Лекция IV. Буддийская картина мира.

Мифология Буддизма.

П л а н

  1. Космография.
  2. Адские местопребывания.
  3. Местопребывания богов.
  4. Бодхисаттвология.
  5. Буддология.

Будда в своей проповеди избегал говорить о космологии. Однако буддизм как мировая религия не мог не выработать свой собственный взгляд на Вселенную. Об этом мы и поговорим сегодня. Буддийская космология тесно связана с мифологическими представлениями. Мифология буддизма столь обширна, что изложить её более или менее подробно в нашем курсе не представляется возможным. Поэтому мы дадим общую схему, а детально рассмотрим только учение о буддах и бодхисаттвах, которые представляются нам наиболее важными.

Космография.

Космологическая проблематика буддизма представлена в сочинении Васубандху (ок. 410 – ок. 490 гг.) “Энциклопедия Абхидхармы”, в частности – в трактате “Учение о мире”. У Вселенной нет Творца, она есть результат совокупных действий (кармы) живых существ в прошлых рождениях.

В основе Вселенной располагается “круг ветра” – некая цилиндрическая форма, которая возникла благодаря совокупной карме живых существ. Это – материальная основа космических миров, в которых развёртывается тотальный принцип “всё есть страдание”. Таким образом, “круг ветра” – это материализованное страдание.

“Круг ветра” покоится в акаше – пространстве психического опыта. Акаша не имеет опоры. Вселенная как материальный мир возникает благодаря деятельности живых существ, и главную роль в этой деятельности играет сознание. Никто из живых существ не ставит своей целью породить Вселенную – это непланируемый результат прошлых существований. Таким образом, у Вселенной нет ни Творца, ни какой-либо цели существования.

Выше “круга ветра” располагается “круг воды”. Это также цилиндрическая форма, являющаяся результатом кармической деятельности живых существ. Вода пребывает в движении под действием ветра, порождённого совокупной кармой живых существ, и это движение способствует превращению поверхности круга воды в золото (Васубандху уподобляет этот процесс появлению пенки на кипящем молоке). Главным космогоническим агентом является ветер: благодаря ему облака проливаются дождём на твёрдый “круг ветра”, а на поверхности “круга воды” затвердевает “круг золота” – “золотая земля”.

На “круге золота”, расположенном над водой, возвышаются пять гор – Меру, Югандхара, Ишадхара, Кхадирака и Сударшана. В другом месте Васубандху сообщает, что на “круге золота” стоят восемь великих горных цепей, в центре которых – гора Сумеру (Меру). Внешняя горная цепь, называемая Ниминдхара, окружает остальные, подобно стене. За пределами Ниминдхары располагаются четыре континента. Гранцией этой малой вселенной служит железная горная цепь Чакравада. До этих пределов может простираться сакральная власть Чакравартина – Правителя Вселенной.

Гора Меру состоит из четырёх драгоценностей: её четыре стороны соответственно из золота, серебра, лазурита и хрусталя. Эти драгоценности образовались из взаимодействия золота и дождевых потоков, несущих в себе материальные потенции преобразования вещества. Четыре стороны Меру сияют, окрашивая небосвод соответственно цвету своего сияния. Над континентом Джамбудвипа, где живём мы с вами, небо кажется голубым, потому что к нему обращена лазуритовая плоскость Меру.

Все горы, кончая Чакравадой, погружены в воду и опираются на золотую землю. Между горами и горными цепями – семь прохладных морей, ограниченных извне горной цепью Ниминдхара. Эти восемь полноводных морей состоят из воды, обладающей восемью качествами – она прохладная, сладкая, лёгкая, мягкая, прозрачная, благовонная, не вредит горлу и не отягощает желудок. Первое из этих морей расположено между Сумеру и Югандхарой. Другие моря уменьшаются по своим размерам вдвое по сравнению с предыдущим. Между золотой горной цепью Ниминдхара и железной Чакравадой находится великий внешний океан, воды которого имеют солёный вкус. В этом солёном океане и расположены четыре континента, ориентированные по сторонам горы Меру.

