Биосоциальные компоненты социальной структуры общества (этническая и демографическая структуры).
а) этническая структура общества. Генетически первой малой группой была семья, из которой складывался род как первая этническая общность. Род, понимаемый в качестве кровнородственного объединения людей, являлся основной социальной и производительной ячейкой первобытного общества. Объединение же двух и более родов (иногда оно насчитывало несколько тысяч человек) составляло племя. Но объединение не означает механического сложения родов. Племя есть объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, так как в основе его продолжают оставаться кровнородственные связи. Но формирование племени уже кладет начало разделению функций внутри общности: хозяйственная функция остается за родом, другие общественные функции закрепляются за племенной организацией.
В основу следующей, более высокой формы общности – народности – легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Возникновению народностей предшествует распад родоплеменных связей и образование на этой основе новой общности – уже не сугубо этнической, а социально-этнической. В виду своей большей численности и рассеянностипо территории возникает потребность в новом уровне хозяйственных связей по сравнению с племенем, и вместе с тем здесь нет еще той целостности экономической жизни, которая возникает у нации. Это относительно неустойчивая общность.
В недрах феодализма по мере углубления и укрепления экономических связей происходит процесс становления наций. Эта общность людей характеризуется следующими признаками. Во-первых, это общность территории. Во-вторых, общность языка. Национальный язык – это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь миллионов и десятков миллионов людей. В–третьих, общность экономической жизни на базе сравнительно развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. В-четвертых, общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа. Психический склад нации является отражением в сознании нации особенностей ее экономического и политического развития, взаимоотношений с другими народами, конкретных географических условий. Он проявляется в особенностях национального быта, в нравах, привычках, склонностях людей определенной нации, особенностях их фольклора, песен, танцев и т. п. В-пятых, наличие национального самосознания. Это субъективный признак нации, который характеризуется сознательным отнесением себя к той или иной национальной общности, идентификацией с ней. Следовательно, нация – это исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.
б) демографическая структура общества. В качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона. Народонаселение неразрывно связано со многими компонентами единого социального организма, прежде всего с экономикой. На экономику влияют следующие показатели народонаселения:
1. общая численность населения. Оптимальное количество населения для хорошо интегрированного, единого производственно-рыночного пространства определяется сегодня примерно в 250 млн. человек: при гораздо меньшем народонаселении становится экономически невыгодной дальнейшая межгосударственная специализация и кооперирование производства, при гораздо большем – резко возрастают расходы на транспортировку продукции.
2. плотность народонаселения. В регионах с редким населением затруднено разделение труда, и доминирующей остается тенденция к сохранению натурального хозяйства, экономически невыгодным является наращивание информационно-транспортной инфраструктуры.
3. Темпы роста народонаселения. При крайне низких темпах роста воспроизводство личностного элемента производительных сил происходит на суживающейся основе, что сказывается и на величине совокупного национального продукта, а значит и национального дохода. При чрезмерно высоких темпах народонаселения развитие экономики тоже замедляется, так как значительная часть национального дохода идет просто на физическое сохранение вновь родившихся.
4. Миграционная подвижность населения. Какой эффект – положительных или отрицательный – оказывает миграция в каждом конкретном случае зависит от ее темпов, направленности и структуры миграционных потоков.
5. Состояние психофизического здоровья населения. Ухудшение психофизического здоровья населения ведет к снижению производительности труда в народном хозяйстве, требует отвлечения дополнительных средств на здравоохранение и содержание инвалидов. Если психофизическое здоровье населения ухудшается из поколения в поколение, начинается деградация фонда нации.
Воздействие демографических факторов обнаруживается также в морали. Любой сбой в демографических отношениях тут же откликается в практике нравственных отношений. Достаточно вспомнить моральные последствия Отечественной войны, связанные с обвалом семейной структуры общества, распадом многих миллионов семей.
