Материально-производственная сфера жизни общества

ПЛАН:

1. Общая характеристика материально-экономической сферы жизни общества. Производство общественной жизни

2. Материальное производство, его место в системе общественного производства

3.Человек в структуре производительных сил. Проблема свободы личности

1.Общая характеристика материально-экономической сферы жизни общества. Производство общественной жизни. В процессе своей жизнедеятельности люди осуществляют общественное производство как производство и воспроизводство общественной жизни. Материальное производство сопровождается складыванием определенных производственных отношений между людьми. Человек создает свой социально-практический способ существования, в процессе которого он изменяет природу и меняется сам.

Одной из сфер жизни общества, в которой получает выражение деятельная, общественная сущность человека – материально-производственная. В социальной философии эта область общественной жизни обозначается различными категориями: экономическая, материально-производственная, материальная сфера общественной жизни. В любом случае, ясно, что речь идет об области общественной жизни, связанной с деятельностью человека по производству, распределению, обмену и потреблению результатов труда: материальных благ, услуг, материально-экономических условий жизни.

Производство общественной жизни есть постоянное воспроизведение условий существования отдельного человека и общества в целом. Оно охватывает материальное производство, духовное производство, производство самого человека. В отечественной философии сложилась традиция считать материальное производство ведущим элементом общественного производства. Если посмотреть на эту проблему с позиции потребностей, то естественно первым уровнем потребностей являются потребности в жилье, пище, одежде и др. Поэтому материальное производство выступает как фундаментальное условие жизни людей, исторического процесса.

Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей. Можно сказать, что потребности создали человека. Удовлетворяя их, он превратился в существо, наделенное разумом, способное творить вторую природу, используя сырьевые ресурсы первой. Потребность есть запрос личности, социальной группы, нации, общества в целом к объективной реальности. Социально-практический способ бытия человека формируется за счет становления у него целого ряда общественных потребностей и прежде всего потребности в труде и средствах производства.

В социально-практическом способе бытия главенствующую роль играет общественное производство. В ней прежде всего развивается система орудий, в которой закрепляется разделение труда между работниками производства и аккумулируется их производственный опыт. Общественное производство – это прежде всего реальное воздействие человека на природу, в процессе которого он создает необходимые вещи. В своих усилиях человек полагается на орудия труда. По мере усложнения общественных потребностей растут масштабы преобразования природного вещества и удлиняется сама цепь последовательных операций по изготовлению средств их удовлетворения. К.Маркс писал: «Человек в процессе производства может действовать лишь так как действует сама природа, т.е. может изменять лишь формы веществ» (Маркс К., Энгельс Ф. Т.23. С.51-52).

Экономическая сфера жизни общества – это материальная жизнь людей, их общественное бытие, заключающееся в производстве и потреблении материальных благ, а также те отношения, в которые люди вступают в процессе общественного производства – производственные отношения.

В процессе материального производства участвуют люди; они организуют, направляют, осуществляют этот процесс благодаря своим физическим данным, знаниям, опыту, навыкам. Весь уклад жизни людей зависит в конечном счете от того способа, каким люди в каждую историческую эпоху производят материальные блага. Материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Значение материального производства не ограничивается тем, что оно – необходимое условие существования общества и человека. Весь строй жизнедеятельности людей в конечном счете зависит от способа, каким люди в каждую историческую эпоху производят материальные блага. Способ производства материальных благ – это тот способ общественной деятельности, которым люди производят и присваивают материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей. Это также способ соединения рабочей силы со средствами производства.

Структуру способа производства составляют производительные силы общества и производственные отношения. Производительные силы – это силы, участвующие в осуществлении общественного производства. Они выражают отношение человека к природе в процессе материального производства, степень господства человека над природой. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества.

Конкретным проявлением средств труда выступает техника как система создаваемых человеком машин, инструментов, транспортных средств и приспособлений, необходимых для эффективного осуществления производственной деятельности. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. Из всей совокупности технических средств определяющими в жизни и развитии общества являются те, которые функционируют в сфере материального производства. Техника, таким образом, есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство. Уровень развития техники – показатель степени овладения человеком силами природы. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и .т.д. Сложность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование. Наука все больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство – технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всех видов науки необходимо говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетических, этических, философских ценностях его бытия.