Континент Джамбудвипа по своей форме подобен колеснице. В центре этого континента на земле из золота стоит алмазный трон. Сидя на троне, бодхисаттвы пребывают в состоянии йогического сосредоточения, подобном алмазу. Такое изменённое состояние сознания противостоит возникновению аффектов с твёрдостью алмаза. Единственное место, подходящее для этой практики – трон в центре Джамбудвипы.

На севере Джамбудвипы возвышаются три чёрных горы; если двигаться от них на юг, обнаруживаются ещё две горные преграды по три горы в каждой. За этими девятью горами располагается гора Химават, а за ней – гора с опьяняющим запахом. Ещё южнее расположено озеро Анаватапта (“Ненагреваемое”). Вода в озере имеет т.е. же восемь свойств, что и вода внутренних морей. Из озера вытекает река Ганг. Выйти к этому озеру нелегко для людей, которые не обладают сверхнормальными способностями. Поблизости от Анаватапты находится дерево Джамбу, от которого получил название материк. Его плоды сладки и очень приятны на вкус.

На востоке от Меру находится континент Пурвавидеха, имеющий форму полумесяца. На запад от Меру располагается круглый континент Годания. На севере – континент Уттаракуру, форма которого подобна сиденью. Внешний вид людей, которые населяют эти континенты, подобен конфигурации материка: “какова форма континента, такова и форма лица”.

Между четырёх основных материков находятся промежуточные. Их восемь: рядом с восточным материком Пурвавидеха – Деха и Видеха; рядом с северным – Куру и Каурава; рядом с западным – Гатха и Уттарамантрина; рядом с южным – Чамара и Авара. Васубандху говорит, что все эти промежуточные континенты населены людьми. Однако Махавибхаша утверждает, что один из них заселён ракшасами. Ракшасы – это ночные чудовища, которые преследуют людей и создают помехи в отправлении жертвенных ритуалов.

Адские местопребывания.

Под континентом Джамбудвипа находятся восемь адов, расположенных этажами. Самый глубокий – великий ад Авичи (“Без избавления”), над ним последовательно – Пратапана, Тапана, Махараурава, Раурава, Сангхата, Каласутра и Санджива.

Эти адские местопребывания заполнены существами, избывающими кармические следствия своих ужасных деяний. Следует, однако, помнить, что адские жители не тождественны христианским грешникам. Речь идёт о типологическом классе живых существ, называемых нарака. Это несчастная форма существования, а не вид наказания, поскольку нет творящего суд и наказывающего субъекта. Рождение в аду – результат функционирования причинно-следственной закономерности. Нарака объявляется в соответствующем аду, падая туда вниз головой; он не проходит стадий возрастного развития и не имеет возможности для какой-либо индивидуальной активности. В великом аду Авичи страдание непрерывно, тогда как в других адах бывают паузы. Однако в других семи адах также нет никаких приятных ощущений.

Основные восемь адов имеют по четыре стороны и по четверо ворот. Ады разделены на множество частей и окружены железной стеной; их своды также из железа. Адская твердь – это пылающее и искрящееся раскалённое железо.

Основные ады сопровождаются дополнительными, которых у каждого ада шестнадцать. Эти дополнительные ады располагаются по четыре у каждых ворот основных адов.

В аду Кукула (“Горящие угли”) нарака пребывают по колено в горящих углях, их плоть подвергается ожогам до полного обугливания. Когда же нарака приподнимает ногу из углей, плоть снова возрождается.

Кунапа – это Грязь, море нечистот, кишащее клюворотыми червями, головы которых черны, а тела белы. Своим иглообразным ртом эти черви язвят плоть нарака до костей.

Кшурамарга – Великий путь, сплошь утыканный острыми лезвиями. Когда нарака вступает на этот путь, его плоть рассекается, затем срастается и рассекается вновь.

