Дидактические средства и современные формы контроля
Приложение 1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
Философия
по дисциплине(наименование дисциплины)
1. Роль философии в жизни современного общества
2. Проблема свободы человека в современном обществе
3. Достаточно ли человеку быть только разумным?
4. Принес ли прогресс человеку счастье?
5. Как влияют современные информационно-коммуникационные технологии на духовное развитие человека?
Критерии оценки
Оценка | Критерии |
Отлично (5 баллов) | Соответствие выступления теме дискуссии, выделение основной мысли, логика ясная, четкая, аргументированное изложение своей позиции, умение обобщать и делать выводы. Форма представления позиции и аргументов показывает культуру общения, конструктивная критика мнения собеседника |
Хорошо (4 балла) | Позиция в основном сформулирована, подтверждается аргументами, логичностью изложения. Демонстрирует культуру общения |
Удовлетворительно (3 балла) | Позиция сформулирована нечетко. Не все аргументы основаны на фактах. Логика нечеткая, аргументы не всегда поддерживают позицию |
Неудовлетворительно (2 балла) | Отсутствие собственной точки зрения. Отсутствие аргументов или они не основаны на фактах. Логика отсутствует. Отсутствие понимания культуры общения |
Сост. Емельяненко В.Д.. «29» августа 2014 г. |
Приложение 2
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)
Темы эссе
(рефератов, докладов, сообщений)
по дисциплинеФилософия
(наименование дисциплины)
1. Философия и другие науки.
2. Философия в системе культуры.
3. Философия и мировоззрение.
4. Философский метод Сократа.
5. Проблема человека в философии Древнего Востока.
6. Философский метод Сократа и его значение.
7. «Идеальное государство» Платона.
8. Проблема человека в античной философии.
9. Проблема связи веры и разума в средневековой философии.
10. Гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения.
11. Проблема метода в философии 17–18 вв.
12. Этическое учение И. Канта.
13. Теория познания И. Канта.
14. Г.Гегель и значение его философского учения.
15. Марксистская философия и современность.
16. Проблема человека в экзистенциализме.
17. Проблема бытия в истории философии.
18. Взаимосвязь сознания, мышления и языка.
19. Проблема искусственного интеллекта в философии и науке.
20. Проблема истины в философии.
21. Специфика познания в гуманитарных, социальных и естественных науках.
22. Проблема многообразия и единства исторического развития.
23. Проблема свободы в философии.
24. Роль науки в жизни общества.
25. Проблема необходимости и сознательной деятельности людей в историческом процессе.
26. Проблема происхождения человека.
27. Проблема свободы и ответственности человека.
28. Стратегии решения глобальных проблем.
29. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
30. Объективные и субъективные факторы в развитии общества.
31. Роль философии в жизни современного общества
32. Проблема свободы человека в современном обществе
33. Достаточно ли человеку быть только разумным?
34. Принес ли прогресс человеку счастье?
Критерии оценки:
Оценка | Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент |
Отлично (5 баллов) | Письменная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к рефератам. Тема письменной работы полностью раскрыта, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, работа оформлена на высоком уровне. В работе использованы практические кейсы по выбранной теме, содержится анализ российского и зарубежного опыта, проведен обзор научной литературы. Автор свободно ориентируется в материале, оперирует научной терминологией по рассматриваемой проблеме, может аргументировано отстаивать свою точку зрения и ответить на возникающие вопросы. |
Хорошо (4 балла) | Тема письменной работы в целом раскрыта, прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые выводы; использованы соответствующая основная и дополнительная литература, а также нормативные правовые акты и другие источники. Автор уверенно ориентируется в материале. Имеются замечания /неточности в части изложения и отдельные недостатки по оформлению работы. |
Удовлетворительно (3 балла) | Тема письменной работы раскрыта недостаточно полно, использовались только основные источники; имеются ссылки на литературные источники и нормативные правовые акты, однако не выражена авторская позиция; выводы не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и необходимого анализа. Имеются недостатки в оформлении. |
Неудовлетворительно (2 балла) | Тема письменной работы не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на литературные источники и другие источники. Имеются недостатки в оформлении работы. Автор плохо ориентируется в представленном материале. Содержание работы заимствовано из какого-либо источника. |
Сост. Емельяненко В.Д. «29» августа 2014 г. |
Приложение 3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)
Вопросы для коллоквиумов, собеседования, устного опроса и экзамена
по дисциплинеФилософия
(наименование дисциплины)
Теоретические вопросы
1.Предмет философии, ее разделы. Методы и функции философии.
2. Философия Древней Индии и Древнего Китая, их особенности.
