История становления и развития научного знания
В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности: преднаука и наука.
Преднаука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практических действий. На этапе преднауки первичные идеальные объекты и их отношения выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты.
В какой-то момент познание переходит на качественно иной уровень. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы «сверху» по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики. При таком методе идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.
Исторически первыми формируются естественные науки, плавно вытекающие из античной натурфилософии. Значительно позднее, в XIX в. как отдельные области познания выделяются технические и социальные науки. В это время возникает идея о принципиально разной методологии для естественных и гуманитарных наук, ибо первые требуют причинно-следственного объяснения явлений, а вторые – понимания побудительных мотивов действий людей, включения их мыслей, переживаний и поступков в исторический контекст.
Структура научного знания
Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации, новые приемы и методы исследования. Чтобы выявить закономерности этого процесса, необходимо предварительно раскрыть структуру научных знаний.
Выделяют два основных уровня организации знания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень основан на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений, измерений и экспериментальную деятельность. Эмпирическое исследование необходимым образом включает в себя различные инструменты, приборы и установки, используемые для наблюдения, сравнения, измерения и т.п.
На теоретическом уровне непосредственное практическое взаимодействие с объектами отсутствует. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте.
Каждому уровню познания соответствуют свои методы. Так, на эмпирическом уровне используют наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент. Для теоретического характерны анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, дедукция, индукция, моделирование.
Философия науки (позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)
Философия науки в узком смысле ассоциируется с философией позитивизма, представляющей ряд школ и направлений, объединяющихся под общим названием на основании признания фундаментального значения конкретно-научного эмпирически проверяемого (позитивного) знания. Позитивизм сформировался в XIX в. и пережил четыре этапа в своем развитии: (первый/классический) позитивизм, эмпириокритицизм (махизм), неопозитивизм и постпозитивизм, – каждый из которых, обладая своей спецификой, посвящен вопросам научного познания, его структуры, предмета, методов, языка, законов развития.
Позитивисты не приемлют умозрительную метафизику, полагая, что прогресс философии напрямую связан с прогрессом научного знания. Философия должна быть онаучена, иначе она не имеет смысла. В конечном итоге на базе позитивистских течений формируется философия науки, занимающаяся проблемами возникновения и развития научного знания, критериями научности и т.п.
Динамика научного познания
Одной из важнейших задач философии науки является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Вопросу о причинах и механизмах развития науки много внимания уделили основатели постпозитивизма – Т. Кун и К. Поппер – предложившие два альтернативных подхода: революционный и эволюционный. Кун выделил в развитии науки циклы, включающие в себя две фазы: фазу нормальной науки и фазу революции, когда происходит скачок, в результате которого одна научная парадигма замещает собой другую, предшествующую ей. Он утверждал, что науке присущ не кумулятивизм, т.е. накопление знаний, а замещение одной картины мира/научной парадигмы (например, механистической) другой (например, корпускулярно-волновой) с потерей, забыванием некоторого объема знаний, существенного для первой и незначимого для второй. В противоположность ему, Поппер исходил из эволюционного представления развития науки, суть которого состоит в методе проб и ошибок, который позволяет постепенно усовершенствовать научную картину мира.