Асипаттравана – Лес, в котором деревья имеют вместо листьев мечи. Опадая, эти листья рассекают тела нарака, а собаки Шьямашабала пожирают рассечённую плоть.

Аяхшалмаливана – Лес железных деревьев шалмали, покрытых острыми шипами в 16 пальцев длиной. Нарака принуждены то взбираться на эти деревья, то спускаться с них. В этом лесу есть ещё и вороны с железными клювами, которые выклёвывают несчастным глаза.

Вайтарани – река, наполненная кипящей солёной водой; брода в этой реке нет. На её берегах несут стражу воины с мечами, копьями и палицами; они не дают нарака выбраться на сушу.

Нарака первоначально попадают в один из основных адов. Выходя через любые из четырёх ворот, они оказываются в каком-либо дополнительном аду.

Буддисты много дискутировали о том, считать ли хранителей ада живыми существами. Ранние хинаянисты считали, что это некие “роботы”, действие которых объясняется совокупной энергией живых существ. Действия хранителей ада они уподобляли движению первоначальных ветров, которые обусловливают космогонический процесс. Ашвагхоша полагал, что это – живые существа, ракшасы Ямы, те, кто испытывает удовольствие от чужих страданий. Они бросают нарака в различные ады по воле царя претов Ямы. Васубандху утверждал, что ракшасы Ямы – это тоже нарака. Тела этих ракшасов состоят из специфических элементов, неподвластных огню. Ракшасами Ямы рождаются в результате приверженности садистским действиям в прошлых рождениях. Но поскольку в адах они продолжают мучить живые существа, их карма реализуется немедленно и они сами страдают в тех же адских местопребываниях, подвергаясь действию адского пламени, но не сгорая в нём.

Теперь нам следует сказать несколько слов о том, кто такой Яма. В буддийской мифологии это – бог смерти. После своей земной кончины существа предстают перед Ямой, который решает, заслуживают ли они рая или ада. Во многих буддийских текстах говорится о нескольких Ямах. В Ваджраяне Яма перечисляется среди главных дхармапал – божественных защитников буддийского учения. В подчинении Ямы находятся голодные духи прета. У них огромное чрево и очень маленький рот, размерами с игольное ушко, поэтому они всегда голодны. К рождению в виде прета ведут алчность, скупость и чревоугодие. Среди прета есть такие, кто обладает сверхъестественными способностями и потому обретает божественную славу.

В Тибете существует замечательная легенда. Некогда был отшельник, который жил в пещере и предавался там глубокой медитации. Через пятьдесят лет созерцания он должен был уйти в нирвану. Однажды ночью, когда прошло 49 лет, 11 месяцев и 29 дней, в его пещеру вошли два разбойника с украденным быком. Быка они тут же убили, отрубив ему голову. Когда разбойники увидели аскета, они решили убить его как свидетеля их преступления. Отшельник умолял их пощадить его жизнь, уверяя, что он скоро уйдёт в нирвану; если же они убьют его, он потеряет 50 лет совершенствования. Однако разбойники не поверили и отрубили ему голову. Тогда тело отшельника приняло страшные формы адского царя Ямы. Взяв бычью голову, он посадил её себе на шею. Затем он убил обоих разбойников и выпил их кровь из их черепов. В своей ярости он намеревался истребить всех тибетцев. Тибетцы взмолились бодхисаттве Манджушри, который, приняв устрашающие формы, победил Яму и изгнал его в ад.

Восемь великих адов, о которых мы говорили, называются горячими. Существует ещё восемь холодных адских местопребываний: Арбуда, Нирарбуда, Агата, Хахава, Хухува, Утпала, Падма и Махападма. Названия холодных адов соответствуют изменениям тел и звукам, издаваемым нарака под действием холода. Они также расположены под Джамбудвипой, на одном уровне с горячими адами. Кроме того, есть ещё локальные ады, которые располагаются не только в толще материка, но и на его поверхности.