В отличие от сферы морали, где сначала под демографическим воздействием видоизменяется нравственная практика, а уже потом – моральное сознание общества вырабатывает осуждающие либо поощряющие нормативы, вполитике и праве демографические деформации и изменение демографической ситуации в целом сначала должны быть осознаны и только после этого в политическую и правовую практику вносятся коррективы. Отслеживание демографических изменений и реагирование на них составляют важную часть политики и права. В то же время влияние демографических факторов находит свое выражение во многих разделах внешней и внутренней политики. Например, сейчас вносятся коррективы в законы о воинской службе, видоизменяются проекты военной реформы, поскольку нельзя не учитывать замедляющиеся темпы роста народонаселения и ухудшающееся состояние психофизического здоровья молодежи.
При рассмотрении демографических процессов важным является вопрос об их обусловленности, детерминированности. Наибольшее распространение среди теорий, утверждающих обусловленность народонаселения исключительно биологическими факторами, получило мальтузианство по имени его основателя Томаса Мальтуса. Он выступил с попыткой обосновать «вечный закон народонаселения», суть которого состоит в постоянном стремлении всех живых существ размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении средств к существованию. Мальтус придал своему закону математическое выражение, заключив, что численность населения из поколения в поколение растет в геометрической прогрессии, а количество материальных ресурсов лишь в арифметической прогрессии, в результате чего народонаселение удваивается раз в 25 лет, а дефицит средств существования постоянно возрастает. По своему методологическому подходу теория Мальтуса представляет собой яркий образец вульгарной социологии, не признающей специфики социального организма по сравнению с другими формами бытия. Вместе с тем, законы народонаселения с необходимостью имеют, на ряду с биологическим, исторический характер, поскольку демографические процессы находятся под определяющим воздействием социально-экономических факторов. В связи с этим законы народонаселения точнее было бы назвать биосоциальными.
3. Социальные компоненты структуры (поселенческая, классовая, профессионально-образовательная структуры общества, социальная стратификация).а) поселенческая структура общества есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Каждый из основных типов поселения – деревня и город – может быть правильно понят только в условиях соотносительного рассмотрения, сравнении их друг с другом. Наиболее характерные черты, позволяющие городу дистанцироваться от села это: профессиональная занятость населения преимущественно несельскохозяйственным трудом; преобладание такого рода занятий, которые позволяют иметь урегулированное рабочее время и, следовательно, определенный объем свободного времени; качественно иной уровень доступа к получению образования, особенно высшего, приобретению желательной профессии; большая по сравнению с селянами миграционная подвижность; большая свобода в выборе микросреды (приятельского окружения, трудового коллектива); большая политическая активность, что объясняется большей организованностью и концентрацией горожан по месту их профессиональной деятельности, более высоким образовательным уровнем; специфическая и качественно, и количественно городская семья – она отличается от сельской меньшей средней величиной и отпадением (либо сужением) ряда функций, прежде всего хозяйственно-производственной.
Разумеется, в современных условиях демаркационная линия между городом и деревней оказывается довольно размытой. Разрыв между ними по всем указанным моментам в двадцатом веке значительно сократился, идет процесс идентификации образа жизни.
Вся история цивилизации в интересующем нас сейчас аспекте может быть представлена как история урбанизации, т. е. как процесс возрастания роли городов, поглощения ими все большей доли народонаселения, приобщения даже тех, кто остается жить в деревне к материальным и духовным приобретениям городской культуры. Миграция в город объяснялась стремительным ростом индустрии, который до самого последнего времени рассматривался как беспредельный по своим возможностям. К тому же бегством в город многие из селян пытались приобщиться к городской культуре. Однако урбанизация постепенно высвечивала и негативные стороны городской жизни: превышающие всякие нормы загрязнения воздуха и воды, сведение к минимуму «зеленого пространства»; взлет нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний в связи со сверхнапряженным городским темпом жизни, отключенностью от физического труда и малоподвижностью. В связи с этим сегодня во многом справедливо говорят, что наступил кризис города как традиционной формы поселения. Но это не означает, что процесс урбанизации однозначно сменится противоположным ему по направленности процессом рурализации. В настоящее время обнаруживаются элементы синтеза всего позитивного, что заложено в каждом из этих типов поселения.
