Концепция научных революций Т. Куна
Томас Кун (1922-1996)– американский историк и философ, внесший важный вклад в проблематику исторического развития науки. Программная работа: «Структура научных революций». Основные положения его концепции:
1. Критика принципов верификации неопозитивистов и фальсификации Поппера и Лакатоса.Принятие тезиса об отсутствии «решающего эксперимента», т.е. такого, который бы отличил правильную теорию от неправильной.
2. Понятие «парадигма» (от греч. paradeigma – образец) как центральное понятие концепции Куна. Парадигма означает и совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Ученые, включенные в научное сообщество, видят мир сквозь призму данной парадигмы.
Структура парадигмы:
- символические обобщения – законы и определения, наиболее употребляемых понятий;
- совокупность метафизических установок, задающих определенную онтологию универсума (например, универсум, где «Бог играет в кости»);
- совокупность общепринятых образцов решения задач определенного типа.
3. Понятие научного сообщества как группы ученых, объединенных верой в данную парадигму. Основные характеристики и роль научного сообщества:
- представители научного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплины;
- представители научного сообщества имеют сходную научную подготовку и идентичные профессиональные навыки;
- представителям научного сообщества свойственны универсализм, при котором ученые в оценке своих исследований и исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснования знания;
- понятие научного сообщества фиксирует коллективный характер производства научного знания;
- все члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы;
- научное сообщество может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов определенной научной дисциплины.
Опираясь на понятие парадигмы и понятие научного сообщества, Кун различает в развитии научного знания следующие периоды: допарадигмальный период; нормальный период, соответствующий эволюционному этапу развития, и революционный период, соответствующий коренным изменениям в научном познании.
Допарадигмальный период – незрелое начальное состояние науки, хаотическое накопление фактов, борьба множества теорий, концепций и школ. Выход из данного периода означает формирование норм и стандартов новой парадигмы.
4. Нормальная наука – период, в русле которого ученые работают в рамках определенной парадигмы. Характеристика нормальной науки:
- ученые опираются на прошлые научные достижения, не сомневаясь в истинности парадигмальных установок и положений, не ставя вопрос об их проверке;
- цель нормальной науки не требует предсказания новых явлений, факты, которые не вписываются в рамки парадигмы, отбрасываются;
- ученые в русле нормальной науки не ставят себе цель создания новых теорий, они заняты решением «задач-головоломок», в принципе предсказанных парадигмой;
- деятельность ученых на основе одинаковых парадигм, норм, правил и стандартов научной деятельности обеспечивает преемственность традиций определенного направления;
- развитие знания в нормальный период имеет характер накопления.
5. Научная революция как смена парадигм
- период кризиса – накопление трудностей, исключений из правил, необъяснимых фактов, аномалий – проблем, неразрешимых в рамках традиционной парадигмы;
- осмысление обнаруженных аномалий, принятие новой парадигмы, претендующей на преодоление имеющихся трудностей; влияниевненаучных факторов;
- научная революция как процесс смены парадигм научной деятельности, как радикальный переворот в видении и понимании объекта научного исследования, проблема несоизмеримости парадигм;
- некумулятивный характер научной революции, качественное видоизменение теоретических, методологических и мировоззренческих установок.
Научная революция как смена парадигм связана со сложными явлениями интеллектуальной конкуренции сторонников различных точек зрения.
Характерные чертыкуновской концепции науки:
- парадигмальность научного знания;
- монополия парадигмы в каждый исторический период развития науки;
- открытие некумулятивного характера динамики науки;
- тезис несоизмеримости парадигм.