3. Натурфилософские учения Древней Греции, их особенности.
4.Философские учения Древней Греции классического периода (Сократ, Платон, Аристотель и др.), их особенности.
5. Общая характеристика европейской философии ХVII–ХVIII вв.
6.Проблема метода в европейской философии XYII в.(Ф.Бэкон, Р.Декарт и др.)
7. Немецкая классическая философия, ее особенности. Учение И.Канта.
8. Философские учения Г.Гегеля, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Л. Фейербаха.
9. Развитие русской философии XI - XYIII вв.
10. Русская философия XIX – XX вв. (В.С.Соловьев, Н. А.Бердяев и др.)
11. Западноевропейская философия XIX - XX вв. Рационалистическая традиция.
12. Западноевропейская философия XIX - XX вв. Иррационалистическая традиция.
13. Философская концепция бытия. Проблема субстанции в философии.
14. Философское учение о материи. Свойства, виды, атрибуты, формы движения материи.
15. Диалектика как теория развития и метод философского мышления, ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Альтернативы диалектики.
16. Отражение как предпосылка сознания. Сознание, его возникновение и общественно-историческая природа. Общественное и индивидуальное сознание.
17.Проблема идеального. Сознательное и бессознательное. Сознание и язык. Сознание и мышление.
18. Движущие силы и ступени познания. Формы чувственного и рационального познания. Место и роль практики в познании.
19.Диалектика познавательного процесса, его противоречивый характер. Проблема истины в философии. Критерии истинности знания.
20.Научное познание и его особенности. Методы и приемы научного познания.
21.Глобальные проблемы современного общества, их причины, общая характеристика, иерархия, возможные пути решения.
22.Предмет философской антропологии. Проблема человека в истории философии. Многомерность человека.
23.Проблема природы и сущности человека. Человек как целостное и противоречивое существо.
24.Человек и общество. Проблема свободы и ответственности, смысла жизни и призвания, преодоления отчуждения человека. Смертность и бессмертие человека.
25. Понятия духовной жизни, общественного сознания. Структура, функции и закономерности развития общественного сознания. Основные формы общественного сознания, их особенности.
Вопросы на умение анализировать
1.Раскройте сущность основного вопроса философии. Каковы варианты его решения?
2.Сравните философские учения эпохи средних веков и эпохи Возрождения.
3.Докажите, что философия имеет мировоззренческую природу.
4.Покажите взаимосвязь природы, человека, общества и культуры.
5. Сравните натуралистические, идеалистические и материалистические концепции общества.
6. Сравните формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
7. Почему категории философии имеют системный характер? В чем их особенности?
8.Почему познание имеет социальную природу? Покажите взаимосвязь субъекта и объекта познания.
9.В чем заключаются источники агностицизма?
10.Покажите роль принципов и законов диалектики для понимания развития.
11.Объясните, какую роль играют основные категории диалектики (единичное и общее, сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, возможность и действительность). Почему большинство из них парные?
12.Каковы причины возникновения философии?
13.Докажите, что сферы общественной жизни находятся во взаимосвязи и единстве.
14.Каковы особенности познания в социально-гуманитарных науках?
15.Почему наблюдается кризис природы человека и каковы пути его выживания в современном мире?
16.Почему деятельность является способом существования человека? Каковы формы ее проявления?
17. Почему природа является необходимым условием существования общества?
18. Каковы причины и возможные решения глобальных проблем общества?
19. Раскройте причины изменения взаимосвязи общества и природы в современных условиях.
20. Каковы особенности марксистской философии? Чем вызваны ее диаметрально противоположные оценки?
21.В чем специфика объективной и субъективной истории философии?
22. Покажите взаимосвязь и отличия категорий «движение» и «развитие».
23. В чем состоит сложность проблем возникновения Вселенной, происхождения жизни и человека?
24. В чем особенности, достоинства и недостатки вненаучных форм познания?
25. Раскройте особенности взаимосвязи сознания, мышления и языка.
