Как все выло? был большой взрыв

Откуда все взялось — звезды, планеты, жизнь, сообщества лю-
дей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим
образом.

Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в неустойчивом со-
стоянии. Произошел Большой взрыв, вакуум разогрелся до 1019
градусов Кельвина. При такой гигантской температуре не мог-
ли существовать современные молекулы и элементарные части-
цы. Взорвавшийся вакуум стал расширяться и вследствие это-
го охлаждаться.

Уже в первую секунду произошло очень много явлений, в ча-
стности появилось вещество, началось образование химических
элементов. Позднее возникли звезды и планеты. Биологическая
эволюция началась на нашей планете около 4 млрд лет назад.
Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому на-
зад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали способны
к членораздельной речи, мышлению, широкому использованию
орудий труда. Возраст цивилизации составляет всего около
20 тыс. лет.

Не Бог, а случайности, утверждает современная наука, при-
вели к образованию тех упорядоченностей, от законов физики до
наших ценностей, которые вызывают столь большое удивление
своей закономерностью.

Интересно, что возникновение жизни могло бы не состоять-
ся, если бы мир оказался пусть даже в весьма незначительной
степени другим. Крайне специфические условия обеспечили воз-
можность появления жизни и ее последующую эволюцию.

Природа такова, что она обладала и обладает возможнос-
тью порождать живые организмы и человека.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДЫ

Природа бывает неживой и живой. Уровни организации не-
живой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молеку-
лы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик,
метагалактика (часть Вселенной, доступная современным ас-
трономическим методам исследования). Уровни организации
живой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, бел-
ки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи од-

ного вида), биоценозы (совокупность всего живого на данном уча-
стке суши или водоема).

Уровни организации природы, как правило, находятся в оп-
ределенной соподчинительной связи друг с другом. Более про-
стой уровень составляет фундамент более сложного уровня.
Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содер-
жат клетки и т.д. Для всякого сложного уровня организации ма-
терии справедливы две вещи: 1) законы простого уровня орга-
низации материи не отменяются, они продолжают сущест-
вовать; 2) на законы фундамента надстраиваются новые за-
коны. Так, в организме человека атомы следуют законам физи-
ки и химии, клетки же и органы подвержены биологическим
закономерностям.

пространство и время

В мире природы важнейшее значение имеют пространствен-
ные и временные характеристики объектов. Совокупность длин,
площадей, объемов, соотношений типа «слева», «справа», «ни-
же», «выше», «под углом» называется пространством. Совокуп-
ность длительностей и соотношений типа «раньше», «одновре-
менно», «позднее» называется временем. Пространство характе-
ризует сосуществование явлений, а время — их сменяемость.

В современной физике не считают, что пустота существует.
То, что раньше считали пустотой, в действительности оказа-
лось определенной физической средой, вакуумом. Мы вспомни-
ли о пустоте в связи с пространством, пространство не есть ни
пустота (ибо она не существует), ни вакуум (вакуум — это сре-
да, обладающая пространственными характеристиками).

В наши дни невозможно обосновать данными науки устарев-
шее представление, согласно которому пространство и время
существуют сами по себе, вне объектов. После открытий в фи-
зике А. Эйнштейна стало особенно очевидным, что пространст-
венные и временные характеристики зависят от тех процессов,
проявлениями которых они являются. Например, длина предме-
та определяется тем, в какой системе она измеряется. Допустим,
рост молодого человека 180 см. Для пассажира ракеты, проно-
сящейся мимо Земли со скоростью, сравнимой со скоростью
света, его рост в зависимости от скорости ракеты может оказать-
ся равным и 150 и 25 см.