б) классы и классовые отношения. Классы стали формироваться еще в недрах первобытного общества. Это понятие было впервые употреблено еще в начале девятнадцатого века французскими историками Ф. Гизо и О. Тьери, а также английскими политэкономами А. Смитом и Д. Рикардо. Карл Маркс абсолютизировал роль классов и классовой борьбы в историческом развитии общества. Вместе с тем в марксистской литературе имеется одно из наиболее удачных исходных определений понятия «класс». В качестве классов здесь определялись большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». По К. Марксу, в капиталистическом обществе имелось два класса – буржуазия и пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство и интеллигенция; социалистическая революция ведет к ликвидации классового деления общества.
Сущность классово-статусной модели М. Вебера (1982) состоит в том, что в ней обосновывается существование класса собственников, рабочего класса, мелкой буржуазии, интеллигенции и «беловоротничковых» служащих. Здесь под классами понимаются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги; группы статуса не связаны с рыночной ситуацией и различаются по образу жизни. В трактовке Р. Дарендорфа (1959) общество в социальном отношении распадается на господствующий класс, подчиненный класс, бесклассовые группы, дифференцированные на основе отношений власти; все классовые отношения включают в себя конфликтующие интересы. Позиция М. Вебера, Р. Дарендорфа больше учитывает те изменения в социальной сфере, которые произошли в обществе на протяжении всего двадцатого столетия и которые ортодоксальные сторонники классовой концепции К. Маркса не в состоянии ныне уместить в свои упрощенческие представления об обществе.
К настоящему времени многими российскими философами и социологами принимается такое представление о дифференциации социальных общностей в экономически развитых странах: все общества этих стран подразделяются на три большие группы. Первая группа – это высший, или правящий, класс. В нее включаются собственники основных средств производства и капитала, а также лица, занимающие ведущее положение в управлении фирмами, государственными структурами. Вторая группа – это класс производственных и непроизводственных работников, объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства, занятых преимущественно исполнительским трудом в различных сферах материального и нематериального производства. Третья группа – средний класс, занимающий промежуточное положение между первой и второй группами. К их числу относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих. Исследователи отмечают, что общая направленность эволюции социальной структуры в России во многом совпадает с общемировыми тенденциями. Вместе с тем, в России имеются и свои особенности: усиление социального неравенства, поляризация населения, маргинализация социальных слоев.
в) социальная стратификация. Многие исследователи социальной структуры общества стали применять в своем анализе понятие «страты» - обозначение социальных слоев меньшего масштаба, чем классы. Вместе с тем понятие «страт» способно охватить собой значительно большее количество социальных общностей, чем понятие «класс», более многосторонне охарактеризовать социум и более конкретно проследить динамику, мобильность социальной структуры.
Одним из родоначальников теории социальной стратификации является П. А. Сорокин. Он подчеркивал, что социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. П. А. Сорокин детально проанализировал три основные формы стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. В каждой из них он выделил по нескольку страт и показал взаимопереплетенность трех основных форм.
Концепция социальной стратификации не устраняет, а дополняет концепцию классового подразделения общества. Она способна конкретизировать макроанализ структуры общества и более точно определять изменения, происходящие в обществе.
г) профессионально-образовательная структура. Общество приобрело профессионально-образовательную структуру лишь с окончательным утверждением трех великих общественных разделений труда. Образование выступает как необходимый компонент воспроизводства общественного человека, его социализации. Вместе с тем, в философской и социологической литературе нет однозначного решения вопроса о статусе интеллигенции – чрезвычайно важном компоненте в профессионально-образовательной структуре общества. Интеллигенция не является ни классом, ни внутриклассовым слоем, ни межклассовой прослойкой. Интеллигенция есть многослойная общность людей, профессионально занимающихся умственным, по преимуществу сложным, творческим трудом. Поэтому интеллигенция является одновременно и профессиональной, и образовательной общностью. Это – общность людей с высоким образовательным уровнем, ибо такого уровня требует сам характер их труда. В силу этого именно в интеллигенции сосредоточен основной интеллектуальный потенциал общества. И общество, которое, не понимая этого, с пренебрежением относится к своей интеллигенции, не имеет перспектив.