Те, кто глубоко любит меня, могут спать, и все же они соединены со мной. И возможно, они не смогут воспроизвести по памяти то, что я говорю, но они услышали это, впитали это.
Так что не беспокойтесь. Даже если ваш муж просто физиологически спит, это очень хорошо. А если у него что-то вроде гипноза, так что для вас он спит, а для меня — нет, то это еще лучше.
И на Востоке есть еще третье — для этого тоже нет английского названия — это называется йога нидра. Человек становится настолько тихим и настолько расслабленным, что со стороны всем кажется, что он спит. Если бы вы встретили Будду, сидящего под деревом Бодхи, вы бы подумали, что он спит — но это не так. На поверхности — глубокий сон, но изнутри он полон света и осознания.
Рамакришна часто впадал в кому. Доктора много раз говорили, что это ни что иное, как припадок, эпилептический припадок — ведь он был без сознания, а изо рта у него могла идти пена, точно так же, как во время приступа эпилепсии. И он мог часами оставаться без сознания; его тело могло совершенно застыть.
Однажды он шесть дней был в таком состоянии. Ухаживать за ним было очень трудно: его приходилось кормить с ложки... он был почти мертв. И когда он вернулся после этих шести дней, он принес с собой такой свет и такую радость... И первое, что он сказал, это: «Итак, я снова заснул».
Эти шесть дней он бодрствовал! Отерев глаза, он сказал: «Итак, теперь я снова засыпаю».
То, что вы называете бодрствованием, является сном для тех, кто действительно пробудился. Это третье состояние... Я не надеюсь, что ваш муж находится в этом третьем состоянии, иначе он не мог бы быть вашим мужем. Но не беспокойтесь о нем; оставьте его в покое.
Жена должна научиться оставлять мужа в покое; муж должен научиться оставлять жену в покое. Не нужно все время вмешиваться во все, что происходит. Не нужно все время придираться ко всем и каждому.
Четвертый вопрос:
Лао-цзы сказал: «Когда вы отмываете и очищаете первоначальное видение, может ли на вас не быть пятен?"
Ошо, на тебе нет пятен?
Кристофер.
На мне нет пятен, на вас нет пятен — на всех нас нет пятен с самого начала. На самом деле ничего не нужно чистить. На самом деле, ничего не нужно очищать. Наша чистота совершенна.
Один дзенский мастер хотел найти себе преемника. Он объявил в монастыре — а там было пятьсот великих монахов — он сказал собравшимся монахам: — Я старею и хочу выбрать себе преемника. Я назначаю испытание: тот, кто считает себя моим преемником, кто считает, что он пробудился и познал истину, должен прийти к моей хижине и написать в четырех строках на двери свое понимание. Вы должны выразить весь свой опыт в четырех строках.
В дневное время никто не осмелился подойти, потому что они знали этого старика: его нельзя было обмануть. И если бы вы попались на том, что написали не то, он мог крепко вас побить. А старик сидел там со своей большой палкой, и никто не осмелился подойти.
Ночью, когда он уснул, один человек подкрался к хижине. Это был самый большой ученый в общине. Он написал четыре строки, прекрасные строки: «Ум — это зеркало, и на зеркале ума собирается пыль желаний, мыслей и воспоминаний. Сотрите пыль, и истина перед вами». Но он так боялся, что старик не будет обманут этими словами, что не поставил подписи. Он подумал: «Если он скажет, что это правильно, я открою, что это написал я. Если он скажет, что это неправильно, то я промолчу».
Утром старик был в ярости: — Кто написал все эту ерунду? Приведите его ко мне!
Ученый сбежал из общины, потому что кто-нибудь мог выдать — несколько человек знали, что он ходил к хижине. Он просто убежал на несколько дней в лес.
Вся община была охвачена нетерпением; с утра до вечера обсуждалось только одно — потому что эти строки понравились всем. Они были так прекрасны и так кристально ясны; и они передавали истину — разве можно сказать лучше? «Ум — это зеркало. Пыль оседает от желаний и мыслей. Сотрите пыль... и перед вами истина». В этом вся суть медитации. Это чистота! Это отражение; когда вы станете зеркалом, вы будете отражать то, что есть.
Да, это хорошие слова, но это не слова высшего понимания.
Там был один монах; двадцать лет он просто перебирал рис.
Двенадцать лет назад он пришел к мастеру и сказал: «Я пришел сюда, чтобы узнать истину». Мастер спросил его: «Ты хочешь знать об истине? Или ты хочешь знать саму истину?» Монах посмотрел мастеру в глаза и сказал: «О чем вы говорите? Зачем мне знать об истине? Как это может мне помочь? Я хочу знать истину, истину и ничего, кроме истины. Меня не интересуют знания об истине: я хочу узнать саму истину».
Тогда мастер сказал: «Тогда сделай вот что: иди на кухню и начинай перебирать рис, и никогда больше не приходи ко мне. Когда придет время, я сам приду к тебе. И делай только одно, с утра до ночи продолжай перебирать рис».
Пяти сотням людей был нужен рис... и этот человек никогда больше не приходил к мастеру. Прошло двенадцать лет, а он делал только одно: рано утром, в четыре часа, он вставал, потому что вскоре монахам был нужен завтрак. И до самой поздней ночи он продолжал работать.