Театр Ивана: роль групповой динамики в Магическом Театре.
Этот Театр хочется выделить особо, так как на нем Ведущий раскрыл важнейшее значение механизмов групповой динамики для МТ.
С запросом вышел Иван – молодой человек 23 лет, ригидного телосложения, замкнутый, с жесткой картиной мира. Он замкнуто держался в группе, боясь новых контактов и доверительных отношений.
Иван рассказал о том, что его уже год мучает ревность по отношению к его девушке. Доказательств ее неверности у Ивана не было, более того, ревновал он не только потому, что боялся адюльтера, но и вообще ему казалось, что девушка эта слишком раскованная и легкая в общении. Даже факт ее рассказа о том, что она загорала на пляже без лифчика, вызвал у Ивана мощный приступ ревности. Ревность он не демонстрировал, не устраивал сцен, но очень болезненно переживал внутри. Ведущий проявил довольно необычное поведение на этом Театре. Он перебивал Ивана, не давал ему высказаться, игнорировал его реплики о несогласии с интерпретациями Ведущего. Перед выбором фигур, Ведущий пустился в поток свободных ассоциаций из своей личной жизни, затем энергичным и эмоциональным тоном, расхаживая по помещению, стал рассказывать некоторые факты из истории психоанализа (лечение Фрейдом Сабины Шпильрейн от истерии, и появление, в результате этого работы об анальном комплексе, что привело к развитию теории о фиксациях – оральной, анальной, генитальной…), затем предложил выбрать только одну фигуру – Анальную Фиксацию. После передачи состояния. Фигура вела себя довольно резко, а Ведущий продолжал поток ассоциаций, размышляя вслух об архетипах, которые могут сопутствовать такому поведению Анальной Фиксации (сами архетипы не фокусировались на фигуру, но ее состояние явственно менялось): Агасфера и Скупого рыцаря, затем об архетипах, которые могли бы противостоять им: Тиль Уленшпигель, за которым угадывалась фигура Джокера и Диониса. В финале, после фокусировки на Анальную Фиксацию архетипа Диониса и разговора с ним, фигура трансформировалась в Мужскую Долю. Все это время Ведущий продолжал свое «странное поведение». Объяснение этому дает сам Ведущий (В.Л.) спустя неделю на методологическом семинаре, на котором происходит подготовка Ведущих МТ:
В.Л.: Я изложу вкратце тему групповой динамики, которая обнажилась на МТ в прошлую субботу. Вообще-то, групповая динамика - один из основных факторов в МТ, который необходимо всегда учитывать по умолчанию. Групповая динамика, по сути решает половину дела, как минимум. Ее можно рассматривать с разных сторон, я же остановлюсь на психоаналитической, как классике жанра.
В любой группе, существует она хоть много лет, или хотя бы десять минут (очередь, вагон метро, маршрутка, купе поезда, компания собутыльников, класс, учебная группа, стадион, тюрьма, команда КВН, зрительный зал, ресторан, политическая партия, общество любителей группы «Ноль», народ, социум и т.п.) уже через очень небольшое время на бессознательном уровне складывается ролевая субординация: альфа-самец (вожак), бета-самец-(консультант-советник), гамма-самец (среднее звено, работяга)... омега-самец (отщепенец, изгой, бунтарь) - все как в стае. Тоже и для женщин. В дальнейшем все видимые взаимоотношения в группе (в МТ роли видны уже до фазы знакомства) строятся исходя из этого табеля о рангах. При этом, степень альфа достается самцу (самке) с самым высоким либидо (отражающемся в харизматичности в том числе). В группе может быть и формальный лидер, но реальный альфа самец - тот, кто имеет право на всех самок (и все это бессознательно чувствуют). В известных пределах, уровень либидо можно варьировать (что для Ведущего очень важный навык), чтобы перемещаться от альфа до омеги в зависимости от задач (иногда случается невозможно занять альфа уровень сколь не тужься, если приходит мощный человек с «большим фаллосом» («большой вагиной» - для женщин) - могучим потенциалом, но это случается редко, если вы Ведущий - разве что для того, чтобы вам пройти некий урок. Довольно часто я занимаю позицию бета-самца, отстраненного консультанта, позволяя главному герою (героине) выйти на уровень альфа, дабы все внимание и энергия действа было сфокусировано на нем (ней). Регуляция уровня энергии происходит путем вхождения в тот или иной поток.