Другой пример. На Земле родились двое близнецов. До 20 лет
они не разлучались и всегда вместе отмечали свой день рожде-
ния. На 21-м году жизни один из близнецов отправился в кос-
мическое путешествие на аппарате, который движется со ско-
ростью, сравнимой со скоростью света. На Земле по календарю
проходит 70 лет. Тот из близнецов, который остался на Земле,
стал глубоким стариком, он отмечает свое 90-летие. На вопрос,
что стало с его братом, старик отвечает: «Мы ждем его с мину-
ты на минуту, корабль возвращается, моему брату всего-то
50 лет». Описанная ситуация фантастична в том смысле, что по-
ка люди летают на ракетах, скорости которых «черепашьи» в срав-
нении со скоростью света в вакууме, равной 300 тыс. км в се-
кунду. Но с точки зрения физика, работающего на ускорителе
элементарных частиц, ситуация с близнецами крайне правдо-
подобна. Дело в том, что на элементарных частицах проверена
правомерность тех формул, которые описывают «замедление» вре-
мени. Свойства физического пространства и времени изучают-
ся в физике. Время одномерно (в формулах оно обозначается од-
ной переменной t) и необратимо (его нельзя повернуть вспять).
Пространство трехмерно (в формулах для его обозначения ис-
пользуются три переменные х, у, z). Описанные нами свойства
физического пространства и времени характерны для макроми-
ра — мира объектов, обладающих масштабностью человеческо-
го тела. В микромире пространство и время обладают другими
характеристиками, например пространство может быть девяти-
мерным.

Обратимся теперь к биологическим явлениям. Здесь физиче-
ское пространство и время приобретают дополнительно к физи-
ческой биологическую значимость. Поясним ситуацию примером.

Представьте себе старика 80 лет, который вел здоровый об-
раз жизни, но состарился в силу естественных причин. Молодой
20-летний парень, употребляющий алкоголь и наркотики, сумел
довести свою печень точно до такого же состояния, как у стари-
ка. Физический возраст печени старика и парня различный —
80 и 20 лет соответственно, а их так называемый биологический
возраст одинаков, он определяется теми изменениями, которые
произошли в печени того и другого. Врач должен оценить эти из-
менения посредством количественных данных, они-то и зададут
величину биологического возраста (в данном случае печени).
Биологический возраст человека обычно задают степенью веро-
ятности его смерти.

Ясно, что для нас, людей, пространственно-временная опре-
деленность мира имеет огромнейшее значение. Причем по доста-
точно простой причине наши пространственные и временные ре-
сурсы ограничены. Особенно неприятно, что человек — сущест-
во смертное. В этих условиях человек стремится выиграть вре-
мя и пространство, сделать максимально эффективным исполь-
зование каждой единицы времени и пространства.

Выиграть время и пространство — значит добиться совер-
шенства в жизни.

природа и ответственность человека:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ,
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

Для современности характерно стремление вернуть единство
человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, мож-
но сказать, что философия XX века решительно покинула харак-
терное для Нового времени противопоставление субъекта и объ-
екта, человека и природы. Природа стала пониматься как дом,
в котором живет человек. Экология в дословном переводе с гре-
ческого означает наука о доме.

Увы, развитие экологии происходит под постоянный акком-
панемент грозящих человеку экологических катастроф, связан-
ных с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселени-
ем, разрушением системы «человечество — природа».

Умудрившееся попасть в экологический кризис человечест-
во не знает четких путей выхода из него. Несмотря на реализа-
цию программ по развитию безотходных производств, усовершен-
ствованию экологического законодательства экологический кри-
зис продолжается. Становится все более очевидным, что главная
экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-
этических представлениях человека и общества.

Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма долж-
ны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В та-
ком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и стано-
вится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направ-
ленная только на него самого, привела в конечном счете к эко-
кризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма ви-
дит в природе бытие человека. Именно поэтому человек вынуж-
ден относиться к ней так же бережно, как к самому себе.

Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих
социальных систем.

Нельзя забывать о том, что природа в соответствии с синер-
гетическими представлениями может отреагировать взрывом на
незначительное воздействие на нее человека. Маленький крово-
пийца-комар надоел всем, но его полное уничтожение обернулось
бы для человека катастрофой, ибо в биосфере Земли он занима-
ет предостойнейшее место.

