Пространство и время как формы бытия материи
Наиболее фундаментальными формами существования материи являются пространство, время и движение.
Пространство – это наиболее общая закономерность, фундаментальный порядок сосуществования материальных состояний, универсальная мера устойчивости в движении. Время – это наиболее общая закономерность, фундаментальный порядок смены материальных состояний, универсальная мера изменчивости в движении.
Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на две группы проблем. Первая группа проблем связана с вопросами: каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками бытия или характеризуют устройство нашего сознания? Вторая группа проблем связана с онтологическим вопросом об отношении категорий «пространство» и «время» к категории «материя». В истории философской мысли сложились две точки зрения на природу пространства и времени: субстанциальная (пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, имеющие место наряду с материей и независимо от нее) и реляционная (пространство и время интерпретируются как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами, и, соответственно, допускается зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем).
Если пространство и время являются наиболее фундаментальными формами существования материи, то движение – это не просто форма, но сам способ существования материи. Под движением в философии понимается не только процесс перемещения тела из одного места в другое, но и изменение в предельно общем смысле этого слова – любая перемена состояния вещи, изменение вообще.
Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое и существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.
Говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета, ибо когда говорится о состоянии покоя какого-либо наблюдаемого предмета, то неявно предполагается, что предмет имеет определенную пространственную конфигурацию, сохраняет свою структуру, воспроизводит определенную организацию своих элементов; в то же время он взаимодействует с окружающей средой, внутри у него идут процессы на молекулярном и атомарном уровнях. О любом покоящемся объекте можно сказать, что он постоянно изменяется. Поэтому всякая вещь есть процесс.
Под развитием в философии понимается уже не просто любое изменение состояния вещи, но процесс необратимого, определенно направленного преемственного изменения структуры вещи, генерирующий ее новое качество. В случае, если новое, появившееся в результате процессов развития качество отличается от исходного большей жизнеспособностью, гибкостью, сложностью, способностью к дальнейшему развитию, богатством реализованных возможностей, насыщенностью смыслом, то можно сказать, что развитие в этом случае является прогрессивным, если же новое качество более примитивно по сравнению с исходным, то говорят о регрессивном развитии.
Развитие представляет собой нелинейный, вероятностный и необратимый процесс самоорганизации, характеризующийся относительной непредсказуемостью результата. Наиболее общие принципы и законы развития являются предметом изучения особой философской дисциплины – диалектики. С конкретно-научной точки зрения принципы и законы саморазвивающихся, самоорганизующихся систем исследуются одним из новых направлений современного естествознания – синергетикой. Главная идея синергетики – допущение принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка (организации) из беспорядка (хаоса) в результате процессов самоорганизации. Традиционная наука в изучении мира делала акцент на замкнутых системах, обращая особое внимание на однообразие, однородность, устойчивость и порядок. Синергетический подход, напротив, подчеркивает тот факт, что реальные процессы в природе принципиально открыты, неравновесны и нелинейны. Основное внимание синергетика уделяет изучению таких сторон мира, как его нестабильность, многообразие путей изменения и развития, раскрывает условия существования и устойчивого развития сложных структур, позволяет моделировать их скачкообразные изменения, катастрофические ситуации и т.п.
Научная программа, рассматривающая окружающий наш мир, как единую эволюционирующую систему, развивающуюся по законам самоорганизации, получила название концепции глобального эволюционизма. С точки зрения данной концепции, бытие окружающего нас мира представляет собой процесс неуклонного повышения мировой субстанцией – материей уровня своей организованности. Процесс этот носит ступенчатый характер: материя поднимается по лестнице самоорганизации к высшим состояниям своего бытия. Известные науки узловые пункты, ступени самоорганизации мира получили в философии название уровней структурной организации материи. При этом, все уровни структурной организации материи связаны между собой генетической связью: любая высшая форма возникает на базе низшей формы, включая в себя законы организации и активность структур низших форм в качестве своего строительного материала.
Тема 11. Проблема сознания
План
1. Сознание как форма бытия
2. Проблема сознания в истории философии
3. Структурные элементы сознания и их взаимосвязь
4. Сущность мышления. Язык и мышление
5. Знание, сознание, самосознание
6. Общественное и индивидуальное сознание
Самостоятельная работа по теме 11
Учебная литература:
· Философия. Курс лекций: учебн. пособие / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 249-265.