Итак, человек является одухотворяющим началом всего процесса общественного производства, впитавшего в себя опыт всемирной истории человечества. Производство не является самоцелью развития общества, а служит в конечном счете лишь средством развития его главной ценности – человека. Именно в трудовом процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и самоутверждение человека как высшей ценности.

Таким образом, производительные силы – это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техника и достижения науки. Показателем уровня развития производительных сил общества является производительность труда, измеряемая не только количеством продукции, создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более – развитием и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.

Технический прогресс – важнейший фактор роста производительности труда, а следовательно, показатель уровня развития производительных сил общества. Современное развитие производительных сил основывается на широкой базе научно-технического прогресса. Он связан с бурным развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, массовой компьютеризацией и т.д. Современная научно-техническая революция есть коренная перестройка в развитии производительных сил, а ее основные черты – превращение науки в ведущую силу производства, внедрение автоматического управления, изменение технологических методов производства и форм его организации. Она затрагивает не только производственно-технологические, экономические процессы, но развивает человеческий фактор, изменяет характер и формы общения людей, совершенствуя все стороны общественной жизни. Научно-технический прогресс породил различные технократические теории. Их суть в основном сводилась к идее о том, что всеобщая технизация жизни способна решить все социальные проблемы.

Широкое распространение получила концепция «постиндустриального» общества (Д.Белл, Р.Арон и др.), согласно которой обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития общественной жизни будут научные центры. В последние годы получили распространение и противоположные концепции технофобии, т.е. страха перед всепроникающей и всепоглощающей силой техники. Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в тисках научно-технического прогресса. С этой точки зрения научно-технический прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества. Обе эти концепции отражают существование реальных социальных и мировоззренческих проблем, порождаемых научно-техническим прогрессом.

Определенному уровню развития производительных сил всегда соответствуют и определенные производственные отношения. Это соответствие имеет закономерный характер и подтверждается всем ходом истории. Нарушение этой закономерности приводит к застойным явлениям в производстве, тормозит развитие всего общества. При первобытнообщинном строе, например, люди вступали в коллективистские отношения потому, что крайняя неразвитость орудий труда восполнялась объединенной силой рода или племени, иначе люди не смогли бы выжить. Производственные отношения, в которые люди вступали в процессе производства, оказывались детерминированными не их сознанием, а реальным состоянием производительных сил. Ту же закономерность можно проследить и на последующих ступенях материального производства, развивавшегося в антагонистических, основанных на эксплуатации формах производственных отношений.

Производственные отношения – это вторая сторона способа производства, которая выражает экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе материального производства: отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Производственные отношения – это внешнее выражение характера способа производства, то существенное, что отличает один способ производства от другого.

Характер производственных отношений определяется формой собственности на средства производства. Объектом собственности может быть вещь, предмет, в принципе, все, что угодно, любая ценность любого вида. Точно так же объектом собственности могут быть и сами способности человека как физические так и духовные. Качество собственности принадлежит именно человеку, поэтому человек в своем отношении к вещи обретает черты владельца, хозяина, распорядителя вещи, некоего объекта. Как писал Н.А.Бердяев, «в собственности есть онтологическое зерно, она имеет связь с самим принципом личности» (Бердяев Н.А. О назначении человека. Мир философии. М., 1991. Т.2 С.230). От того, кому принадлежат средства производства, зависит и характер отношений в сфере распределения, т.е. определения доли каждого в получении произведенного продукта или товара, в сфере обмена и потребления. Система производственных отношений обширна – от индивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства, определяющего сущность данного общественного строя.

Производственные отношения могут оцениваться с двух точек зрения: 1) с точки зрения степени их социальной справедливости – нравственно-политический аспект;

2) с точки зрения их способности стимулировать материальное производство – экономический аспект.

Реализация этих функций производственными отношениями носит конкретно-исторический характер. Основу экономических отношений составляют отношения к средствам производства. В обществе, где господствует частная собственность на средства производства, складываются отношения господства и подчинения и общество при этом распадается на антагонистические классы. Эти отношения оказывают непосредственное влияние на распределение производимых благ. В родовом обществе при натуральном хозяйстве распределение продуктов труда носило уравнительный характер, а в классово-антагонистическом большая часть благ принадлежит господствующим классам.

