Основные философские школы и направления
По позиции мыслителя в философии различаются направления, течения и школы.
Направление – это крупное подразделение, возникающее в результате ответа на важный мировоззренческий вопрос, дающее целостный взгляд на мир.
Материализм имеет продолжительную историю. Начала материализма были в философии Древнего мира (например, даосизм в Древнем Китае, милетская школа в Древней Греции).
Первая основная форма материализма – механистический материализм. Развитие эта форма материализма получила в философии Нового времени. Его известные представители: Ф. Бэкон, Гоббс, Ламетри, Гольбах. Этот материализм опирается на достижения естествознания, главным образом на механику. Материальный мир представлялся как весьма сложный и неизменный механизм, в котором все причинно обусловлено и необходимо. Механистические, метафизические материалисты были материалистами в объяснении природы, но не поднялись до материализма в понимании общества; считая, что в обществе нет механической причинности, они утверждали, что в нем действует моральные принципы..
Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм. Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса и Энгельса. В течение довольно длительного периода они были канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходит отказ от некоторых их положений, выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в плане диалектического материализма.
Материализм в социальном плане имеет свои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрессивного изменения общественной жизни.
Идеализм существует в двух видах: объективный и субъективный.
Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному (Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п.). Это идеальное, духовное начало порождает мир вещей, предметов, а также и человеческое сознание. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объективно, эта форма идеализма и называется объективным идеализмом.
Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии являются Платон Фома Аквинский, Гегель.
Платон говорит о двух мирах: мире идей и мире вещей. Все виды вещей имеют свой прообраз в виде соответствующей идеи. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой души на основе идей как прообразов создает мир вещей. Здесь важно отметить, что, по Платону, мир вещей создается из некой пассивной, неопределенной материи. Идея сотворения материи была представлена в христианской философии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский.
Если у Платона говорилось о мире идей, то у Гегеля исходным началом утверждалась «абсолютная идея».
В субъективном идеализмеутверждается зависимость мира, вещей и т. п. от человека, от его сознания. Известными представителями субъективного идеализма являются Беркли, Фихте.
Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается следующим образом. Прежде всего он утверждает относительность воспринимаемых качеств. Так, в зависимости от расстояния один и тот же предмет кажется намто большим, то малым. Далее, все, что мы знаем о предметах, сводится к ощущениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому то, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность наших ощущений, восприятий. Отсюда следовал известный тезис Беркли: Esse-percipi – «Существовать – значит быть воспринимаемым». Об объективном же существовании, т. е. существовании вне и независимо от восприятий, с точки зрения Беркли, вообще говорить нельзя. Субъективные идеалисты говорят, что мир таков, каким мы его представляем, и т. п.
Направления в общем:
Как устроен мир?
Материализм – это воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действительности – не только материальной, но и душевной и духовной – в материи. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими человеческими проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т.д.), которые он отклоняет как мнимые.
Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.
Дуализм – это сосуществование двух различных, не сводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений.