О становлении философии техники
Область философских интересов человека изменяется от од-
ной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области де-
ятельности человека она становится все более самостоятельной,
начиная привлекать к себе особое внимание. Человек не может
обойтись без тщательного анализа того, что доминирует в его жиз-
ни. В качестве примера к сказанному выше можно указать на
философию языка, рассмотренную в предыдущей главе. Уже
в античности философы придавали языку важное значение,
но не наиважнейшее. Лишь в XX веке философия языка начи-
нает занимать в философии центральное место. Нечто аналогич-
ное происходило и с техникой. Не сразу человеческая цивили-
зация стала технической, случилось это где-то к XX веку. Имен-
но в это время появились первые работы по философии техни-
ке, принадлежали они немецкому философу Эрнсту Каппу
и русскому инженеру Петру Климентъевичу Энгельмейеру.
Оба мыслителя отлично сознавали, что в новых условиях нель-
зя ограничиваться односторонним, узким пониманием техники.
Как отмечал Энгелъмеиер, необходимо «пытаться видеть в пер-
спективе, каковы должны быть формы взаимодействия между
техникой и обществом». Понимание техники в широкой перспек-
тиве невозможно без особой философии — философии техники,
которая занимается осмыслением технической деятельности че-
ловека, ее значения и перспектив.
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА?
Как только мы обращаемся к философии техники, на нас сра-
зу же обрушивается камнепад проблем. На первый взгляд, все
обстоит просто. Но чем глубже мы вникаем в суть дела, тем боль-
ше проблем и неясностей.
На самом деле, разве не достаточно определить технику как
совокупность технических устройств, орудий труда, машин,
станков, сооружений? Вроде бы самодостаточны и другие опре-
деления техники, например такие: техника — это инструмент,
который использует человек для удовлетворения своих потреб-
ностей; техника — это использование природы в интересах че-
ловека; техника — это практическое воплощение наук, особен-
но естественных; техника — это двигатель прогресса. Все пра-
вильно, но недостаточно.
Философы техники обращают внимание на отрицательные по-
следствия развития техники: разрушается природа (экологиче-
ский кризис), обедняется атмосфера ценностей человека, обще-
ство становится большой машиной, мегамашиной, в которой
многим очень неуютно, техника становится вроде бы самостоя-
тельной силой, которая тащит человека невесть куда. Эти фило-
софы задают правомерный вопрос: «А действительно ли человек
понимает, что такое техника?» Логика этих философов безупреч-
на: если бы человек понимал технику, то он сумел бы как вос-
пользоваться ее достоинствами (их никто не отрицает), так и не
допустить отрицательные последствия. Но этого нет, следователь-
но, мы плохо понимаем технику. Выход один — настойчиво раз-
вивать философию техники.
Итак, пока мы не готовы дать углубленное понимание, опре-
деление техники. Видимо, ограничимся предположением, что по
аналогии с языком техника есть сложный знак, символ всей де-
ятельности человека, его ценностей.
техника как освоение вещества, энергии,
информации
Характеризуя специфику техники, как правило, подчерки-
вают, что в ней осваивается вещество, энергия и информация.
Вещество (сырье, материалы) находятся в природе в «связанном»
состоянии, поэтому его добывают, выделяют, производят в хи-
мико-технологических производствах.
Впрочем, часто человека интересует не вещество, а скрытая
в нем энергия. Разработано много способов получения энергии,
наиболее впечатляющими являются с этой точки зрения различ-
ного рода электростанции. Благодаря электророзеткам в наших
квартирах мы имеем возможность подключаться к источникам
электромагнитной энергии.
Наконец, еще одно достоинство техники — возможность хра-
нения, обработки и передачи информации, т.е. различных све-
дений. Речь идет об электронно-вычислительной технике и ре-
ализуемых на ее основе информационных технологиях. Как от-
мечал Норберт Винер, стоявший у истоков современной кибер-
нетики (науки об управлении сложными системами), «информа-
ция есть информация, а не материя и не энергия».
Замечание Винера интересно тем, что оно указывает на нео-
бычность использования современной техникой природного ма-
териала. Оказывается, манипулировать можно не только ве-
ществом и энергией, но и информацией. Что такое информация?
Из философии языка известно, что информация содержится
в предложениях. Предложение можно высказать (звуками), за-
писать буквами (на бумаге, камне и т.д.). Как выяснилось, его
можно записать едва ли не на любом физическом носителе.
Но особенно эффективной оказалась магнитная запись. Развитие
этой технологии и привело к расцвету информационной техни-
ки, что особенно зримо выразилось в превращении персонально-
го компьютера в предмет домашнего обихода. Как видим, инфор-
мация немыслима вне языка. Но язык — это весь мир челове-
ческого представления в знаковой форме. В той или иной степе-
ни это относится и к информационной технике. Информацион-
ная техника есть символ деятельности человека.
Обратите внимание, как хитро использует человек природный
материал в информационной технике — он записывает на нем
посредством определенного языка в виде сведений, информации
свой человеческий мир. Так человек умудряется выразить себя
в природном материале.
обзор: интерпретации природы техники
Рассмотрим теперь интерпретации техники профессиональ-
ными философами. Любое понимание техники есть своеобраз-
ная интерпретация, универсального понимания техники не су-
ществует.
• Начнем, как обычно, с античности. Когда на вопрос Хе-
рефонта жрица-прорицательница Пифия в храме Аполлона
в Дельфах ответила: «Сократ превыше всех мудростью», и это
было доведено до Сократа, то тот, как бы проверяя жрицу, по-
шел смотреть на работу ремесленников. Убедившись, что ремес-
ленники превосходят его в конкретном знании, Сократ, одна-
ко, отметил свое преимущество в отвлеченном знании, т.е. в зна-
нии общего, идей. Аристотель придерживался также точки
зрения Сократа: «наставники более мудры не благодаря умению
действовать, а потому что они обладают отвлеченным знанием
и знают причины». Для греков технэ (искусство, умение) ниже
мудрости и ключом для понимания его, технэ, является знание
общего.
• В средние века техника считается отблеском божественно-
го творчества, с чем ее и сопоставляют. Техника по-прежнему со-
храняет вторичное значение.
• В Новое время человек видит в технике преимущественно
силу своего собственного разума и своих инженерных способно-
стей. Техника выступает как прямое продолжение науки и же-
лания человека господствовать над природой. Техника сама при-
обретает характер силы, господствующей над человеком. Маркс
приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества
оказываются производительные силы, средства производства,
а это — техника.
• Особый интерес представляет для нас интерпретация тех-
ники в XX веке, ведь только в то время философия техники ста-
ла самостоятельной философской дисциплиной.
Испанский философ Ортега-и-Гассет указывал в связи с ана-
лизом техники на двойственность человека — он отличен от при-
роды и вместе с тем посредством техники он с ней сливается.
Вот здесь-то и скрыта одна из проблем: человеку надо опа-
саться того, что он «потеряется» в технике, забудет о себе. Эту
важную мысль очень ясно формулировал Карл Ясперс: «...тех-
ника двойственна... Поскольку техника сама не ставит перед со-
бой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предше-
ствует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она
сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Имен-
но поэтому ее следует направлять».
Итак, и Ортега-и-Гассет и Ясперс считают, что содержание
технике придает сам человек. Вопрос в том, какое именно со-
держание человек придает технике, не готовит ли он сам себе ка-
тастрофу?
• Лидер феноменологов Гуссерль считал, что человек прида-
ет технике негативное содержание. Происходит это следующим
образом: богатый жизненный мир человека переводится в науч-
ные понятия, затем на основе этих понятий создают технику.
В итоге забывают о жизненном мире человека. Так развивает-
ся кризис человека и его науки, и его техники. Есть ли выход
из этого затруднительного положения? Да, наверно, есть, но для
этого и наука, и техника должны сотвориться как полноценные
знаки жизненного мира человека. Техника — это обычно бед-
ный знак нашей жизни, его следует наполнить этой жизнью.
Для этого нужна хорошая, по Гуссерлю, феноменологическая фи-
лософия.
• Лидер герменевтов Хайдеггер не меньше Гуссерля недово-
лен современным состоянием техники. Он считал, что человек,
создав технику, поставив ее перед собой, не удосужился проду-
мать вопрос о ее природе. Между тем «сущность техники вовсе
не есть что-то техническое...». Хайдеггер предлагает вновь
и вновь возвращаться к углубленному анализу природы техни-
ки. Его мечта состоит в том, чтобы техника была сродни искус-
ству. Человек использует в искусстве природные материалы, но та-
ким образом, что именно истинно человеческое определяет ли-
цо искусства.
• Философы-аналитики обычно рассматривают технику не са-
му по себе, а в цепочке: наука — логика — язык — техника —
техническая рациональность — информационная интерпретация.
Это означает, что техника рассматривается как прямое продол-
жение той рациональности, которая заключена в науке, логике,
языке. Сама эта рациональность понимается в русле информа-
ционных наук. Философы-аналитики смотрят на будущее тех-
ники намного более оптимистично, чем феноменологи и герме-
невты.
• Из русских философов конца XX века интересный подход
к пониманию техники разработал Г.П.Щедровицкий. Суть раз-
виваемой им философии он называл мыследеятельностью. Это оз-
начало, что сначала нужно выработать правильную мысль (что
достигается в процессе проведения многодневных семинаров), а за-
тем разработать, причем непременно, программу действий. Ще-
дровицкий был единственным, кто прямо и без обиняков заяв-
лял, что современная философия должна быть организована так
же, как технические науки. В таком случае она действительно
приобретает практический характер.
• Итак, все философы техники едины в одном: техника есть
знак самого человека, но далеко не всегда удачный знак. В фи-
лософии все видят ключ к гармонии техники и человека. Чело-
век не должен в технике забывать самого себя.
МОЖНО ЛИ ЗАМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА ТЕХНИЧЕСКИМ
УСТРОЙСТВОМ?
Выше неоднократно подчеркивалось, что значение техники
в жизни человека постоянно возрастает. В связи с этим возни-
кает вопрос о возможности замены человека техникой. Не слу-
чится ли так, что техника заменит самого человека, частично или —
о, ужас! — даже полностью?
Данный вопрос обсуждался много-много раз. Наиболее рас-
пространенная точка зрения признает заменимость человека
в том случае, когда он сам выступает как техническое устрой-
ство. Так, на производствах внедряют новую технику, а часть лю-
дей остается не у дел. Причина всегда одна и та же: замещаемый
человек рядом с машиной выглядит как несовершенное устрой-
ство. Например, внедрение новой печатной техники оставляет без
работы наборщиков, грузчики не выдерживают конкуренции
с погрузочно-разгрузочной техникой, а счетоводы с персональ-
ными компьютерами.
В то же время техника не составляет человеку конкуренции
там, где человек проявляет свои способности, а именно способ-
ность к выработке ценностей, целей действий в принципиально
непредвиденных обстоятельствах. Машины не ставят цели, не до-
биваются исполнения намерений, они реализуют вложенные
в них человеком программы, не более того.
Техника XX века поставила человека перед выбором: либо ты —
личность с развитыми способностями, использующая технику для
достижения целей и реализации ценностей, либо ты функцио-
нируешь подобно техническому устройству. В этом случае рано
или поздно ты будешь замещен техникой. Будь человеком, и ни-
какая техника тебе не страшна.
техника и этика
Из сказанного можно сделать вывод: ни в коем случае нель-
зя допустить, чтобы техника лишила нас статуса человека. Как
этого добиться? Что значит быть человеком в технической ци-
вилизации? Самый интересный, с нашей точки зрения, ответ на
эти вопросы заключается в требовании быть человеком мораль-
ным. В конце XX века требование быть моральным означает быть
ответственным. Этика ответственности — это ключ к разреше-
нию различного рода кризисов, связанных с бесконтрольным раз-
203
витием техники. Человек может сделать больше, чем он имеет
на то моральное право. В этой связи и возникает потребность в осо-
бой этике, ориентированной на содержание технической деятель-
ности человека.
Напомним читателю, что этика ответственности требует тща-
тельной моральной интерпретации решений и действий, пред-
принимаемых человеком. Это — изначальная ориентация на
добро, на диалог с другими людьми, в котором каждому надле-
жит занять достойное место. Техника является средством для до-
стижения добра. А природа добра определяется в процессе ин-
терпретации. Строго говоря, здесь нет и не может быть оконча-
тельных решений, кроме одного: стремись к максимальной
ответственности. Вместе с тем, как свидетельствуют многочис-
ленные декларации, коммюнике конференций ученых и специ-
алистов в области техники, собраний сообществ технических ра-
ботников, многие ценности приобрели характер устойчивых мо-
ральных норм.
Обычно отмечается, что частные, локальные интересы не
могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями лю-
дей, их стремлением к справедливости, счастью, свободе, безо-
пасности, экологическому совершенству и здоровью. Ни один из
аспектов техники не является морально нейтральным. Недопу-
стимо делать человека придатком машины. Каждая техническая
новация должна пройти проверку на предмет того, действитель-
но ли она способствует развитию человека как творческой ответ-
ственной личности.
Каков заслуживающий одобрения моральный облик техни-
ка, инженера? Он — рационалист, обладает набором техничес-
ких навыков и умений, имеет склонность к изобретательской де-
ятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, пре-
дан своему делу, искренен, правдив.
Интересно, что в различного рода моральных кодексах инже-
неров и техников приоритет отдается базисным ценностям: че-
стности, справедливости, счастью и свободе. На последующее ме-
сто ставятся профессиональные добродетели: солидарность с кол-
легами, аккуратность и тщательность в работе. Порой утверж-
дается, что достаточно, если мораль инженера базируется на На-
горной проповеди Христа.
Итак, техническая деятельность человека не является нейт-
ральной в этическом отношении. Моральным идеалом техниче-
ской деятельности человека является этика ответственности.
Техника — это символ этики человека, как ее чистоты, так
и нечистоплотности.
О ПОЛЬЗЕ МОРАЛЬНЫХ КОДЕКСОВ
Два десятка лет тому назад в России невозможно было най-
ти учебное заведение или учреждение, в котором бы на видном
месте не красовался так называемый «Моральный кодекс стро-
ителя коммунизма». Кодекс предписывал любить свою социали-
стическую Родину, беречь социалистическую собственность,
быть честным и т.д. Этот кодекс был принят далеко не всеми граж-
данами России, некоторые его осмеивали, шуткам и анекдотам
не было конца. Возможно, во многом из-за этого кодекса в рос-
сийском народе возникло известное предубеждение ко всяким мо-
ральным кодексам.
А между тем на Западе моральные кодексы распространены
очень широко. Разумеется, нельзя исключить ситуации, когда
моральные кодексы не отражают практические потребности
и действительные устремления людей. Не в меньшей степени бес-
спорно также, что во многих случаях моральные кодексы не на-
вязываются людям извне, а являются результатом работы, про-
веденной сотрудниками фирмы или членами научного, техниче-
ского или какого-либо другого сообщества.
Нет абсолютно ничего зазорного в подписании морального ко-
декса, содержащего те ценности, искренним приверженцем ко-
торых является подписант. Думается, будущему медику клятва
Гиппократа отнюдь не повредит.
Человек — существо моральное, этим следует гордиться.
основные выводы
• Техника как совокупность технических устройств есть знак
всей деятельности человека, его ценностей.
• В технике человек часто вредит себе, он забывает себя.
• Человек как существо, вырабатывающее цели и ценности,
не может быть замещен техникой. Техникой может быть заме-
щен человек, выполняющий функцию технического устройства.
• Техническая деятельность человека не нейтральна в этиче-
ском отношении, она не может избежать кризиса в случае отка-
за от этики ответственности.
основные термины |
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ |
ИНФОРМАЦИЯ КРИТИКА ТЕХНИКИ |
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ ДВОЙСТВЕННОСТЬ ТЕХНИКИ |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему философия техники как особая дисциплина сложилась
только в XX веке?
2. Приведите примеры технических устройств, машин, производств,
назначением которых является освоение: а) вещества, б) энергии, в) ин-
формации.
3. Согласны ли вы с критикой техники Гуссерлем и Хайдеггером!
4. Чем отличается от человека робот?
5. Как вы думаете, сумеет ли человек приноровиться к быстрому раз-
витию техники? Обоснуйте ваше мнение.
ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?
Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода».
Природа — это то, что находится при роде человеческом,
то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые при-
сущи исключительно человеку (и обществу), в природу не вхо-
дят. Человек природен в силу своего физико-биологического со-
держания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает
сложные формы психической и социальной жизни. Во взаимо-
отношении с природой человек реализует две свои уникальные
способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней,
«записывает» себя в нее (магнитная плата компьютера содержит
«записанную» на нее человеком информацию, скульптура сви-
детельствует об эстетических ценностях ее создателя).
Весьма близки по своему значению термины «природа» и «ма-
терия». Материя — это объективная реальность. Материя в от-
личие от природы не содержит психические явления мира жи-
вотных, в остальном природа и материя совпадают.
Итак, природа — это совокупность естественных усло-
вий существования человека и общества.
обзор: исторические формы отношения человека
к природе
• Античная философия космоцентрична, космос понимает-
ся как неразделенность природы и человека. Греческие филосо-
фы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыс-
лится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
• Средневековая христианская философия понимает приро-
ду как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога
к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои ду-
ховные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда де-
ло доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе че-
ловек средневековья не меньше, чем человек античности, под-
чинен природным закономерностям и ритмам.
• В Новое время природа впервые становится объектом тща-
тельного научного анализа и вместе с тем поприщем активной
практической деятельности человека, масштабы которой в силу
успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимает-
ся как объект приложения сил человека в соответствии с дан-
ными естественных наук, физики, химии, биологии.
• В XX веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности
человека в планетарную силу, которая не только созидает,
но и разрушает, русским мыслителем В.И. Вернадским и фран-
цузскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатыва-
ется концепция ноосферы. Ноосфера — это область господст-
ва разума. Имеется в виду, что к XX веку единство природы и че-
ловека достигло нового качественного уровня. Теперь человек дол-
жен руководить ходом природных процессов. И делать это сле-
дует на основе разума. Вера в силу разума объединяет филосо-
фов ноосферы с философами Нового времени.
Из четырех ведущих философских направлений наших
дней — феноменологии, герменевтики, аналитической филосо-
фии и постмодернизма — тема природы занимает достойное ме-
сто только в аналитической философии и герменевтике.
В аналитической философии стремятся реализовать научный,
а также научно-технический подход к природе. Ее содержание ин-
терпретируется на основе данных естественных наук. Природа —
это то, что описывается совокупностью естественных наук. При этом
надо иметь в виду, что в XX веке по сравнению с Новым време-
нем в естественных науках достигнуты впечатляющие успехи.
Герменевты рассматривают природу как включенную в бы-
тие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему пред-
стоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не
хищнической практической деятельности. Надо, мол, понять
зов самой природы.
Наш краткий исторический обзор показывает, что человек все-
гда находился и находится в некотором соотношении с приро-
дой, которое он определенным образом интерпретирует. Чело-
век изначально находится в условиях, когда в силу самого фак-
та своего существования он постоянно вынужден проверять при-
роду на «человечность». С этой целью он использует все до-
ступные ему средства, в том числе и философию.
О природе толкуется не только в так называемых естествен-
ных науках, к которым относят физику, химию, геологию, би-
ологию, но и в философии.
синергетика - наука о сложном
В конце XX века все большее развитие получает синергети-
ка — наука о сложном, о том, как в хаосе устанавливается оп-
ределенный порядок, который, однако, рано или поздно разру-
шается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении
порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флукту-
ации). Благодаря этим воздействиям система в одних случаях при-
обретает упорядоченность, в других эта упорядоченность, исчер-
пав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние
неустойчивости. Смена режимов устойчивости и неустойчивос-
ти происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и ин-
формации. До развития синергетики наука рассматривала отдель-
но хаос и порядок, причем основное внимание уделялось имен-
но порядку, ибо его можно описать относительно простыми ма-
тематическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарож-
дения в хаосе порядка, его поддержания и распада.
Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энер-
гии вода начинает нагреваться, появляются пузырьки воздуха в во-
де. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей.
Но если пузырек образовался, то в уже достаточно нагретой во-
де он увеличивается в размерах и поднимается к поверхности во-
ды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения
ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается
порядок, развивается история капель, наполненных водяными
парами.
Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отноше-
ниях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают,
при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка ус-
танавливаются определенные закономерные отношения, которые
изучает экономика как наука.
Сложной системой с хаосом и порядком является любой ес-
тественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические
закономерности возникают случайным образом, одни случайно-
сти «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сто-
ронников. Язык — это шум, хаос, в котором есть порядок.
Исходя из успехов синергетики ученые объясняют возник-
новение и развитие упорядоченных систем перестройкой хао-
са. Все возникает из хаоса. Поскольку система «забывает» свои
прошлые состояния, то неизвестно, что было до хаоса и в прин-
ципе это невозможно узнать.