Местопребывания богов.

Небесные светила трактуются как божественные дворцы. Буддизм насчитывает четырёх великих правителей мира: Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана. Это – стражи 4-х сторон света, именуемые локапала. Они обитают на террасах горы Сумеру. Дхритараштра ассоциирован с востоком, Вирудхака – с югом, Вирупакша – с западом, Вайшравана – с севером. Кроме этих четырёх, есть ещё другие локапала – например, местные божества Юго-Восточной Азии. Так, например, апостол Тибета Падмасамбхава включил бонские божества в буддийскую мифологию именно в ранге локапал.

Четыре великих правителя мира управляют четырьмя классами существ. Дхритараштра повелевает гандхарвами; Вирудхака – кумбхандами; Вирупакша – нагами; Вайшравана – якшами.

На плоской вершине горы Сумеру обитают боги группы Тридцати трёх. Легенда повествует о благочестивом брахмане Магхе и его тридцати двух товарищах, которые обрели новое рождение в сфере небожителей. Магха родился богом Индрой (его буддийское имя – Шакра), освободил гору Меру от демонов и построил стены для защиты местопребывания богов. Эти боги подчинены закономерностям сансары, как и все остальные существа. Плоская площадка на вершине Сумеру имеет форму квадрата; по её углам располагаются четыре пика, на которых обитают Ваджрапани, т.е. якши, именуемые “С ваджрой в руке”. В середине плато располагается город Сударшана (“Прекрасный”). Его окружает золотая стена. Земля в этом городе разноцветная (101 цвет), мягкая и пружинит под ногами. Сударшана – город бога Шакры (Индры); его дворец называется Вайджаянта). В городе растёт дерево Ковидара: под этим деревом Будда Шакьямуни проповедовал своё учение тому божеству, которое в прошлом рождении было его матерью.

Над сферой Тридцати трёх последовательно располагаются боги групп Ямы (боги Ямы отличны от ракшасов, обитающих в адах), Тушита, Нирманарати, Паранирмитавашаватри и Брахмы. Ещё выше находятся другие боги, распределённые в 16-ти местах обитания. Итак, существует 22 класса богов. Шесть первых классов богов, начиная с Четырёх великих правителей мира, способны к чувственным наслаждениям и относятся к чувственной сфере бытия.

Боги группы Тушита располагаются в сфере, где преобладают радость и удовлетворение. Особенно развиты представления о “небесах Тушита” в Махаяне. Здесь пребывают те бодхисаттвы, которым предстоит войти в мир людей в статусе будд. Так, здесь находится Майтрейя, который начнёт новую проповедь Учения в будущей кальпе.

Божества группы Нирманарати наслаждаются собственными магическими творениями. Эти боги достигают сексуального наслаждения в момент обмена улыбками, а накал их страсти разрешается смехом.

Выше них находятся боги, контролирующие магические наслаждения, созданные другими. Сексуальное желание они удовлетворяют, обмениваясь взглядами.

Дети богов рождаются чудесным образом у них на коленях.

Боги мира форм смертны, но они очень продолжительное время пребывают в в трёх счастливых состояниях. Первое такое состояние выражается в счастье, возникшем благодаря оставлению неблагих дхарм. Второе – в счастье, дарующем переживание радости, причём эта радость обусловлена прекращением различающей интеллектуальной деятельности. Третье состояние – счастье, свободное от переживания радости, ибо радость нарушает равновесие сознания.

Теперь мы оставим очень сложный буддийские пантеон и обратимся к более важному для нас учению о бодхисаттвах.

Бодхисаттвология.

Бодхисаттвы в Хинаяне

Бодхисаттва (букв. “существо, стремящееся к просветлению”) – в буддийском учении человек (или какое-нибудь другое существо, например, животное или обитатель ада), который принял решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений – сансары и спасти все живые существа от страданий.

