Естественнонаучные и философские представления о строении и свойствах материи
С точки зрения науки существуют два основных вида материи: вещество и поле. Они качественно отличаются друг от друга, но обладают общими признаками и свойствами, тесно связаны между собой и могут превращаться друг в друга.
Физика различает три области материального мира: макро-, микро- и мегамир. Макромир – обычный, воспринимаемый органами чувств человека мир – тела с размерами от 10-8 до 1024 см. Этим диапазоном охватываются как мельчайшие частицы вещества, образованные из молекул, так и огромные звездные системы – галактики. Микромир составляют элементарные частицы: атомы, ядра атомов, объекты с размерами от 10-13 до 10-8 см. Время протекания процессов в микромире – миллиардные доли секунды. Основная единица измерения явлений микромира – квант действия, или постоянная Планка: 6,626176(36)⋅10-37 Дж⋅с. Мегамир – это сверхгалактики. В различных областях мегамира, согласно современной науке, материя находится в различных состояниях, в частности, имеются области, где она находится в «домеханическом» состоянии или состоянии фотонного газа, там нет ни молекул, ни атомов, там только зарождаются элементарные частицы, возникает механическое, тепловое и электромагнитное движение.
Современная научная картина мира насчитывает четыре уровня структурной организации материи: физический (вакуум, физические поля и их носители – элементарные частицы, атомы и состоящие из них тела), химический (атомы, молекулы и состоящие из них звезды и планеты), биологический (клетки, многоклеточные организмы и образуемая ими биосфера Земли), социальный (люди, социальные институты, формы индивидуального и общественного сознания).
Это научные представления о материи, ее строении и законах. Философия же ищет первоосновы, т.е. предельно общие неотъемлемые атрибуты материи, независимые от уровня ее организации. В настоящее время имеются три варианта представлений о материи: реистический, атрибутивный и реляционный.
В реистической концепции материя предстает как совокупность вещей. Например, греческие натурфилософы в ранг первоосновы мира возводили конкретные формы вещества: воду, воздух, землю, огонь и пр. Все эти представления, однако, не позволяли выразить идею всеобщности и сохранения субстанции в последовательной и непротиворечивой форме. Этих недостатков была лишена атомистическая теория субстанции, выдвинутая Левкиппом и Демокритом, однако свое развитие она получила только в эпоху Нового времени. На ее основе удалось объяснить природу тепла, диффузии, многие химические явления, она способствовала возникновению корпускулярной теории света. Однако данная теория все же не могла объяснить большого количества явлений, например, возможность жизни.
В Новое время складывается атрибутивная концепция материи, в рамках которой последняя понимается как совокупность свойств: тяжесть, инерция, неделимость, непроницаемость, масса и др. Поскольку свойства служат средством взаимоотношений вещей, то их можно представлять в виде некой находящейся между вещами среды, в которую они погружены. Однако встает проблема носителя свойств.
XVII-XVIII вв. сформировали взгляд на материю как нечто весомое, вещественное, неизменное, телесно оформленное. Однако в конце XIX – начале ХХ в. были сделаны открытия, которые поставили эти представления под сомнение: рентгеновские лучи, радиоактивность, электрон, теория квантов. Открытие электрона и радиоактивного излучения, пронизывающего материальные предметы, поставило под сомнение классическое положение о том, что атом – предел делимости материи, которая представляет из себя нечто непроницаемое. Теория квантов Планка ломала старую концепцию непрерывного излучения электромагнитных волн. Теория Эйнштейна заставила коренным образом изменить устоявшиеся взгляды на пространство и время. Кризис в физике показал, что прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного атома перестало соответствовать критериям научного знания.
В конечном итоге было дано реляционное определение материи, т.е. определение посредством указания на отношение: материя – категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, но существует независимо от них. Данное определение не содержит указания на ту или иную конкретную вещь или свойство, ибо в целом объективная реальность есть и вещь, и свойство, и отношение в их органическом единстве. Материя как объективная реальность соотносится со своей противоположностью – субъективной реальностью, т.е. сознанием. Материя – это не вещество, не свойство, а внутренняя природа внешнего мира, выражаемая отношением последнего к сознанию. Единственным свойством материи, согласно реляционному определению, свойство быть объективной реальностью.