Экономические отношения – это производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Они формируют содержание других социальных отношений и в этой функции выступают как системообразующий фактор общества. Производственные отношения выступают в качестве объективного критерия для определения общественно-экономических формаций, т.к. с помощью категории производственных отношений возможно познание законов исторического развития общества.

Развитие экономических отношений обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать работников производства, как этого требует содержание и характер труда. Социальная несправедливость в экономической сфере, ограничение индивида в доступе к мировым культурным ценностям, в разумном, научно обоснованном потреблении и быту сужают экономическую основу производства и подрывают производительную силу общества. Не промышленное оборудование само по себе , а экономические отношения (собственность, обмен, распределение и потребление) обусловливают культивирование способностей и потребностей человека, его воспроизводство в качестве производительной силы и высокоразвитого гражданина общества. Без достижения социальной справедливости в распределительных отношениях невозможно совершенствование экономической стороны производственных отношений, а следовательно и совершенствование всего общества.

Нарушения в системе хозяйственно-экономического механизма порождают глубокие негативные явления во всех сферах, которые, если их вовремя не обнаружить и не устранить, могут приобрести необратимый характер. Развитие общественного производства поставило перед общественной мыслью две проблемы: каковы причины богатства и как избавить общество от нищеты. Первую проблему рассматривает в своей работе « Исследование о природе и причинах богатства народов» английский экономист А.Смит, в которой развивает трудовую теорию прибавочной стоимости. Английский экономист Альфред Маршалл автор книги «Принципы экономической науки» ставит серьезно вопрос о неизбежности вообще существования так называемых «низших классов», от рождения обреченных на тяжелый труд, чтобы обеспечивать другим людям возможность вести изысканный и культурный образ жизни. В своем творчестве Маркс объединяет эти две проблемы. Он выдвигает категорию общественно-экономической формации, т.е. общества, находящегося на определенной ступени исторического развития. Общественное богатство растет за счет эксплуатации рабочих, присвоения прибавочной стоимости. Ликвидировать нищету, по Марксу, можно лишь уничтожив капиталистов. Объединив две разные проблемы и дав им одно решение, Маркс загнал общество в «тупик»: если источник богатства в эксплуатации, то последняя неустранима и даже ликвидация класса капиталистов не спасет рабочих от эксплуатации. Изменится лишь «хозяин». Опыт «реального социализма» наглядно показал, как можно эксплуатировать рабочих на государственных предприятиях. Не может быть вечно справедливых отношений собственности, как вечно прогрессивных экономических способов стимулирования производства. До определенной поры они соответствуют уровню материального производства и тем самым являются исторически справедливыми, но затем стареют и превращаются в тормоз производства.

Маршалл сформулировал закон, согласно которому потребление ниже необходимого уровня приносит обществу не экономию, а потери. Вследствие этого индустриальное общество, если оно желает развивать свои производительные силы, просто обязано обеспечить для всех трудящихся потребление выше необходимого и постоянно поддерживать повышение уровня потребления. Индустриальное общество, отвечая на требования времени, в итоге смогло получить положительные результаты для всего общества в сфере массового производства и потребления.

Что касается полного упразднения классов и социальных групп, то оно относится к области социальных утопий. Соответственно, невозможна ликвидация разделения труда. Предоставление каждому индивиду одинаковых возможностей в доступе к достижениям культуры будет способствовать развитию профессиональных способностей в соответствии с наклонностями личности и общественной необходимостью. Человек, будучи субъектом исторического процесса, одновременно – и творец собственных переживаний, научных теорий и духовных ценностей.

Материализм определил научное познание общества, поскольку была найдена его материальная основа, развитие которой подчиняется строго объективным законам. В материалистическом понимании истории неразрывно связаны идея детерминированности человека объективными условиями бытия и признание свободы, активности, творчества. Каждый человек, включая руководящих деятелей в различные периоды истории, являются представителями своего времени, своей эпохи, продуктом сформировавших его обстоятельств. Но человек также является творцом обстоятельств, практически изменяющий условия своего существования. Участвуя в производстве, он развивается сам и совершенствует орудия труда. Это порождает со временем противоречия в способе производства, а вместе с ними новые интересы, потребности, взгляды. Таким образом, человек является главным действующим субъектом истории, создавая одновременно себя и общество, производя необходимые для жизни материальные блага, воплощая в себе смысл и цель исторического процесса.

2.3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЕЕ СТРУКТУРА

ПЛАН:

Наши рекомендации