Бодхисаттвами в хинаяне считаются только бывшие Будды (их число не превышает 24) до момента просветления. Бодхисаттвой считался и будда нынешнего периода Шакьямуни в рождениях, предшествующих последнему, в котором Шакьямуни достиг окончательного просветления. Рассказы о предыдущих рождениях будды Шакьямуни собраны в разделе “Джатака” (ок. 550 рассказов), входящего в “Сутта-питаку” палийского канона. В джатаках бодхисаттва часто выступает не только в облике человека, но и в облике животных и различных мифических существ (нагов, якшей и др.).

Характерной для бодхисаттвы является встреча в одном из рождений с буддой текущего периода, во время которой будда предрекает ему будущее просветление.

Перед своей последней земной жизнью бодхисаттва пребывает на небе Тушита – четвёртом уровне небес сферы желаний (см. схему буддийского космоса).

Находясь на этом небе, бодхисаттва совершает восемь больших проверок: время, материк, страну, семью, родительницу, срок жизни, месяц и отречение. Проверка времени означает, каков обычный срок жизни людей, населяющих землю. Он должен быть не более 100 тысяч лет (иначе старость и смерть незаметны и проповедь не удаётся) и не менее ста лет (тогда у людей слишком мощные аффекты и вразумить их невозможно). “Проверяет материк и страну” – рождение будущего будды обязательно в “срединной стране” материка Джамбу. Проверяет семью, родительницу и срок жизни будущий будда может родиться только в брахманской или кшатрийской семье, родительница его должна не иметь пороков и умереть на седьмой день после родов. Что означает проверка месяца и отречения, неясно.

В настоящее время бодхисаттвой является Майтрея – будда грядущего мирового порядка. Сейчас Майтрея обитает в небе Тушита, где ждёт времени своего вступления в мир людей. Майтрея – единственный бодхисаттва, который почитается во всех трёх течениях буддизма – хинаяне, махаяне и ваджраяне. С этим бодхисаттвой были связаны эсхатологические концепции, характерные как для южного, так и тибетского буддизма. Интересное описание подобного рода настроений оставил китайский путешественник Фа Сянь, посетивший Цейлон в начале 5 в. Приведём отрывок из этого описания:

“Некий индийский монах, восседая на высоком сидении, произносил сутру, которая гласила: “... Когда иссякнет учение Будды, срок жизни людей сократится до пяти лет, и в эти пять лет всего будет мало – и риса, и масла. Тогда народ, жестоко озлоблен, станет выдирать траву и деревья, но травы превратятся в ножи, а деревья – в палки; и все бросятся друг друга колотить, резать да убивать. Но останутся ещё среди них достойные, и удалятся они в горы... Когда же в мир явится Майтрея и начнёт вращать колесо учения, то прежде всего спасёт тех последователей учения, завещанного Шакьямуни, кто ушёл от мира, кто принял три защиты, пять воздержаний и восемь обетов, кто приносил дары Трём драгоценностям. Во вторую же и в третью очередь он спасёт тех, кто связан мирскими узами”. Фа Сянь пожелал переписать эту сутру, но сей человек сказал: “Это не сутра, но откровение моего сердца”.

Таким образом, в целом в хинаяне бодхисаттва не играл большой роли в реализации конечной цели буддийского учения – спасении живых существ из океана сансары, и, следовательно, это понятие не подвергалось подробной философской разработке. Каждый человек должен был сам добиваться своего спасения. Религиозным идеалом хинаяны был идеал архата – святого, который самостоятельно пошёл по указанному Буддой пути и вошёл в конечную безостановочную нирвану. На этом пути никакой другой человек не мог помочь ему (в том числе и Будда – он лишь указал направление пути) и сам он, в свою очередь, ничем не может помочь другим. Способы и методы достижения архатства подробно разбирались и обосновывались в буддийской философской литературе. Интересно, что в “Дхаммападе” – своеобразном “катехизисе” хинаяны – понятие бодхисаттвы вообще не упоминается.

Наши рекомендации