Эволюционно-кумулятивистская и революционно-антикумулятивистская модели развития науки
Тот факт, что наука – это развивающаяся система, у философов и историков науки не вызывает сомнения. Общепризнано, что история науки – это не просто логический процесс развертки содержания научного знания, а когнитивные изменения, совершающиеся в реальном историческом пространстве и времени. И эти изменения носят направленный и необратимый характер. Однако по вопросу о том, является ли развитие науки простым эволюционным изменением научного знания, расширением объема и содержания научных истин, связанных с их постоянным накоплением; или развитие знания – это прерывистый процесс, характеризующийся скачками в видении одной и той же предметной области, предполагающий отказ от старых идей, теорий, методов, в философии науки происходят широкие дискуссии. При решении этих вопросов отчетливо проявляются два крайних подхода в трактовке динамики научного знания: эволюционно-кумулятивистский и революционно-антикумулятивистский.
Представителями эволюционно-кумулятивистской трактовки развития научного знания являются ученые и философы, стоящие на позициях позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах, П. Дюгем и др. Ключевые слова кумулятивистского (от лат. cumula – увеличение, накопление) подхода к динамике научного знания: накопление, непрерывность, постепенность, преемственность, поступательность, прогрессивность. Основой формирования такой трактовки динамики науки являлся общепризнанный факт, что в истории науки суммируются усилия многих поколений ученых, происходит накопление знаний, осуществляется преемственность идей, теорий, методов и т.д. Суть эволюционно-кумулятивистской концепции сводится к следующим положениям:
- знания о реальных свойствах, отношениях, процессах природы и общества, однажды приобретенные наукой, накапливаются, кумулируются, образуя постоянно растущий фонд объективных истин;
- научное познание – процесс непрерывного, постепенного накопления знаний об окружающей действительности;
- накопленный историей науки запас знаний остается без изменений, ничто из него не выбрасывается. Прообразы и истоки нового всегда можно найти в истории знаний;
- каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения;
- новые знания всегда лучше, совершенней старых, они точнее и адекватнее воспроизводят действительность;
- в прошлом знании значение имеют только те элементы, которые соответствуют современным научным теориям.
Итак, развитие науки в эволюционно-кумулятивистской концепции истолковывается как движение в сторону все больших обобщений, а эволюция научного знания как рост общности сменяющих друг друга теорий. На основе такой трактовки научного знания был выдвинут принцип соответствия, согласно которому отношение между старой и новой научной теорией должно быть таким, чтобы все положения предшествующей теории выводились в качестве частного случая в новой, сменяющей ее теории. В качестве примера приводится соответствие классической механики теории относительности и квантовой механике и т.д. Однако историки и философы науки второй половины XX в. показали в своих работах несостоятельность абсолютизации принципа соответствия. Классическая и релятивистская механика часто несовместимы и несоизмеримы, так как у них нет общего нейтрального эмпирического базиса. Они утверждают разные и порой несовместимые представления об одних и тех же физических понятиях: массы, пространства, времени и т.д.
Ограниченность эволюционно-кумулятивистскиой трактовки динамики науки осознается представителями постпозитивизма, что породило ряд новых моделей роста научных знаний: модель роста научного знания путем предположений и опровержений К. Поппера; модель парадигмального анализа Т. Куна; научно-исследовательскую программу И. Лакатоса; модель размножения (пролиферации) несоизмеримых теорий П. Фейрабенда и др.
Революционно-антикумулятивистская модель научного знания, основные положения которой были разработки Т. Куном и П. Фейрабендом – это другая крайность в понимании динамики науки. Она обратила внимание на элементы кризисных ситуаций, прерывистости, скачкообразности развития научного знания. Однако в эту модель не укладывалась существенная для динамики науки идея преемствености знания. По Куну, каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не сопоставимы. Революционный переворот в науке характеризуется Куном как коренное качественное изменение в ее развитии, как процесс смены парадигм и смены категориальной «сетки», через которую ученые рассматривают мир. Революционно-антикумулятивистская модель анализирует развитие науки как дискретный процесс. Её следствием является тезис о несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории (парадигмы) не связываются логически, поскольку используют разные принципы и способы обоснований. История науки воспринимается как генофонд идей и представляет собой нелинейное развитие, богатое примерами «сумасшедших идей», как, например, принцип дополнительности Н. Бора. Выбор тех или иных научных идей зависит от социальных и психологических предпочтений научного общества.
