Социально-политические учения
В период Возрождения формируется социальная философия. Одним из первых мыслителей в этой области был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он обосновывал необходимость светского государства, отделял правовые установления от предписаний религии, которым придавал лишь моральный смысл. По мнению Макиавелли, мир человеческих отношений, так же неизменен, как и мир природы, ибо неизменна человеческая природа. Мы наблюдаем вечный круговорот явлений, не подчиненный никакой предустановленной свыше цели. Неизбежный ход вещей определен судьбой, или Фортуной. Однако воздействие этой судьбы не фатально, она – объективная среда, совокупность условий, в которых вынужден действовать человек. А потому, успех его деяний зависит от того, в какой мере человек сумеет понять, приспособиться и в то же время противостоять судьбе. Возникновение общества и государства объясняется Макиавелли заботой людей о самосохранении и защите, в результате чего они объединились и выбрали из своей среды самого храброго в качестве правителя. Макиавелли отвергает учения об идеальных правителях и государствах и стремится дать практические советы по созданию сильного государства, которое только и может обеспечить общее благо. Критерий успешности правителя и поддерживаемого им государственного устройства – польза и успех, достижение поставленных целей. И если для достижения успеха нужны хитрость, предательство, насилие, то они должны быть применены.
Как реакция на разрушение традиционных основ общественной жизни, незащищенность людей в условиях обострения общественного неравенства возникают социальные утопии. В своих трудах Томас Мюнцер (1490-1525), Томас Мор (1478-1535), Томмазо Кампанелла (1568-1639) стремились представить идеальное общество, лишенное противоречий современной им эпохи.
Томас Мор размышляет о характере власти и создает идеал просвещенного и справедливого государя. Он осуждал пороки католической церкви и духовенства, однако опасался политических последствий Реформации, в частности, выступал против притязаний короля на духовное верховенство и присвоения государством церковного имущества. В своей работе «Утопия» (1516) Мор описывает идеал справедливого бесклассового общественного устройства. Причину всех социальных бедствий он видит в частной собственности, господстве личного интереса, поэтому в его модели общества заявлены: общность имущества, обязательное участие всех граждан в труде, отсутствие привилегированных групп, справедливое и равное распределение общественных богатств, а также обеспечение свободного развития личности.
Через сто лет после «Утопии» Мора, в 1602 г. выходит в свет «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы, в котором идея равенства доведена до крайности и местами до полного абсурда. Обе работы интересны своими попытками уравновесит интересы личности и интересы государства.
Натурфилософия (пантеизм)
Грандиозные научные открытия того времени произвели революцию в воззрениях людей на окружающий мир, имели большое значение для развития европейской философии. Важнейшим из таких открытий была гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473-1543), польского астронома, создателя гелиоцентрической системы мира, которая бросала вызов религиозному мировоззрению. В ней на основе математических расчетов утверждалось, что Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как считали схоластики, но вращается вокруг своей оси.
Крупный вклад в становление науки внес Леонардо да Винчи (1452-1519).В своих записных книжках он предвосхитил экспериментально-математический метод исследования природы.
Законы механики, открытые Галилео Галилеем (1564-1642), законы движения планет, открытые Иоганном Кеплером (1571-1630), имели строго математическую, безличную форму. Объясняя происхождения Вселенной, Галилей утверждал, что Бог лишь поместил Солнце в центр мира и сообщил движение планетам.
Главной характеристикой философии Возрождения выступает пантеизм, в котором изучение природы как изучение Бога имеет самостоятельное значение и содержание. Первый выдающийся пантеист этой эпохи Николай Кузанский (1401-1464) сближая Бога с природой, он приписывает последней божественные атрибуты, прежде всего бесконечность в пространстве и времени.
У Джордано Бруно (1548-1600) Бог окончательно «переселяется» в природу, которая есть «бог в вещах».