Критерии оценки:
Оценка | Знания, умения, навыки и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент |
Отлично (5 баллов) | На вопросы даны исчерпывающие ответы, проиллюстрированные наглядными примерами там, где это необходимо. Ответы изложены грамотным научным языком, все термины употреблены корректно, все понятия раскрыты верно. |
Хорошо (4 балла) | На вопросы даны в целом верные ответы, но с отдельными неточностями, не носящими принципиального характера. Не все термины употреблены правильно, присутствуют отдельные некорректные утверждения и грамматические / стилистические погрешности изложения. Ответы не проиллюстрированы примерами в должной мере. |
Удовлетворительно (3 балла) | Ответы на вопросы носят фрагментарный характер, верные выводы перемежаются с неверными. Упущены содержательные блоки, необходимые для полного раскрытия темы. Студент в целом ориентируется в тематике учебного курса, но испытывает проблемы с раскрытием конкретных вопросов. Также оценка «удовлетворительно» ставится при верном ответе на один вопрос и неудовлетворительном ответе на другой. |
Неудовлетворительно (2 балла) | Ответы на вопросы отсутствуют либо не соответствуют содержанию вопросов. Ключевые для учебного курса понятия, содержащиеся в вопросах, трактуются ошибочно. |
Сост. Емельяненко В.Д. «29» августа2014 г. |
Приложение 4
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)
Темы индивидуальных письменных творческих
заданий
по дисциплинеФилософия
(наименование дисциплины)
1.Особенности философского мировоззрения.
2. Исторические и современные представления о предмете философии.
3. Категории и законы философии.
4. Роль философии в познании человеком мира.
5. Теоцентризм как особенность средневековой философии.
6. Гуманизм и антропоцентризм.
7. Европейская философия XVII–XVIII вв.: проблема научного метода (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
8. Социально-философские учения Т.Гоббса и Д.Локка.
9. Французский материализм и английский субъективный идеализм.
10. Немецкая классическая философия, её роль в развитии духовной культуры (И.Кант, Г. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг).
11. Основные идеи и особенности философии марксизма, его современные оценки.
12. Иррационализм в западной философии XIX–XX вв. (экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм).
13. Рационализ в западной философии XIX–XX вв. (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, современная религиозная философия).
14. Основные черты отечественной философской мысли, этапы её становления и развития.
15. Основные идеи русской философии (западники, славянофилы, почвенники, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, представители русского космизма и др.).
16. Монистические и плюралистические концепции бытия.
17. Основные формы бытия, их особенности и диалектика.
18. Детерминизм и индетерминизм.
19. Проблема возникновения Вселенной, происхождения жизни и человека.
20. Природа мышления.
21. Нейрофизиологические основы сознания.
22. Философские аспекты проблемы искусственного интеллекта.
23. Познание и творчество.
24. Рациональное и иррациональное в познании.
25. Многообразие форм познания и типы рациональности.
26. Единство научного и вненаучного познания в универсальном духовном освоении человечеством Вселенной.
27. Научная картина мира как результат и идеал познания, её мировоззренческое и методологическое значение.
28. Общество как многоуровневая система.
29. Человек в системе социальных связей.
30. Соотношение понятий человек, индивид, личность.
31. Основные теоретические модели общества.
32. Содержание современных процессов глобализации.
33. Концепции коэволюции, устойчивого развития, «нулевого роста», ноосферы.
34. Проблема природы и сущности человека, его происхождения.
35. Проблема зависимости социально-гуманитарных наук от социального контекста: подходы классической, неклассической и постнеклассической науки.
36. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
37. Проблема объяснения, понимания и интерпретации в СГН.
Критерии оценки:
Оценка | Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент |
Отлично (5 баллов) | Содержание творческого задания соответствует поставленной цели и задачам. Содержание творческого задания имеет содержательную целостность и системность, информация представлена на хорошем научном уровне. Задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно, ярко и логично. Высокая глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов лаконичны и аргументированы. Защита творческого задания сопровождается творческим применением мультимедийных технологий. |
Хорошо (4 балла) | Содержание творческого задания соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания имеет целостность и системность, информация представлена на достаточном научном уровне. Творческое задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно и логично. Достаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов в основном лаконичны и логичны. |
Удовлетворительно (3 балла) | Содержание творческого задания в основном соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания не в полной мере отражает педагогическую целостность и системность, информация представлена на слабом научном уровне. Творческое задание не содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания неубедительно. Недостаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов не всегда лаконичны и логичны. |
Неудовлетворительно (2 балла) | Содержание творческого задания не соответствует поставленным целям и задачам. Информация представлена на репродуктивном уровне. |
Сост. Емельяненко В.Д.
«29» августа 2014 г.
Приложение 5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ)
Кафедра философии, истории и политологии
(наименование кафедры)
Темы творческих
заданий для самостоятельной работы
по дисциплинеФилософия
(наименование дисциплины)
1. Значение философии в жизни человека и общества, ее объект как науки.
2. Структура философского знания.
3. Философия и частные науки.
4. Развитие представлений о бытии в истории философии.
5. Самоорганизация бытия.
6. Материальное и идеальное бытие.
