Бодхисаттва – религиозный идеал махаяны

В начале новой эры в Индии формируется новое буддийское направление, отличавшееся от хинаяны уже в своих исходных посылках. Представители этого направления исходили из тезиса о возможности спасения широкого круга живых существ, а не только узкого круга монахов. В конечном счёте теоретики нового направления пришли к заключению о принципиальной возможности каждого человека обрести нирвану, причём в нынешней его жизни. Последователи этого типа буддийской религии назвали своё учение махаяной – “великой колесницей”, прежде всего имея ввиду всеобщность спасения. Махаянское понимание спасения сопровождалось переосмыслением известных буддийских положений и разработкой новых. Изменения коснулись и образа бодхисаттвы.

Во-первых, число бодхисаттв в махаяне считается неограниченным, и каждый верующий способен стать одним из них, если пройдёт путь духовного совершенствования; поэтому махаяна часто называлась “бодхисаттво-яной” (“колесницей бодхисаттв”).

Во-вторых, было радикально переосмыслено само содержание понятия бодхисаттвы. Бодхисаттва становится одной из центральных фигур махаяны, её религиозным идеалом. Бодхисаттва махаяны – это существо, прошедшее все этапы на пути к просветлению, но не входящий в нирвану из великого сострадания (маха-каруна) ко всем живым существам. Бодхисаттва добровольно остаётся в сансаре, чтобы облегчить страдания всех живых существ . помочь им достичь нирваны.

Хинаянская концепция архатства подверглась в махаяне суровой критике: высказывались сомнения в подлинном совершенстве архатов. Их обвиняли в том, что они заботятся исключительно о собственном освобождении и. достигнув его, остаются безразличными к страданиям других, даже как бы противопоставляют себя другим людям. По убеждению махаянистов, архат не преодолевал полностью оков собственного “Я”, и в этом проявлялся индивидуализм и эгоцентризм сторонников хинаяны. Религиозным идеалом махаяны стал не архат, сконцентрировавший все помыслы и стремления на своём освобождении, а бодхисаттва. В махаянских сочинениях бодхисаттва сравнивается с щедрым человеком, раздающим пищу другим, архат же всё поглощает сам. Будучи совершенным, бодхисаттва сознательно пребывает в этом мире, чтобы помочь людям найти дорогу к освобождению. Его основные атрибуты – мудрость (праджня), сострадание (каруна), “абсолютное всезнание” – означают, что он воплощает в себе идею освобождения от любых мирских уз и вместе с тем выступает как практический наставник, помогающий верующим обрести религиозную истину. Махаяна обосновала концепцию трёх путей: достижение архатства, просветление пратьека-будд (“просветлённый сам для себя”) и высший путь – бодхисаттв. Иными словами, она не столько отвергала хинаянский идеал, сколько считала его узким, эгоистичным.

Путь бодхисаттвы начинается с “поднятия духа просветления” (бодхичитты), после чего бодхисаттва (обычно в присутствии будды или другого бодхисаттвы) даёт обет спасти все живые существа от оков сансары:

“Я принимаю на себя... деяния всех существ, также и тех, которые наказаны, которые в адах, которые в иных мирах... Я должен нести бремя всех существ, ибо я дал обет спасти все живые существа, благополучно провести их сквозь лес рождения, старости, болезни, смерти и перерождения... Я не забочусь о своём спасении, я стремлюсь наделить все существа великолепием высшей мудрости. Я принимаю на себя все страдания всех живых существ. Я избавлю вселенную из леса чистилища, из чрева плоти, из сферы смерти. Я ведь решился достичь высшей мудрости ради всего живущего, чтобы спасти мир”.

Используя на своём пути десять парамит (совершенств), бодхисаттва достигает “противоположного берега”. т. е. нирваны: с помощью парамит бодхисаттва добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием бодхисаттвы.