Перед человеком стоит очень трудная задача — обеспечить
совместную эволюцию общества и природы. Но для этого необ-
ходима, как отмечает академик H.H. Моисеев (на наш взгляд, это
справедливо), обновленная нравственность. Эта новая нравствен-
ность представляет собой, по мнению многих, конкретизацию эти-
ки ответственности применительно к природе. Относясь ответ-
ственно к природе, человечество тем самым относится ответст-
венно к самому себе.

У экологической этики обширнейшее поле проблем: от экс-
пертизы строительства нефтепроводов и атомных электростанций
до заботы об одиноком дереве, которое стремится срубить вла-
делец престижного коттеджа. Столь же многогранны проблемы
биоэтики, обсуждающей отношения человека с живой природой.
В токийском зоопарке поставлен памятник умирающим в нево-
ле животным. Но всегда ли человек сознает свою вину перед жи-
вотными? Кстати, в США издана пятитомная (!) энциклопедия
по биоэтике. Объем энциклопедии показывает, сколь внима-
тельно относятся американские ученые к проблемам биоэтики.

Особое внимание привлекают вопросы медицинской этики, сре-
ди них отношение врача к пациентам, умирающим, дефектив-
ным новорожденным, дебилам, проблема эвтаназии (убийства из
милосердия).

Имеет ли человек право на смерть, право на аборт? Однознач-
ных ответов на эти вопросы не существует. Здесь требуется
очень детальный, кропотливый анализ, равно как и в случаях
с клонированием — размножением животных и людей бесполым
образом (особь выращивается из биоклеточного материала доно-
ра, в итоге она вырастает в биологическом отношении идентич-
ной своему донору). Если одни высказываются за клонирование,
то другие против. Дискуссия, кажется, еще только начинается.

Отметим в качестве вывода главную мысль: этика ответ-
ственности предполагает тщательный философский анализ, со-
поставление различных точек зрения, учет необходимых и слу-

чайных связей. Интересы человека должны быть защищены все-
сторонне. Человек существует не сам по себе, а посредством
природы. Экогуманизм — это ответственность.

Основные выводы

• Человек находится в определенных отношениях с природой,
которые он понимает в соответствии со своей философией.

• Природные системы существуют в соответствии с законами
синергетики, описывающими соотношение хаоса и порядка.

• Выиграть время и пространство, значит добиться совер-
шенства в жизни.

• Экогуманизм — это ответственность.

основные термины

природа синергетика
пространство время
экогуманизм

вопросы и задания

1. Как изменялись философские представления о природе?

2. Попытайтесь привести пример сложной системы, в которой есть
хаос и порядок.

3. Что (кто), на ваш взгляд, сотворил наш мир?

4. Подчиняется ли человек законам физики?

5. Пустота и пространство — это одно и то же?

6. Аристотель считал, что время есть число движения. Дайте ва-
ше определение времени.

7. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма?

8. Считаете ли вы допустимым «убийство из милосердия»? Обоснуй-
те свою точку зрения.

9. Как вы понимаете право женщины на свободное и ответственное
материнство?

10. Вы вегетарианец? Считаете ли вы допустимым употреблять в пи-
щу мясо?

11. В чем вы видите основную причину экологических кризисов?


как все выло? был большой взрыв - student2.ru

ВТОРОЙ ПОЛ И ФИЛОСОФИЯ

симона де бовуар: «женщиной не рождаются,
женщиной становятся»

В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской пи-
сательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа Жан-
Поля Сартра. В книге было показано, что, во-первых, понима-
ние мужского и женского определяется культурными, в том чис-
ле и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен
мужская культура признается положительной, а женская нега-
тивной. Писательница дала своей книге название не случайно. Име-
ется в виду, что первый пол — это биологические признаки, по ко-
торым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное
биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее дето-
родной способности. Но наряду с первым полом есть еще и вто-
рой, сотворение мужественности и женственности в социальной
жизни человека, выработка и культивирование мужских и жен-
ских ценностей. Вот почему Симона де Бовуар утверждает, что
«женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке.
Но вплоть до второй половины XX века женскую проблемати-
ку не удавалось поднять на философские высоты. В последние
30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным
для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое жен-
щина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном
рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостя-
ми, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подо-
зревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение
единства и различия мужественного и женственного. Испод-
воль, незаметно для себя традиционная философия не только не
поставила под сомнение правомерность подчинения женщины муж-
чине, но и способствовала укреплению патриархата (власть от-
цов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизон-
ты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важней-
шее значение не только для женщин, но и для мужчин (мате-
ринство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сек-
суальное насилие, проституция и т.д.).

женщина и мэжчина, женственность

И МЯЖЕСТВЕННОСТЬ

О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц.
Очень часто приходят к следующим двум выводам:

• Сколько-нибудь уверенное проведение границ между муж-
чиной и женщиной возможно лишь на среднестатистическом уров-
не. На индивидуальном уровне признаваемые типично мужски-
ми или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин
к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональ-
ность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам.
Но как быть с полькой Марией Склодовской-Кюри, которая дваж-
ды удостаивалась Нобелевской премии — первый раз по физике,
второй раз по химии (к тому же она была обаятельной женщи-
ной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но от-
носится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые
мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

• Качества «среднестатистических» мужчины и женщины до-
полняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обос-
нованно, что качества мужчины непременно лучше качеств
женщины.

Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) сред-
нестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужествен-
ности и женственности, о второй природе мужчин и женщин.

как все выло? был большой взрыв - student2.ru

Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны цен-
ности. Сложите все мужские ценности (Mj,..., Mn) и вы получи-

те то, что можно назвать мужской философией. Соответственно
сумма Ж1,..., Жn даст женскую философию.

Возьмите теперь какую-либо философскую систему, напри-
мер рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии.
Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкрет-
ную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так
и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алек-
сей (M1, M4, Ж3, Ж7), Иванова Марина (М2, М5, Ж1 Ж3).

В качестве вывода отметим: так называемая женская фило-
софия составляет органическую часть современной философской
картины мира.

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ

«Любовь,— отмечал писатель А.П. Платонов,— есть соедине-
ние любимого человека со своими основными и искреннейшими
идеями — осуществления через него (любимого — любимую)
своего смысла жизни». Любовь — это взаимное влечение мужчи-
ны и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные
и нравственно, и эстетически. Нет такой ценности человека, ко-
торая бы не входила так или иначе в нежное таинство любви. Са-
мое, пожалуй, короткое определение любви гласит: любовь — это
одухотворенная плоть. Любовь — это, по В.Г. Белинскому, не про-
сто каприз чувств или прихоть сердца, а уважение достоинств че-
ловека.

О любви много размышляли философы. Платон был первым,
кто в систематически развитой философии возвысил духовную
любовь над чувственной (отсюда выражение — «платоничес-
кая» любовь, т.е. духовная, а не физиологическая). В средние ве-
ка любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое вре-
мя любовь по преимуществу приписывалась человеку, но доста-
точно часто символ любви — сердце противопоставлялся симво-
лу разума — уму. В XX веке любовь то низводят до физиологи-
ческих инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценнос-
тям эстетики или этики. «Любовь — это цветы нравственности...»
(В.А. Сухомлинский).

Отметим одно весьма любопытное обстоятельство. Довольно
часто на фоне поэтической лирики философские рассуждения блек-
нут, им недостает свежести, проникновенности. Чтобы не быть

голословным, послушаем поэта. Вот что писал A.C. Пушкин
о любви соответственно в 14, 25 и 36 лет:

Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен!

» » »

И сердце бьется в упоеньи,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

» » «

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты...
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

Вряд ли возможно перевести строчки Пушкина в философ-
ский текст. Мы и не будем пытаться сделать это. Нам остается
пожелать философии достичь поэтического совершенства (не
обязательно в стихах, ведь поэтика в прозе тоже отнюдь не за-
казана) .

Сформулируем теперь основные выводы.

• Любовь — философская тема постольку, поскольку она
в жизни человека занимает наиважнейшее место.

• Любовь — это одухотворенная плоть, путь к совершенству
посредством природно данных инстинктов. Любовь — критерий
духовной красоты.

• Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и от-
дельного человека.

• В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего
счастья: хочешь быть любимым — совершенствуй себя.

• В философии любви так называемой мужской философии
недостаточно, ее необходимо дополнить женской философией.

• Обсуждение многочисленных дискуссионных вопросов фи-
лософии любви (проблема первой любви, выбор объекта любви,
трагедии любви, целомудрие, роль танца, музыки, искусства), рас-
смотрение которых выходит далеко за пределы этой книжки, тре-
бует должной философской подготовки.

Забавную телевизионную передачу довелось автору этих строк
наблюдать в Германии. Там в престижном дамском клубе ежене-
дельно разыгрывается звание «Мужчина недели», победителя
прилично награждают. В конкурсе участвуют 10 молодых людей,
судьи — девушки, неудачников под общий хохот сталкивают в бас-
сейн. Каково же было наше удивление, когда однажды среди кра-
савцев оказался довольно тщедушный паренек с лысиной и от-
топыренными ушами. Он оказался студентом-философом. И — на-
стоящее чудо! — философ выиграл приз! Дамы полюбили его за
ум, юмор, умение превращать свои слабости в силу.

Хорошая философия — это всегда любовь, а подлинная лю-
бовь — это всегда философия, сложный слалом на пути к жела-
емым призам.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

«Легко ли быть молодым?» — это название фильма, который
был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть мо-
лодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной
или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар,
дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не
достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него
приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени,
который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Мо-
лодым нужно уметь стать.

С философским осмыслением молодости дело обстоит прибли-
зительно так же, как с философским осмыслением женственно-
сти. Подобно женщинам и молодежь является социальной груп-
пой. В обществе всякая биология нагружается социальностью.
Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчи-
нам, так и к женщинам.

Итак, молодежь — это особая социальная группа людей, вы-
деляющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде
бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глу-
бине истории, а в конце 60-х — начале 70-х годов нашего столе-
тия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее
апогея в середине 60-х в США движение молодежи против вой-
ны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае
1968 года, когда недовольство молодых своим положением выли-
лось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной

культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном
стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и про-
зрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех
трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность
втиснуть ее в старый стереотип: молодежь — это всего лишь лю-
ди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джек-
сона и Элгона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это
очевидным образом указывает не только на своеобразие молодеж-
ной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свиде-
тельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы
и огромные концертные залы.

Первоначально молодежную культуру считали исключитель-
но формой протеста против тех или иных устоявшихся общест-
венных порядков (отсюда название «контркультура»). Впослед-
ствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действитель-
но присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть
просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребен-
щикову, лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена
престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его
вклад в музыкальную культуру страны.

Итак, молодежь — это самостоятельный субъект социаль-
ного творчества.

ценности молодых

Между ценностями молодых и пожилых нет резкой грани-
цы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каж-
дом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвиж-
но, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристи-
ку ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.

Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминиру-
ют следующие:

• стремление к максимальной жизненной непосредственнос-
ти, противостоящей чопорности и надменности;

• поддержка групповой, формальной или неформальной общ-
ности («мы — это мы, а они — это они»);

• непрактичность, переходящая порой в свою противополож-
ность — прагматичность;

• изобретательность и новаторство, сменяющиеся непракти-
ческим следованием стандартам;

• бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассив-
ностью;

• безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело до-
полняемое иждивенчеством;

• опора на воображение, фантазию, конструирование виртуаль-
ной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;

• игриворть, противопоставляемая плановости;

• ирония, смех, карнавальность культуры;

• переплетение мужского и женского (парни похожи на де-
вушек, а девушки на парней).

Наши рекомендации