· Киселев А.И. Курс лекций по философии. – СПб., 2010. С. 283-302.
Сознание как форма бытия
Понятие сознания обозначает высший уровень духовной активности человека как социального существа. Важной функцией сознания является мысленное построение действий и предвидение их последствий, самоконтроль.
В материалистической философии имела место традиция противопоставления бытия и сознания. В классически четкой форме это выражено Ф.Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». На этом противопоставлении бытия и сознания основывается так называемый основной вопрос философии. Однако даже сами марксисты подчеркивали относительность противоположности бытия и сознания, материального и духовного. Дело не только в том, что духовное выражается через материальное, но также и в том, что духовное, т.е. сознание, обладает собственным бытием: производным, как полагают материалисты, или же самостоятельным, в чем убеждены идеалисты. И те, и другие настаивают на идеальном бытии сознания.
В контексте материалистической философии принято рассматривать сознание как форму отражения. Отражение – одно из свойств материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. При этом решающее значение имеет не физическое тождество компонентов взаимодействующих систем, а структурное соответствие и сходство. Отражение наблюдается на всех уровнях организации материи:
· в неорганической природе отражение состоит в способности любой вещи (материальной системы) продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии с воздействующей на нее вещью (материальной системой);
· при переходе к живой природе свойство отражения становится функциональным (а не атрибутивным, как в неживой), живые организмы активно используют его как средство самосохранения, ориентирования в окружающей среде и регулирования своего поведения.
В живой природе различают следующие формы отражения:
· раздражимость – свойство организмов (растений и простейших) отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния; это допсихическая форма отражения, не связанная с формированием идеального образа;
· чувствительность – способность отражать свойства предметов в виде ощущений, связанная с формированием нервных тканей; является начальной формой психики;
· перцептивная психическая деятельность, обусловленная развитием органов чувств и головного мозга; высшие животные, обладающие психикой, способны не просто ориентироваться в окружающей среде, но и прогнозировать развитие некоторых событий (т. наз. опережающее отражение). На этой ступени развития организм освобождается от жесткой зависимости от внешней среды, он способен изменять свое поведение, приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Однако животные не осознают своих действий и руководствуются преимущественно инстинктами, т.е. сложными врожденными или приобретенными реакциями организма на раздражители, хотя им и доступны некоторые виды рассудочной деятельности;
· сознание – высшая форма активного отражения, присущая только человеку, обусловленная как природными/физиологическими, так и социальными факторами. К физиологическим предпосылкам возникновения сознания относят: большой объем и вес мозга по отношению к телу, сложная организация мозга и нервной системы, прямохождение, рука с возможностью мелкой моторики, сложный речевой аппарат, позволяющий производить достаточно большое количество дифференцированных звуков, специфическая организация зрения, отсутствие жестких инстинктов, пластичность психики, длительный период детства, позволяющий передать ребенку необходимый социальный и культурный опыт, компенсирующий недостаток врожденных инстинктов. Однако одних физиологических факторов для возникновения сознания недостаточно. Необходимо социальное окружение, обеспечивающее формирование навыков мышления, волевых усилий и эмоциональны реакций. Сознание не является врожденным свойством человеческого организма. Известны случаи так называемых Маугли, когда ребенок в силу каких-либо обстоятельств жил длительное время среди животных, такие дети перенимали повадки соответствующих животных и, если находились среди них достаточно долго, скажем от рождения до 5 лет, то приучить их к человеческому образу жизни и пище оказывалось невозможным. Формирование сознания у ребенка требует усилий со стороны взрослых, которые обучают его языку – второй сигнальной системе, имеющейся только у человека, и поведенческим нормам, позволяющим впоследствии войти в состав различных социальных групп.
Сознание как форма отражения возможно благодаря существованию такой сложноорганизованной материи, как мозг. Доказательством этого тезиса служит тот факт, что повреждение различных участков головного мозга влечет за собой нарушение работы сознания. Исследования показали, что лобные доли отвечают за контроль действий, производимых человеком, затылочные доли – за ориентацию в пространстве, кора больших полушарий состоит из нескольких слоев нервных клеток и выполняет речевую, зрительную и слуховую функции.