В данном случае я увидел, что запрос Главного Героя заключается не столько в том, что он испытывает мучительную ревность, а в том, что ревность - следствие того, что в жизни (в большинстве референтных групп) он - гамма-самец - отсюда и неуверенность в своих правах на самку, вызывающая ревность. Ревность подкрепляется нравственностью, - Иван это очень настойчиво повторял - и мой первый ход был - развенчать само понятие нравственности, десакрализировать его, сведя от чего-то аксиоматически священного и абсолютного к политэкономической категории: действительно - вчитайтесь в "десять заповедей" смело и вдумчиво, и вы поймете, что все они провозглашают не что иное, как право на собственность: на тело, вещи, жену, и т.п., возведенные в культ святости. Зачем я развенчал это? – ведь любое действие в МТ не претендует на истину в конечной инстанции, оно адресно и исторично - да именно затем, чтобы утопить Ивана еще ниже (напрашиваясь на сопротивление - бунт, когда он будет доведен до крайней точки). В этот раз я работал как альфа-самец. Я топил Ивана все глубже, я куралесил, ходил «гоголем», бросал ассоциации, не слушал его возражений, стягивал все внимание аудитории на себя, блистал эрудицией и вообще был в очень высоком тонусе и уровне завода, - все для того, чтобы на интуитивном уровне показать Запросивцу несоответствие между его амбициями и местом гамма самца и усугубить его от гамма еще дальше к омеге. В довершении "с барского плеча" я предложил - разрешил гамма самцу Ивану подержать за грудь "моих как альфа самца" самок (участниц группы, и их реакция, заметьте, была абсолютно адекватна, так как я демонстрировал энергетику альфа) на выбор. Это был край. Иван пытался бунтовать, пока робко, - цель его бунта - свержения Отца, и тут мимоходом я даю ему метафору о том, как в одной из психоаналитических групп в 90-м году мудрый психолог спровоцировал для меня ситуацию открытого конфликта и драки с ним, в результате чего я был исцелен от подавления Великим Отцом (самым альфа из альфа самцом). Таким образом, я бросил Ивану перчатку вызова, спровоцировал начинающийся бунт против Великого Отца внутри Ивана. Мимоходом (это важно) я озвучил про перчатку. Теперь она неизбежно долетит до Ивана, не сейчас, так через месяц и он будет поставлен в ситуацию выбора: принять ли себя как гамма самца (и тогда, соответственно рангу перестать ревновать - гамма самцы обязаны уступать своих самок альфа самцам) или устроить внутренний "дворцовый переворот", смещающий его позиции выше (и уровень либидо, соответственно тоже, а с ним и уверенность в себе и своих притязаниях к своей самке, что тоже уменьшает ревность, как симптом). Вот это и являлось основной, хотя и подспудной работой в этом МТ, а все разборки с фигурой и архетипами происходили на поверхности, и хотя они важны, но работа с групповой динамикой в данном случае оказалась решающей. Как все сложится у Ивана - не знаю, но экзистенциального выбора, спровоцированного брошенной ему прилюдно (хоть и неявно) перчаткой, ему теперь не избежать.
Исходя из вышесказанного можно отчетливо увидеть, что основная причина большинства симптомов (неврозов, конфликтов,...) в психоаналитической системе координат (!!!) состоит в несоответствии формальной "должности" в референтных группах (и связанных с этим амбиций) с реальным уровнем либидо (позицией альфа, бета, гамма..., омега). Непонимание, а главное неприятие этого диссонанса между либидо и амбициями (между ресурсом и контекстом деятельности, если в другой системе координат) и приводит к симптоматике и т.п. Отсюда - Запрос при использовании психоаналитической системы координат с позиций групповой динамики - это, конечно же, не работа со следствием (симптомом, дискомфортом, конфликтом), а восстановление равновесия между уровнем либидо и амбициями!!!
Вопрос: Мне казалось что уровень амбиций диктуется уровнем либидо... почему же они так расползаются, в разные стороны, кто в лес, кто по дрова? Откуда берется несоответствие?
В.Л.: Вот этому вопросу - факторам и механизмам расползания посвящена вся психотерапия, особливо психоанализ, да, впрочем, неявным образом и философия. Вопрос о "длине фаллоса" (явной и метафорической) и борьбе за фаллос - основная тема от мифологических сюжетов до самых крайних вопросов современности (только в отличии от мифологии, сейчас эти вопросы стыдливо задрапированы замещающими смыслами, да и сам основной вопрос вынесен из координаты "Реального" даже не в "Воображаемое", а в "Символическое" (по Лакану).
Вопрос: То есть, если я правильно понял, выяснение вопроса "у кого больше член" - суть содержание всей человеческой истории?
В.Л.: Если бы все было так просто... Но это один из основных вопросов, потому как обладатель фаллоса - вовсе не мужик (на социальном патриархальном уровне - он), а Великая и Ужасная Мать Богиня (на уровне коллективного бессознательного). Вот отсюда вся история и пляшет - за борьбу между мужским и женским обладанием (см. книгу Ноймана "Происхождение и эволюция сознания") фаллосом, и второй вопрос - о его величине (уровне либидо), ну а дальше много других вопросов (мифологических, культуральных, социальных, экономико-политических), уточняющих и детализирующих. Однако это так, если смотреть с точки зрения психоанализа.
Существуют и другие точки зрения, с которыми необходимо считаться в эпоху постмодернистского плюрализма. Опять же - все это справедливо с классической точки зрения (иерархической организации восприятия - дерево-корень). Для Ризомы все совсем иначе. Но для того, чтобы встать на точку зрения Ризомы, нужно, хоть в каком-то приближении, - хоть чуть-чуть быть Номадом (кочевником, лишенным оседлой системы ценностей и жестких социальных координат - литературные примеры Номадов: Казанова и Остап Бендер).
Вопрос: Получается, что фигура фиксации расслабилась, изменилась, а сообщение еще идет, еще доходит, и дойти может то так, то эдак, т.е. трансформация в человеке еще не произошла?
В.Л.: Переход на новый уровень энергетики (либидо), осуществляемый, обычно, через бунт против Отца (и Великой Матери) - это оч-чень масштабная трансформация, поэтому частная трансформация (по поверхностной части айсберга Запроса) естественно произошла, благодаря действию с фигурой и архетипами и т.п., а для масштабной наметились контуры и основания (брошенный вызов).
Глава 4.
Обучение.
Ведение Магического Театра – очень мощная практика на пути индивидуации для самого Ведущего. Кроме того, это весьма увлекательная деятельность, приносящая пользу людям, архетипам и, будем надеется, Планетарному Сознанию. На момент написания этой книги лишь три человека могут вести Магический Театр: авторы книги и Максим Михайлов. Еще несколько человек находятся в процессе обучения и могут вести маленькие Магические Театры на семинарах с помощью основного Ведущего, который курирует маленькие Театры.
Деятельность Ведущего требует очень обширных знаний и множество умений и навыков, среди которых, в качестве основных можно выделить системное вИдение и искусство импровизации.
Ведущий должен владеть огромным количеством координатных систем, а это означает серьезную подготовку в области современной и древней, западной и восточной философией и мифологией, а также в области основных направлений психотерапии: психоанализа, аналитической психологии, телесноориентированной психотерапии, биоэнергетики, гуманистической психотерапии, гештальт-терапии, психодрамы. Кроме того, важны знания и умения в области педагогики, медицины традиционной и народной, массажа во многих разновидностях, религиоведение, свободная ориентация в таких философских традициях, как герметизм, гностицизм, неоплатонизм, алхимия, экзистенциализм, психоанализ, структурализм, юнгианство, семиотика, постмодернизм, мифология. Как правило, эти дисциплины изучаются в ВУЗах, факультативно или в процессе самообразования.
Система обучения, разработанная нами, ориентирована на тех людей, для кого процесс индивидуации уже начался или начинается. Обучение углубляет этот процесс, а также дает возможность обрести искусство импровизации и системное вИдение.
Обучение начинается с многократного посещения в разных качествах (главного Героя, актера, зрителя) многочисленных Магических Театров. Кроме этого, существует курс «Уроки построения личности», примерную программу которого мы приводим ниже (количество часов, последовательность, дисциплины – весьма условны, так как и этот курс основан на индивидуальном подходе, а стало быть является во многом импровизационным):
Уроки построения личности – еженедельные групповые занятия и индивидуальные консультации.
1 Курс (50 занятий) - Основные модели построения личности. Трансформационные медитативные психотехники. Магический Театр.
2 Курс (50 занятий) - Овладение основными психотехниками Постструктурной Алхимии.
3 Курс (80 занятий, предельно индивидуализированный подход) - Овладение психотехниками консультирования и методологией Магического Театра.
Основные темы первого курса учебной программы:
- Магический Театр.
- Механизмы построения личности.
- Драматизация. Бинеры в сознании. Актуальные бинеры.
- Культурно-информационная матрица личности и техника ее перепросмотра.
- Система жестких связей в организме и методы их структурной переплавки
- Типология жизненных сюжетов (гедонистический, реалистический, ценностный, творческий и Объемный). Методы возгонки от гедонистического к творческому и Объемному сюжетам.
- Точки бифуркации в судьбе. Механизм выбора. Сверхзадача.
- Лестница Мотивации.
- Сущности, тормозящие развитие. Точки их входа и работа с ними.
- Сферы и фазы жизни. Сюжетные линии и ведущие обстоятельства.
- Позиция неустойчивого равновесия.
- Нелинейные стратегии построения личности.
- Категории Постструктурной Алхимии.
- Доминанта Человеческого. Принцип доминанты.
- Искусство построения, как мастерство Игры.
Психотехники первого и второго курса учебной программы.
- Магический Театр
- Сенситивный тренинг
- Различные позиции внимания (геометрия, картография, исследования)
- Стихии (Огонь, вода, земля, воздух) и их отражение в динамике, статике, качестве внимания и поведения;
- Эфирная гимнастика
- Сонастройки (упражнения в микрогруппах с настройкой на разные диапазоны состояния партнеров)
- Голосовые практики. Голосовая импровизация
- Актерские психотехники
- Изучение сценария личности
- Перепросмотр Культурно-Информационной Матрицы личности
- Картография (опытное изучение) состояний сознания
- Практики статической и динамической релаксации
- Массажные практики
- Комбинаторика техник (соединение движений, дыхания и внимания)
- Изучение динамики энергопотоков и способов управления ими
- Изучение архетипических сюжетов
- Воссоединение с архетипами и арканными субстанциями
- Изучение и проигывание классических драматических этюдов с целью чувственного постижения культурального пласта личного и коллективного сознания, интеграции частей личности, осознания и решения скрытых конфликтов
- Техники драматизации и интеграции противоположностей
- Навыки диагностики и самодиагностики по большому количеству диагностических схем.
- Исследование сновидений
- Архетипические путешествия
Задачи учебной программы
1) Знания
Различные схемы диагностики и модели личности. Анализ жизненного сценария. Элементы Драманализа и режиссуры. Культурно-Информационная Матрица личности. Знание и умение большого количества техник и упражнений, а также основы методологии построения техник и упражнений. Искусство импровизации. Контакт с архетипами. Современная и древняя философия, метафизика и мистицизм - в переживаниях.
2) Умения и навыки
Интуитивный канал информации - вывод на сенсорные каналы. Навыки системного вИдения. Владение телом (гибкость, пластика). Навыки самодиагностики по различным диагностическим схемам, а также диагностики состояния другого человека или группы. Умения выстраивать индивидуальную практику для себя. Навыки релаксации и тонизации. Умение устойчиво удерживать внимание в нужном диапазоне. Опыт сонастроек в разных диапазонах. Различение состояний по стихиям. Навыки различных массажных техник. Расширение спектра чувств и эмоций. Навыки саморегуляции своего состояния. Нелинейное мышление. Системное мышление. Опыт формирования намерения, мотивации. Контакт с архетипами. Навыки ведения маленьких Магических Театров. Ведение Магических Театров в присутствии, с помощью основного Ведущего, разбор и анализ действий.
3) Состояния
Владение различными позициями внимания. Переживание различных чувственных категорий. Состояние концентрации и деконцентрации внимания (устойчиво, длительно). Готовность качественного входа в глубокие медитативные состояния. Позиция присутствия и отрешенного наблюдателя (разотождествление с различными структурами тела и психики). Позиция включенности и аллертности (погружение внимания в различные диапазоны). Расширение-сужение масштаба внимания. Различные качества "Рабочих состояний", адекватных тем или иным функциям. Состояния связи с арканными субстанциями, архетипами, внутренним учителем.
4) Структурные изменения личности
Гибкость и глубина эмоциональных переживаний. Способность к глубокому сопереживанию и любви. Личностная зрелость. Объемное сознание. Ориентация на общечеловеческие ценности. Возрастание профессионализма. Мотивация на самопознание и помощь другим людям. Нравственное взросление. Частота пиковых переживаний. Большая глубина и насыщенность жизни. Гибкое мировоззрение. Интуитивное осознание своего Предназначения и соответствие ему во все большем числе жизненных контекстов и ситуаций. Начало творческой самореализации. Начало пути индивидуации. Проявление и кристаллизация Человеческого в человеке. Освоение искусства импровизации в жизни.
Глава 5.