Определенное разрешение проблем динамики научного знания предложено представителями российской философии науки. Наиболее разработанную концепцию предложил В.С. Степин, с позиций которого развитие научного знания представляет собой прерывисто-непрерывный процесс. В отечественной философии науки особо подчеркивается элемент преемственности научного знания. Поэтому в научной революции акцент переносится с ее разрушительной функции на созидательную. С позиций такого подхода, возникновение нового знания происходит без разрушения старого. Это означает при исторической реконструкции развития науки признание того факта, что прошлые фундаментальные теории не утрачивают своего своеобразия, воспринимаются как некоторая исторически определенная целостность, обладающая своими уникальными свойствами и включенная в определенный социокультурный контекст той или иной исторической эпохи
Постнеклассическая наука
В 20-м веке, особенно со второй его половины, начинает усиливаться интеграция знания и возрастает количество междисциплинарных исследований, на базе которых и совершаются наиболее значительные научные открытия. В настоящее время вновь пришло осознание необходимости создания новой универсальной научной картины мира. Процесс ее формирования осуществляется на основе следующих парадигмальных оснований: самоорганизация, эволюция, системность, возрастание роли социальных целей и этических ценностей в научном познании.
Основу для формирования современной постнеклассической науки обусловили серии открытий на рубеже XIX-XX веков: открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.
Основные принципы постнеклассической науки:
а) Объект познания невозможно описать не только без средств и методов познания, но и без учета социальных целей и внутринаучных познаний.
Это обусловлено тем, что все более важное место в жизни общества стали занимать системы, имманентно включающие человека в качестве своего важнейшего элемента – так называемые «человеко-размерные» системы. К ним относятся медико-биологические объекты, биосфера в целом, информационные комплексы (человек-машина), объекты экологии, Изучение данных систем принципиально невозможно в парадигме ценностно-нейтрального знания.
б) усиление роли междисциплинарных исследований.
Специализированное изучение мира в 17-19 вв. способствовало возрастанию точности и глубины знания в рамках конкретной научной дисциплины, но и в определенной мере обусловливало обособление знания, изоляцию дисциплинарных практик: ученые утрачивали взаимопонимание, теряли представление о месте, роли и значении своей работы в рамках общего познавательного процесса. В 20 веке возникает тенденция к интеграции и междисциплинарному синтезу, а появляющиеся в результате ее гибридные области науки (биофизика, биохимия, геофизика, геохимия и др.) оказываются среди лидеров в приращении знания. Нормой становятся комплексные исследовательские программы, для реализации которых привлекаются специалисты из разных областей знания. Успешная реализация этих программ зависит от органичного соединения экспериментальных и теоретических, фундаментальных и прикладных знаний. Существенно возрастает значение системного метода, предполагающего исследование взаимосвязей и взаимодействий частей в рамках целого.
в) органичное соединение экспериментальных и теоретических, фундаментальных и прикладных знаний,
г) методологический плюрализм (множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу методологий).
Мир представляет собой совокупность открытых, нелинейных, самоорганизующихся систем; он вариативен, непредсказуем, в определенном смысле – случаен. Поэтому невозможно построить полную, непротиворечивую научную картину мира; она может быть только вариативной (плюральной). Тем самым неизбежно усиливается внимание к внерациональным компонентам познавательной деятельности (интуиция, воображение, красота, простота).
д) истина рассматривается не только как относительная и конкретная, но и как конвенциальная.
е) на 1 место выходит не физика, а биология, антропология.
Ноосфера. 20-х годах XX в. Вернадский утверждает, что закономерным этапом достаточно длительной эволюции развития материи является биосфера - целостная система, которая обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Под влиянием научной мысли человека и человеческого труда она переходит в новое состояние - ноосферу. В концепции Вернадского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию.
Глобальный эволюционизм.Вселенная представляется в качестве развивающегося во времени природного целого. Вся история Вселенной от "Большого взрыва" до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции имеют генетическую и структурную преемственность.
Антропный принцип фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. Вселенная эволюционирует ради появления человека.
Синергетика. На роль новой парадигмы для науки стала претендовать синергетика.
Синергетика — это междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, человек, сообщества людей). Синергетика утвердила всеобщую взаимосвязанность мира и много вариантность развития систем.