полное отсутствие чего-либо вообще, бытие как равное ничто;
- как позитивное превосходство небытия над бытием (как, например, постулирование абсолютной свободы в философии Н.Бердяева);
- небытие – как лишь другая форма бытия: что-то было, но потеряло свою определенность, перестало быть тем, чем было, но совсем не исчезло, а превратилось во что-то другое ("стали мы и землей, и травой" – поется, например, в одной песне о войне). Вместе бытие и небытие и составляют вечность.
В данном понимании диалектика бытия и небытия может быть представлена в следующей интерпретации:
- небытие первично и абсолютно; небытие беспредельно во всех отношениях;
- небытие небытия есть бытие;
- бытие вторично и относительно, абсолютного бытия нет;
- выражением неустойчивости бытия является время, т.к. все существующее существует во времени, все возникает и погибает, переходит в небытие;
- возникновение и гибель не равномощны: все возникает на время, а погибает навечно;
- главной характеристикой бытия, его свидетельством (атрибутом) является его абсолютная гибельность.