Понятия движения и развития.
Основные философские теории развития
Философская категория «движение» обозначает любое изменение. Движение является определяющей характеристикой при обсуждении онтологических проблем, т.к. бытие чего бы то ни было фиксируется благодаря его взаимодействию с чем-то другим и сопутствующим взаимным преобразованием. Любой предмет существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще бытию, всякий предмет есть процесс.
Многообразие форм бытия определяется многообразием форм движения. Ф. Энгельс выделил таковых пять: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение, – в порядке возрастания сложности, причем каждая последующая, необходимым образом включает в себя предыдущие, но не сводится к ним, имея собственную специфику.
Основными свойствами движения являются его универсальность (ибо имеет место на любом уровне организации бытия) и противоречивость (ибо движение является одновременно и созидающим, и разрушающим).
Движение/изменение – любое приобретение предметом новых признаков, свойств, характеристик или утрата уже имеющихся. С точки зрения основательности изменения могут быть внешними, т.е. не затрагивающими сути предмета, его идентичности, а могут быть внутренними, качественными. В плане траектории изменения можно описать двумя моделями: циклической (когда изменения присутствуют, но они, сменяя друг друга, приводят нас к исходному состоянию, т.е. образуют замкнутый цикл, не ведущий к развитию системы) и развивающейся (изменения влекут за собой появление чего-либо качественно нового).
Развитие – поступательное движение, переход от одного качественного состояния к другому. Оно характеризуется необратимостью (обратимость свидетельствовала бы о цикличности процесса, не ведущей к качественным изменениям), направленностью (определяется временем и свидетельствует о наличии единой, внутренне взаимосвязанной цепочке изменений, ведущей к определенной цели) и закономерностью (отсутствие оной говорит о случайности, ненаправленности изменений). Развитие является имманентным, т.е. внутренним, свойством объекта.
Если новое, появившееся в процессе развития, качественно отличается от исходного большей жизнеспособностью, гибкостью, сложностью, способностью к дальнейшему развитию, богатством реализованных возможностей, то можно говорить о том, это – прогрессивное развитие. Если же новое качество более примитивно по сравнению с исходным, то говорят о регрессивном развитии.
Эволюция/революция
Существует несколько концепций, объясняющих наиболее общие принципы и законы развития: структуралистская, эволюционная, эмерджентная, синергетическая и диалектическая.
Структуралистская концепция развития делает акцент на роль пространственных структур (в противоположность эволюционной и диалектической, выделяющих в качестве индикатора развития, в первую очередь, время). Основной тезис состоит в том, что только структуры (т.е. совокупность ее устойчивых элементов и отношений между ними, обеспечивающих целостность и самотождественность системы) обладают объективностью, устойчивым моментом действительности и определяют возможность изменения. Для любого предмета существовать означает занимать определенное место в структуре бытия, сохранять набор определенных устойчивых связей ее элементов. Развитие во времени не существенно, важны структурные преобразования. Структурализм предлагает законы, по которым структуры подвергаются трансформациям, порождая новые качественные образования.
В основе эволюционной концепции развития лежит теория Ч. Дарвина об изменении растительных и животных организмов в связи с изменением условий окружающей среды, хотя первые идеи можно найти уже у древних греков. Соединение идей Дарвина с достижениями в области генетики дало начало синтетической теории эволюции. Несмотря на то, что данная теория связана с феноменом жизни, существуют попытки переноса идей эволюционного отбора и усложнения структурной организации на процесс развития Вселенной как целого.
Эмерджентная концепция развития возникла в 1920-х гг. и оказала влияние на теорию систем и теорию сложности. Суть ее в том, что в процессе развития/эволюции материальной системы у нее неожиданно появляются новые – особенные – свойства (например, принципиально нематериальное сознание, разум), не присущие элементам этой системы. Т.е. эмерджентность – это системный эффект, возникающий при усложнении организационной структуры. Бытие, действительность рассматривается как вечное становление.
Синергетика – теория саморазвивающихся открытых нелинейных систем – исходит из допущения принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка из хаоса. Акцент делается на нестабильности открытых систем, многообразии путей их изменения и развития, условиях устойчивого развития сложных структур т.п. Даже в неорганической природе существуют классы систем, способных к самоорганизации.
Диалектика – собственно философская теория развития, основанная на идее единства и борьбы противоположностей.