Путь бодхисаттвы разделён на уровни (бхуми), которых обычно насчитывается десять. Длительность пути бодхисаттвы равняется примерно трём неисчислимым кальпам (каждая – миллионы лет), причём в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй – седьмой, а в течение третьей – десятый. На своём пути бодхисаттва перерождается много раз, причём в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисаттва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь несколько воплощений.

В популярном вероучении бодхисаттва не столько помогает верующим в достижении религиозной цели, сколько обеспечивает благополучие их на земле. В гимне Авалокитешваре (одном из самых популярных бодхисаттв Махаяны) говорится: “Если человек упадёт в огонь, пусть он вспомнит об Авалокитешваре, и огонь потухнет. Если человек в оковах, пусть он вспомнит об Авалокитешваре, и оковы спадут. Если человек окружён врагами, которые уже подъяли мечи свои, чтобы сразить его, пусть он вспомнит об Авалокитешваре, и враги эти тотчас станут ему друзьями... в час смерти, в час беды он верный покровитель, верное прибежище”. Можно предполагать, что в соперничестве с хинаянистами махаянисты придали своему религиозному идеалу черты традиционного образа, понятного широким массам, – божественного существа, “ответственного” за судьбы верующего в этом мире и в будущем. Бодхисаттва тем самым превращался в объект поклонения.

В пантеон махаяны в качестве бодхисаттв включены реально существовавшие люди, которых впоследствии (а отчасти и при жизни) наделили мифологическими чертами. Среди них – индийские учителя и теоретики буддизма, основатели философских школ. Так, основатель виджнянавады Арьяасанга считался бодхисаттвой третьего уровня, а создатель мадхьямики Нагарджуна – девятой. Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические бодхисаттвы – Авалокитешвара, Манджушри, Кшитигарбха и др.

Этика бодхисаттвы

В популярном буддизме бодхисаттва выступает эталоном сострадания и милосердия. В основе всех поступков бодхисаттвы, проявлений его щедрости, правдивости и т. п. лежит сострадание. Всё гибнет и исчезает в этом мире, но никогда не иссякает великое сострадание бодхисаттвы. “Сострадание к живым существам считаю я, – говорит Бодхисаттва-руру, – сжатым выражекнием дхармы, которая подразделяется на воздержание от причинения вреда, воровства и т. д.”. Сострадание способствует росту всех остальных добродетелей, как дождь – росту хлеба.

Одним из важнейших деяний бодхисаттвы считается пожертвование собственного тела для блага живых существ. Так, в санскритской джатаке о тигрице рассказывается о том, как Бодхисаттва накормил своим телом голодную тигрицу, чтобы спасти её от искушения съесть собственных детёнышей. Именно в сюжетах о пожертвовании собственного тела состоит главное отличие санскритской “Гирлянды джатак” от джатак палийского канона.

На философском уровне этический идеал бодхисаттвы понимался несколько иначе. Как подчёркивал О. О. Розенберг, цель буддизма сводится к уничтожению эмпирического бытия; идеалы практического морального характера поэтому не могут являться целью, ибо вся этика буддизма не что иное, как только средство к достижению того, чтобы эмпирического не было вовсе. “Великое сострадание” бодхисаттвы понималось как реализация определённых психотехнических (йогических) методик, в ходе которых происходило снятие оппозиции субъектно-объектных отношений. “Если у Бодхисаттвы есть образ “Я”, образ “существо”, образ “человек”, образ “долгожитель (т. е. душа)”, то он не является бодхисаттвой... Бодхисаттва, упроченный в законе, не должен совершать даяние, пребывая в цвето-форме, не должен совершать даяние, пребывая в звуке, запахе, осязательных ошущениях или же пребывая в “дхармах” (пять скандх, формирующих эмпирическую личность)”.Таким образом, “великое сострадание” бодхисаттв есть определённое состояние сознания, реализуемое бодхисаттвами высокого уровня.

Наши рекомендации