Стимульный материал для методики «Простые аналогии»
Лошадь | Корова | ||
Жеребенок | Пастбище, Рога, Молоко, Теленок, Бык | ||
Яйцо | Картофель | ||
Скорлупа | Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха | ||
Ложка | Вилка | ||
Каша | Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда | ||
Коньки | Лодка | ||
Зима | Лед, Каток, Весло, Лето, Река | ||
Ухо | Зубы | ||
Слышать | Видеть, Лечить, Рот, Щетка, Жевать | ||
Собака | Щука | ||
Шерсть | Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя | ||
Пробка | Камень | ||
Плавать | Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик | ||
Чай | Суп | ||
Сахар | Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка | ||
Дерево | Рука | ||
Сук | Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец | ||
Дождь | Мороз | ||
Зонтик | Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба | ||
Школа | Больница | ||
Обучение | Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной | ||
Песня | Картина | ||
Глухой | Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной | ||
Нож | Стол | ||
Сталь | Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть | ||
Рыба | Муха | ||
Сеть | Решето, Комар, Комната, Жужжать, Паутина | ||
Птица | Человек | ||
Гнездо | Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом | ||
Хлеб | Дом | ||
Пекарь | Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь | ||
Пальто | Ботинок | ||
Пуговица | Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа | ||
Коса | Бритва | ||
Трава | Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструменты | ||
Нога | Рука | ||
Сапог | Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть | ||
Вода | Пища | ||
Жажда | Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда | ||
Электричество | Пар | ||
Проволока | Лампочка, Ток, Вода, Трубы, Кипение | ||
Паровоз | Конь | ||
Вагоны | Поезд, Лошадь, Овес, Телега, Конюшня | ||
Алмаз | Железо | ||
Редкий | Драгоценный, Железный, Твердый, Сталь | ||
Бежать | Кричать | ||
Стоять | Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать | ||
Волк | Птица | ||
Пасть | Воздух, Клюв, Соловей, Яйцо, Пение | ||
Растение | Птица | ||
Семя | Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо | ||
Театр | Библиотека | ||
Зритель | Актер, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель | ||
Утро | Зима | ||
Ночь | Мороз, День, Январь, Осень, Сани | ||
Железо | Дерево | ||
Кузнец | Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья | ||
Нога | Глаза | ||
Костыль | Галка, Очки, Слезы, Зрение, Нос |
Название методики: «Сложные аналогии».
Цель: определение способности понимать сложные логические отношения и выделять абстрактные связи между предметами и явлениями.
Описание: методика, предложенная Э.А. Коробковой, используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Стимульный материал: бланк методики, секундомер, ручка.
Ход работы: Методика состоит из 20 пар слов – логических заданий, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», т. е. выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр».
Инструкция: на бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр». Вы должны определить отношение между словами в паре, и затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». После этого в буквенном ряду обвести ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты.
Обработка результатов:
1. Ответы испытуемого сравниваются с ключом и подсчитывается количество правильных ответов.