Сущность мышления. Язык и мышление

Мышление – важнейшая функция сознания, выражающаяся в формировании понятий и оперировании ими. Оно является опосредованной формой отражения объективного мира, в которой свойства предметов превращаются в абстрактные мысленные образы. Материальным субстратом мышления служит кора головного мозга, нейрофизиологические процессы, протекающие в ней. При этом сама мысль является идеальной, не обладающей физическими, химическими и другими материальными свойствами. Мышление возможно только на основе языка, в котором более или менее определенно фиксируются и закрепляются отдельные понятия. Связь мышления с речью и языком свидетельствует о его социально-культурной сущности. Язык – система знаков, фиксирующих результаты мышления или эмоциональное состояние сознания личности, служащая для их передачи другому человеку. Язык является формой взаимодействия между людьми и одновременно формой фиксации результатов индивидуального мышления. Многообразие форм и функций языка привело к тому, что в ХХ в. язык стал едва ли не главной проблемной областью философии. Сознание и мышление – идеальны, язык же – материальная знаковая система.

Знание, сознание, самосознание

Сама конструкция слова «сознание» с формальной точки зрения предполагает акцент на рациональном знании, информационной стороне дела: это та информация, которой совместно владеют люди. С этой точки зрения термин «сознание» означает совместность, совместимость знаний.

Сознание тесно связано с самосознанием и определяется способностями субъекта/человека выделять себя из окружающего мира, соотносить себя с ним и противостоять ему.

Самосознание – исторически развивающееся образование, выступающее в разных формах. Первой его формой является элементарное осознание своего тела. Второй уровень связан с осознанием себя членом того или иного общества, культуры, социальной группы. Самый высокий уровень самосознания – возникновение образа Я, выстраивание «Я-концепции». Самосознание – это не только самопознание, но также самооценка и самоконтроль. Явные формы самосознания, становящиеся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, называются рефлексией.

Общественное и индивидуальное сознание

Трудность рассмотрения данной проблемы заключается в том, что индивид сам по себе – социальная категория. Содержание его психики социально, как и сознание общества. Вместе с тем отношение индивидуального сознания к миру опосредовано его отношением к формам общественного сознания. Это опосредование индивидуального сознания общественным начинается уже с момента усвоения ребенком языка, норм поведения, мышления и социальных чувств: нравственных, религиозных, эстетических. Сознание каждого человека вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования, ценности той социальной среды, к которой он принадлежит. Подобно тому, как общество не есть простая сумма составляющих его людей, так и общественное сознание не есть сумма «сознаний» отдельных личностей. Оно есть особая система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью. Итак, носителями общественного сознания являются не только индивиды, но и социальные группы, общество в целом. Общественное сознание имеет свои способы объективации, воплощаясь в произведениях искусства, достижениях науки, религиозных, правовых, политических, философских и других концепциях. Тем самым общественное сознание приобретает некоторую самостоятельность по отношению как к автору оригинальных идей, так и к общественному бытию. Таким образом, общественное сознание – взгляды, настроения, учения, охватывающие большие массы людей, индивидуальное – духовный мир отдельного человека.

Структура общественного сознания включает:

· уровни: обыденное и теоретическое;

· виды: рациональное, ценностное, практическое;

· сферы: идеология и общественная психология;

· формы: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное.

Тема 12. Философские теории развития. Диалектика

План

1. Понятия движения и развития. Основные философские теории развития

2. Общее представление о диалектике и ее видах

3. Принципы и категории диалектики

4. Диалектические законы

5. Догматизм, эклектика, софистика как антиподы диалектики

Самостоятельная работа по теме 12

Учебная литература:

· Философия. Курс лекций: учебн. пособие / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 222-248.

· Киселев А.И. Курс лекций по философии. – СПб., 2010. С. 303-335.

Наши рекомендации