Принципы и категории диалектики
К основным принципам диалектики относят: принцип всеобщей связи (любой предмет может быть понят только через его взаимосвязь с другим предметами), принцип становления (постоянного изменения как сущностной черты бытия) и принцип историзма (закономерности и направленности развития, в котором можно выявить причины, этапы и тенденции). Эти принципы раскрываются с помощью исторически сложившейся системы категорий и законов.
Категории – понятия, отражающие наиболее общие формы бытия и мышления. Категории диалектики характеризуются всеобщностью и универсальностью (ибо применимы к любым фрагментам бытия и познания), атрибутивностью/существенностью (ибо фиксируют наиболее значимые связи и отношения в предметном мире); полярностью/парностью (ибо указывают на противоположные, но неотъемлемые друг от друга качества предмета или состояния, определяются через отношение друг к другу, например, единичное и общее, явление и сущность, причина и следствие, тождество и различие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д.).
Общее число пар диалектических категорий неопределенно. Все пары категорий взаимосвязаны и в целом образуют своеобразную призму, сквозь которую человек осмысливает реальность. Каждая пара категорий задает определенный аспект понимания предмета/процесса и может рассматриваться как ступенька в познании мира.
Категории «единичное» и «общее» обеспечивают сравнение, выделение сходных и различающихся черт предметов. Единичное фиксирует уникальность, неповторимость отдельного предмета или явления. Общее – напротив, сходство предметов, их принадлежность к определенному классу. Любой реальный предмет может быть охарактеризован в этом смысле двояко: то, что в одном отношении является общим, в другом оказывается единичным, и наоборот – в зависимости от масштаба рассматриваемый отношений предметов.
Диалектика предполагает, что две противоположности «снимаются» в новом качестве, т.е. на самом деле мы имеем не две, а три категории. Категории единичного и общего снимаются в категории особенного. Т.е. особенное – философская категория, выражающая общее в единичном и единичное – в его единстве с общим; признак, сходный с признаками одних и не сходный с признаками других предметов какого-либо класса.
Категории «явление» и «сущность» характеризуют движение мысли «вглубь» предмета. Сущность – внутреннее, устойчивое, фундаментальное свойство предмета, не данное нам в непосредственном контакте с ним, требующее интеллектуальных усилий для своего постижения. Явление – внешнее, подвижное, данное человеку непосредственно, но ничего не говорящее о глубинных основаниях предмета. Объективным основанием для различения явления и сущности служит многоуровневость бытия, в силу чего одни процессы, связи и отношения являются объективным основанием для других. Субъективным основанием различения служит ограниченность человеческой практики, в которой мы всегда имеем дело лишь с фрагментом реальности, данным нам как набор внешних характеристик. Снятие противоположности между явлением и сущностью происходит в категории «действительность».
Категория «качество» служит для обозначения целостности свойств предмета, необходимых и достаточных для его существования. Этой категорией охватываются только те свойства, которые определяют его специфику в качестве элемента того или иного класса. Категория «количество» выражает принципиальную сопоставимость свойств разных предметов по степени их интенсивности. Интенсивность свойств в известном степени безразлична к качеству. Единство качественных и количественных характеристик предмета отражается в категории «мера». Мера в диалектике означает интервал количественных значений, в рамках которого существует данное качество: вольтметр является вольтметром, пока погрешность его измерений не превысит некую установленную для измерительных приборов норму; в случае превышения он получает иное качество – становится, например, подставкой под чашку.
Категории «целое» и «часть». Онтологическим основанием для их выделения является отсутствие абсолютной простоты в реальности. Любой предмет может быть охарактеризован как со стороны единства и целостности, так и со стороны составляющих его частей. Часть – категория для обозначения любого предмета, входящего в состав иного предмета. Целое – категория для обозначения единства предмета в каких-либо отношениях. Различение части и целого, как и всех категорий, входящих в пары, весьма относительно, поэтому вопрос о соотношении свойств целого и свойств его частей, которые сами представляют предметы со своими особыми качествами, часто представляет собой серьезную проблему. Существует классическая дилемма: «целое равно сумме своих частей» против «целое больше суммы своих частей». В чисто количественном плане бесспорным представляется первое утверждение, ибо ничего, кроме частей, в целом е обнаруживается. Однако анализ свойств и качеств дают аргументы в пользу второго утверждения, например, никакая часть студента не может учиться в университете, однако студент как целое вполне пригоден для этого.
Категории «причина» и «следствие» устанавливают связь предметов во времени, выявляют их генетическую связь. Причина обозначает то, что предшествует какому-либо явлению, порождает его, определяет и направляет его изменения. Она переходит в следствие и воплощается в нем. Следствие обозначает зависимость явления от других, предшествующих ему во времени.
Категории «необходимость» и «случайность» связаны с различением главного и второстепенного в основной тенденции изменения предмета. Необходимость характеризует такое изменение предмета, которое обусловлено причинно-следственной связью. Случайность указывает на неопределенность конкретного состояния предмета, разнообразие форм протекания процессов.
Диалектические законы
Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник самодвижения бытия в любом его проявлении. Постулирует наличие крайних полюсов, которые взаимно предполагают и в то же время взаимно исключают друг друга. Их единство, неразрывная взаимосвязь являются основой устойчивого существования любого предмета/явления в определенном качестве, форме и в то же время несет в себе возможность отрицания, перехода в новое качество.
Закон перехода количественных изменений в качественные характеризует механизм возникновения нового качества. Любой предмет определяется некоторым соотношением качественных и количественных характеристик, т.е. мерой. Изменения количественных параметров в рамках данной меры подготавливает почву для изменения качества, т.е. для превращения предмета в нечто принципиально иное.
Закон отрицания отрицания характеризует общую направленность процесса развития. Термин «отрицание» означает уничтожение, преодоление старого качества предмета. Второе «отрицание», преодолевая теперь уже новое качество, возвращает предмет на первую, исходную линию, хотя и не приводит к исходному состоянию. Таким образом, за счет двойного отрицания, осуществляется цикл развития и подготавливается новый виток.