Эпикуреизм: счастье - это умеренное наслаждение
Основателем эпикуреизма является Эпикур.
Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут самопроиз-
вольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.
Логика. Мир чувств не иллюзорен, он — главное содержание
познания. Мир дан человеку в его очевидности. Подлинные по-
знавательные реалии — не идеи Платона или формы Аристо-
теля, а чувства.
Этика. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему бо-
гатство чувств и удовлетворений. Человек существо свободное,
это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении ато-
мов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не до-
зе
пускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для сча-
стливой жизни человеку необходимы три главные составляющие:
отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души
(атараксия), дружба (как альтернатива политическим отноше-
ниям). Боги тоже состоят из атомов, но особых. Боги безразлич-
ны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла
в мире.
Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии
С КОСМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ
Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников
Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский фи-
лософствовал в портике, который был выстроен на торговой пло-
щади. Портик (по-гречески — стоя) представлял собой архитек-
турное сооружение с открытым входом. Во времена тридцати ти-
ранов там проходили судебные заседания. Позднее это место за-
нималось Зеноном и его учениками для проведения жарких фи-
лософских дискуссий. В нашем изложении стоик — это тот, кто
является последователем стоицизма как философского учения. Сто-
иком часто называют также того, кто мужественно переносит жиз-
ненные испытания. В таком смысле стоиками были и киники, и эпи-
курейцы, и скептики, и собственно стоики.
Физика. Космос — это огненный организм, огненная всепро-
никающая пневма. Природа это бог, бог есть вся природа (пан-
теизм).
Логика. Посредством чувств человек постигает ощущения, по-
средством ума выводы, центр же познания находится в представ-
лении, в согласии ощущений и выводов, а это — смысл слова и пред-
ложения.
Этика. Человек существует в рамках космических законов,
он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается осо-
бенно четко в представлении. Познанное представление приво-
дит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Сча-
стья можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим,
а в сознательном следовании космическим, или, что то же, бо-
жественным законам. Все люди ходят под одними и теми же бо-
жественно-космическими законами. Разница в том, что, как вы-
разился Сенека, «хотящего судьба ведет, нехотящего — та-
щит ».
скептицизм: воздерживайтесь от догм
И БУДЬТЕ БЕЗМЯТЕЖНЫМИ
Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский
и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как
бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержа-
ние (греческое эпохе) от суждений. Скептики всегда видели
и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философ-
ских школ.
Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, ил-
люзорен.
Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать ис-
тинными те или иные суждения, истина не существует, всякий
анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека не-
состоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик со-
гласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов,
когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека, — голоде,
жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических
суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность
ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный ха-
рактер.
Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скеп-
тик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается од-
но: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молча-
ние.
неоплатонизм
Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою филосо-
фию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются
идеи Платона. Так возник новый платонизм, или — неоплато-
низм.
Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не путать с Пла-
тоном\), живший в третьем веке, т.е. значительно позднее из-
вестных событий, происшедших с Христом. Значительную часть
своей жизни Плотин провел в Александрии — городе, который
часто характеризуется как место встречи греческой философии
с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим,
Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся вос-
точного происхождения мистикой.
Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде,
в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной
степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей,
Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Еди-
ное-Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрас-
ного как раз и является Единое—Благо.
«Все идущее от Блага,— с пафо-
сом замечает Плотин,—· прекрасно,
само же оно — выше прекрасного,
выше даже высочайшего — царст-
венно содержит в себе весь умопо-
стигаемый мир, являющийся обла-
стью умного Духа».
Итак, есть иерархия: Еди-
ное-Благо — Мировой Ум — Миро-
вая Душа — Материя. Будучи пере-
полненным самим собой, Еди-
ное-Благо, изливаясь, переходит
последовательно в Ум, Душу, Мате-
рию. Этот процесс мнимого наливания Единого-Блага не явля-
ется чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущ-
ность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души,
Материи. Там, где нет сущности (Единого—Блага), нет добра.
Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удаст-
ся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому—Благу (Пло-
тин иногда называл его богом). Это возможно посредством та-
инственного переживания и слияния с Единым—Благом. На гре-
ческом языке таинственное означает мистическое.
Неоплатонизм является последним всплеском античной фи-
лософии. Плотин звал к Единому-Благу, к объединению бла-
годаря мистическому единству. Античная философия заканчи-
валась на высокой ноте Единого—Блага. Но звучала эта нота не
столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот воз-
глас Бога: «Я — сущий». Но этот возглас относится уже не
к античной, а к средневековой философии.