Комплексная диагностика уровня развития мыслительных операций
Комплексная диагностика уровня развития мыслительных операций
Название методики: «Простые аналогии».
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями, развитие умения выделения существенных признаков предметов и явлений при отвлечении от несущественных.
Описание: Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Задание пригодно для исследования испытуемых с образованием не ниже 7 классов.
Стимульный материал: серия логических заданий; протокол регистрации ответов, ручка.
Ход работы: Испытуемому предлагается последовательно решить ряд заданий, установить наличие определенных логических связей между предлагаемыми понятиями. Первое задание разбирается совместно с экспериментатором. Остальные задания выполняются по аналогии. Ответы испытуемого фиксируются в протоколе.
Инструкция: Посмотри, здесь написано два слова – сверху “лошадь”, снизу – “жеребенок”. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову “корова”, как “жеребенок” к “лошади”, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... “теленок”. Значит, нужно вначале установить, как связаны между собой слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа.
Обработка результатов:
1. Составляется протокол ответов испытуемого.
Номер задачи | Ответ | Объяснения |
… |
2. Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, после чего полученные результаты переводятся в проценты для определения уровня развития умения выделять существенные признаки. Далее анализируется характер установленных связей между понятиями «конкретные», «логические». Фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить о преобладании у испытуемого наглядных или логических форм мышления.
3. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления как органического, так и шизофренического генеза, а также утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.
Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, испытуемый просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.
Литература:
Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.
Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Герасимова В.С., Николаева Е.С. Психологические методики изучения познавательной сферы человека: Практикум. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
Стимульный материал для методики «Выделение существенных признаков»
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)
11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)
16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)
Комплексная диагностика уровня развития мыслительных операций
Название методики: «Простые аналогии».
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями, развитие умения выделения существенных признаков предметов и явлений при отвлечении от несущественных.
Описание: Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Задание пригодно для исследования испытуемых с образованием не ниже 7 классов.
Стимульный материал: серия логических заданий; протокол регистрации ответов, ручка.
Ход работы: Испытуемому предлагается последовательно решить ряд заданий, установить наличие определенных логических связей между предлагаемыми понятиями. Первое задание разбирается совместно с экспериментатором. Остальные задания выполняются по аналогии. Ответы испытуемого фиксируются в протоколе.
Инструкция: Посмотри, здесь написано два слова – сверху “лошадь”, снизу – “жеребенок”. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову “корова”, как “жеребенок” к “лошади”, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... “теленок”. Значит, нужно вначале установить, как связаны между собой слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа.
Обработка результатов:
1. Составляется протокол ответов испытуемого.
Номер задачи | Ответ | Объяснения |
… |
2. Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, после чего полученные результаты переводятся в проценты для определения уровня развития умения выделять существенные признаки. Далее анализируется характер установленных связей между понятиями «конкретные», «логические». Фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить о преобладании у испытуемого наглядных или логических форм мышления.
3. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления как органического, так и шизофренического генеза, а также утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.
Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, испытуемый просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.
Литература:
Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.
Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Герасимова В.С., Николаева Е.С. Психологические методики изучения познавательной сферы человека: Практикум. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.