7. Жизнь как уникальное явление бытия.
8. Специфика человеческого бытия.
9. Динамические и статистические закономерности.
10. Научные, философские и религиозные картины мира.
11. Идея единства и развития сущего в истории философии.
12. Основные принципы диалектики.
13. Знание, сознание, самосознание.
14. Творческая природа сознания.
15. Основные подходы в решении вопроса о познаваемости мира.
16. Вера и знание.
17. Понимание и объяснение.
18. Соотношение истины и ценности.
19. Действительность, мышление, логика и язык.
20. Рост научного знания. Противоречивая роль науки в жизни общества.
21. Научные революции и смены типов рациональности.
22. Место человека в современной научной картине мира.
23. Насилие и ненасилие.
24. Мораль, справедливость, право, нравственные, эстетические и религиозные ценности.
25. Гражданское общество и государство.
26. Человек и исторический процесс.
27. Специфика социальной формы движения материи.
28. Люди как субъекты истории.
29. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
30. Смысл человеческого бытия.
31. Понятие и природа ценностей, их роль в жизни человека и общества.
32. Особенности субъекта познания в социально-гуманитарных науках.
33. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.
34. Явные и неявные ценностные предпосылки в СГН.
35. Важнейшие категории в социально-гуманитарном познании (жизнь, история, время, пространство, хронотоп).
36. Вера, сомнение, знание.
37. Проблема исторического факта.
Критерии оценки:
Оценка | Знания, умения, владения и другие компетенции, которые должен продемонстрировать студент |
Отлично (5 баллов) | Содержание творческого задания соответствует поставленной цели и задачам. Содержание творческого задания имеет содержательную целостность и системность, информация представлена на хорошем научном уровне. Задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно, ярко и логично. Высокая глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов лаконичны и аргументированы. Защита творческого задания сопровождается творческим применением мультимедийных технологий. |
Хорошо (4 балла) | Содержание творческого задания соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания имеет целостность и системность, информация представлена на достаточном научном уровне. Творческое задание содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания убедительно и логично. Достаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов в основном лаконичны и логичны. |
Удовлетворительно (3 балла) | Содержание творческого задания в основном соответствует поставленным целям и задачам. Содержание творческого задания не в полной мере отражает педагогическую целостность и системность, информация представлена на слабом научном уровне. Творческое задание не содержит элементы научного исследования. Представление творческого задания неубедительно. Недостаточная глубина и степень проработанности творческого задания. Ответы на вопросы оппонентов не всегда лаконичны и логичны. |
Неудовлетворительно (2 балла) | Содержание творческого задания не соответствует поставленным целям и задачам. Информация представлена на репродуктивном уровне. |
Приложение 6
ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского»
УТВЕРЖДАЮ
(наименование кафедры) _________________ Ветошко А.Н (подпись) (Ф.И.О.) «_______» ______________________ 2014 по дисциплинеФилософия (наименование дисциплины) |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №
1. Предмет философии, ее разделы. Методы и функции философии.
2. Сравните философские учения эпохи средних веков и эпохи Возрождения.
3. Проанализировать текст и ответить на вопросы к нему
Экзаменатор _________________________Емельяненко В.Д.
(подпись)
Текст для анализа
Подобно тому, как обилие законов часто служит оправданием для пороков — почему государственный порядок гораздо лучше, когда законов немного, но они строго соблюдаются, — так вместо большого количества правил, образующих логику, я счел недостаточным твердое и непоколебимое соблюдение четырех следующих.
Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым c очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно а столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.
Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.
Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная c предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.
И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.
Длинные цепи доводов, совершенно простых и доступных, коими имеют обыкновение пользоваться геометры в своих труднейших доказательствах, натолкнули меня на мысль, что все доступное человеческому познанию одинаково вытекает одно из другого. Остерегаясь, таким образом, принимать за истинное то, что таковым не является, и всегда соблюдая должный порядок в выводах, можно убедиться, что нет ничего ни столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Мне не стоило большого труда отыскание того, c чего следует начинать, так как я уже знал, что начинать надо c самого простого и доступного пониманию; учитывая, что среди всех, кто ранее исследовал истину в науках, только математики смогли найти некоторые доказательства, то есть представить доводы несомненные и очевидные, я уже не сомневался, что начинать надо именно c тех, которые исследовали они. (Р.Декарт)
1.К какому разделу философии относится проблема, поднимаемая Р.Декартом?
2.Как относится автор отрывка к проблеме познаваемости мира?
3.Какую науку, кроме философии, больше всего ценит Р.Декарт?
Критерии оценки: