Готовим по-тайски: рецепт супа Том Ям с фото
Готовим по-тайски: рецепт супа Том Ям с фото
Этот суп называют классическим блюдом Таиланда и способов его приготовления придумано много. Варить его можно как с креветками, так и с рыбой, курицей или сочетая эти продукты вместе. Что должно оставаться неизменным при различных вариациях рецепта тайского супа Том Ям, так это остро-кислый вкус.
Составляющие для блюда
Чтобы сварить отличный суп том ям, придется купить следующие продукты:
1. Один лайм.
2. Пучок кинзы.
3. Один средний помидор или несколько помидоров-черри.
4. 12-15 крупных креветок.
5. Десять грибов. Тайцы для супа берут грибы шиитаке, но допустимы также шампиньоны или сушеные вешенки.
6. Пару сантиметров корня галангала, вместо которого разрешено использовать свежий корень имбиря. А если разыскать свежий имбирь не удалось, то его заменяют сушеным, но предпочтительнее использовать свежий. Нарезанного свежего корня достаточно и в количестве 1-й ложки, а сушеного хватит и чайной ложечки.
7. Несколько стручков лемонграсса.
8. Пару листьев лайма или цедру лайма.
9. Небольших размеров луковицу или чуть-чуть зеленого лука.
10. 5 перцев чили среднего размера.
11. Полторы ложки рыбного соуса (только не устричного) или соевого.
12. Восемь или десять зубчиков чеснока.
13. Растительное масло.
14. Ложечку сахара: обычного, коричневого или пальмового.
15. Полтора-два литра куриного бульона или воды.
Для некоторых разновидностей супа том ям понадобиться немного кокосового молока, обычного коровьего молока или сливок. Но тайцы этот ингредиент обычно не используют, так как вместо остро-кислого суп становится сладковатым.
Подготовительный этап
Каждый продукт нужно тщательно помыть и обработать следующим образом:
• с креветок снимаем панцирь и вытягиваем черную кишку, хвостик можно оставить, а можно убрать;
• с лемонграсса необходимо удалить верхний слой, отрезать кончик и порезать на 3-сантиметровые кусочки, белую часть лемонграсса следует раздавить ножом;
• луковицу режем крупно, а чеснок и кинзу режем мелкими кусочками;
•из листьев лайма необходимо удалить прожилку, а из самого лайма отжать сок;
• галангал (или имбирь) должен быть нарезан тоненькими кружками;
• перец чили порезать небольшими кружочками;
• помидор разрезаем на дольки среднего размера;
• крупные грибы лучше порезать, а мелкие можно оставить и целыми.
Чтобы сделать куриный бульон, целую курицу с луковицей и зеленью необходимо отварить, потом вытащить её, а бульон процедить.
Креветки и грибы следует предварительно отварить в кипятке (отдельно друг от друга) и вынуть из воды.
Грибы рекомендуется варить всего лишь несколько минут, а нежные шиитаки и вовсе минуту. Это правило применимо и к креветкам, но с ними проще — ориентироваться можно не по времени, а по цвету морепродукта. Как только креветки приобрели розоватый цвет, их можно вытягивать из воды.
Бульон
Воду или бульон кипятим, добавляем туда корень имбиря или галангал, листья лайма, лемонграсс и провариваем на слабом огне минут пять, чтобы бульон пропитался ароматом трав.
В ресторанах травы из бульона, как правило, не вынимают и подают суп вместе с ними, но ни вкус, ни вид супа хуже не станут, если зелень из супа вынуть. Иногда бульон заправляют рыбным или соевым соусом.
Теперь готов и бульон, а значит осталось только добавить пасту, грибы и креветки. Причем перемешивать эти ингредиенты не рекомендуется – лучше слегка их погрузить в бульон. Обычно сразу же кладут помидоры и кинзу. Варим суп еще немного, выключаем, оставляем ненадолго под крышкой и супом том ям можно угощать всех желающих.
Что касается столь экзотических ингредиентов, то найти их сложно, но возможно. Ароматные травы продаются в специальных магазинчиках, специализирующихся на специях, или в супермаркетах.
Облегчить задачу и приготовить этот тайский суп практически без усилий можно, если приобрести уже готовую пасту для супа, а вместо ароматных трав заправить бульон специальной основой длятом ям или бульонным кубиком для тайского супа.
Готовя этот тайский суп, важно всего лишь доводить до кипения, но не давать возможности супу кипеть.
Подается супчик том ям в особой суповой чашке, к которой обязательно прилагается тарелочка с отварным рисом.
Едят том ям несколькими способами:
• набрав в ложечку рис, ею же зачерпнуть немного супа;
• полить часть риса небольшой порцией супа;
• кушать как обычный суп вприкуску с рисом.
А вот и немного фото с процесса приготовления
Видеорецепт кокосового супа Том Ям с креветками:
© TaiLife.net http://tailife.net/kukhnia/retcepty/sup-tom-iam-i-ego-pasta-s-foto.html#ixzz4mQUei6pv
При копировании материала, ссылка на источник обязательна!
Фаранг
Фаранг– это слово, которым в Таиланде называют всех светлокожих иностранцев (в том числе европейцев, австралийцев и американцев).
Существует несколько теорий происхождения слова «фаранг». Согласно одной из них, оно было заимствовано из языка фарси (персидского), на котором слово «farangi» означает иностранец или чужеземец. В семнадцатом веке, когда это слово предположительно появилось в тайском языке, фарангами называли португальцев, с которыми в то время уже были налажены торговые отношения. Позже так стали называть всех светлокожих иностранцев (не азиатского происхождения).
По другому предположению слово «фаранг» произошло от кхмерского «баранг» (француз). Самая популярная версия гласит, что оно перекочевало в тайский язык из лао (официальный язык Лаоса) и произошло от слова «фаланг» (искаженное «франк», француз). В подтверждение этой версии часто приводится тот факт, что тайцы, в большинстве случаев, произносят это слово как «фаЛанг». Такого варианта произношения придерживаются и члены королевской семьи. Не смотря на то, что это слово не официальное, оно не является оскорблением и часто употребляется в повседневной жизни.
Обижаться на слово фаранг не стоит, это примерно то же самое, что и слово «азиат» по отношению к тайцу, само по себе оно не имеет негативного оттенка.
По другой версии, в прошлом некоторые королевства Юго-Восточной Азии пользовались услугами воинов-наёмников — как правило, это были французы («кхонфарангсет») и португальцы. Позже наёмников стали именовать фарангами, отбросив суффикс «сет» для краткости. Впоследствии всех, приезжавших в Сиам, начали называть фарангами — то есть теми, кто имел европейские черты лица. Слово прижилось и стало практически официальным словом для обозначения иностранцев европейской наружности, и хотя оно не несёт негативного оттенка, некоторым иностранцам оно не нравится.
Гаутама Будда (GautamaBuddha)
Год рождения: 563 до НЭ
Возраст: 80 лет
Год смерти: 483 до НЭ
Гражданство: Индия
Оригинальное имя: Шакьямуни
Биография
Гаутама Будда, или Будда Шакьямуни (Śākyamuni), получивший при рождении имя СиддхаттхаГотама (SiddhārthaGautama), что означает 'потомок Готамы, успешный в достижении целей', позднее стал известен просто под именем Будда или Верховный будда (Sammāsambuddha).
Сиддхартха Гаутама – ключевая фигура в буддизме, чья жизнь, мудрые изречения, беседы с его последователями и монастырские заветы стали основой полного свода священных текстов буддизма, 'Трипитаки'. Помимо этого, Будда – герой многочисленных дхармических религий, включая поздний бон и индуизм, и персонаж, включенный в число аватар Вишну (Vishnu) вместо Баларамы (Balarāma), одной из форм Бога в индуизме.
Гаутама Будда родился около 563 г. до н. э. или 623 г. до н. э., однако достоверной информации о его жизни настолько мало, что традиционно жизнеописание зиждется на ряде буддийских текстов, включая 'Лалитавистара' ('LalitavistaraSūtra'). Но даже первые тексты, связанные с именем Будды, появились через 400 лет после его смерти и прошли через гиперболизацию, одобренную монахами.
Будда Шакьямуни начал свой путь к просветлению за многие сотни жизней до выхода из мучительного 'колеса чередования жизней и смертей', со встречи ученого брамина Сумедха с Буддой Дипанкара. Пораженный безмятежностью Будды, Сумедха захотел подобного состояния, и после его смерти сила этого желания влияла на последующие его воплощения в человеческих и звериных телах, а самого Сумедху стали называть 'бодхисатвой'. Проживая цикл и совершенствуясь, бодхисатва в предпоследний раз появился среди богов, где получил возможность выбрать место для заключительного рождения на земле. И он остановил
выбор на семье царя шакьев, дабы люди проявили большее почтение и доверие к предстоящим проповедям Будды.
Традиционная биография гласит, что раджа Шуддходана (Suddhodana), вероятнее всего, член правящего собрания кшатриев, стал отцом Будды, а матерью – царица Маха Майя (MahaMaya), принцесса из царства колиев. В ночь зачатия будущего основателя буддизма, Маха увидела во сне слона с шестью белыми клыками, который вошел в ее правый бок.
Отдавая дань традиции шакьев, Маха Майя пришла в дом родителей, где должны были произойти роды, но ребенок появился на свет раньше – по дороге, под деревом ашока, в роще Лумбини (Lumbini). Новорожденный тут же встал на ноги, заявив, что является существом, превосходящим богов и людей. Почти все источники уверяют, что Маха Майя умерла через несколько дней после рождения чудо-сына. Отшельник-провидец Асита (Asita) насчитал на теле младенца 32 признака его величия и благословил его, пообещав, что мальчик станет чакравартином или великим святым. На пятый день рождения ребенка нарекли Сиддхартха ('тот, кто добился своей цели'), пригласили восемь брахманов и с их помощью подтвердили его двойственное будущее.
Сиддхартха воспитала Маха Паджапати (MahaPajapati), сестра Маха Майи, в то время как его отец всеми силами ограждал сына от религиозных учений и знаний о бренности бытия. Мальчик жил в трех дворцах, обгонял сверстников, как в физическом, так и умственном развитии, и имел склонность к размышлениям. В 16 лет он женился на кузине, принцессе Яшодхаре (Yaśodharā), которая через несколько лет родила ему сына Рахулу (Rahula). Долгие годы Сиддхартха был принцем Капилавасту (Kapilavastu), но внутри себя он чувствовал, что материальный достаток отнюдь не финальная цель его существования.
Когда Сиддхартха отметил 29 день рождения, ему удалось вместе с колесничим Чанны (Channa) выйти за пределы дворца, где безмятежный принц увидел 'четыре зрелища'. Он осознал все реалии суровой жизни, когда натолкнулся на нищего человека, больного, отшельника и смердящий труп, и понял: единственный путь постигнуть все страдания человеческие – это путь самопознания. После этого Сиддхартха втайне оставил дом, семью и свои богатства, чтобы в долгих странствиях найти пути для избавления от страданий.
Одевшись как простолюдин, Сиддхартха стал аскетом, просил милостыню, учился йогической медитации, освоил учения Алары Каламы (AlaraKalama) и стал учеником УдакиРамапуты (UdakaRamaputta). Выйдя на высший уровень медитативного сосредоточения, Сиддхартха вместе с пятью спутниками оказался в юго-восточной Индии, где практиковал суровую аскезу и умерщвление плоти, но через шесть лет – на пороге жизни и смерти – пришел к выводу, что аскетизм не дает большего понимания, а лишь затуманивает разум и истощает тело.
Спутники покинули Сиддхартха, который в одиночку достиг состояния джханы и после 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха перешел в состояние 'Наивысшего Пробуждения', ниббана или нирвана, и обрел знание 'Четырех Благородных Истин'. После этого Сиддхартха и стал Буддой или 'Пробудившимся'. Умеющий глубоко сострадать любым божьим тварям, Будда принял решение стать учителем и поделиться истинной Дхармой с другими людьми.
45 лет он странствовал по долине реки Ганг (Gang), без лицеприятия делясь знаниями и совершая чудеса. Однако не все радостно откликались на его весть, и оппозиционные религиозные группы неоднократно пытались убить Будду.
В 80-летнем возрасте Гаутама Будда заявил, что совсем скоро достигнет конечной стадии бессмертия, Паринирваны, и избавится от земного тела. Легенда гласит, что перед смертью Будда сказал ученикам: 'Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием'. После специальной кремации его мощи поделили на восемь частей и положили в основании ступ. Считается, что в месте ДаладаМалигава на Шри-Ланке (DaladaMaligawa, SriLanka) хранится священная реликвия, 'Зуб Будды'.
Интерпретаций истории жизни Будды предостаточно. И, если ранняя западная наука охотно принимала биографию духовного учителя из древней Индии, то сегодня ученые не торопятся делиться неподтвержденными сведениями об исторических фактах, так или иначе связанных с Буддой.
Боги и Духи Таиланда
Мифологические персонажи в тайской культуре.
Тайская традиционная культура имеет очень древние корни. Но особенно бурное развитие она получила в XI-XII веках с проникновением на территорию современного Тайланда буддизма в его тхеравадийском варианте. Связано это с тем, что до XI века эти территории управлялись частично кхмерской империей, частично лаосским королевством Чампассак, частично монской империей бирманцев. Тайские племена воприняли религию от этих народов в том виде, в каком она сформировлась у них. И здесь влияние в первую очередь кхмеров было огромным. До X-XI веков на территории кхмерской империи господствующей религией был индуизм, воспринятый и южно-лаосскими племенами. А вот монская империя бирманцев распространяла буддизм. Так и возник особый конгломерат религиозного учения Тхеравады. Именно поэтому в материальной культуре современного Тайланда присутствует такой сильный элемент брахманистской религиозной культуры, что выражается в многочисленных живописных и скульптурных изображениях мифологических существ, пришедших из ведических преданий индуизма.
Повсюду в Тайланде и в соседних с ним странах (Лаосе, Камбодже, Мьянме) можно увидеть множество скульптурных воплощений мифологических существ, которым поклоняются буддисты Тхеравады. Большое количество таких памятников
можно встретить на территории буддистских монастырей и на площадях городов.
Наги (санскр.नागнаг — змей) — в индуизме и буддизме
Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землей. Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Нагов изображают с головой человека. Наг — символ мудрости. Существует культ змеи и связанные с ним праздники.
Змеи Наги. Рельеф, камень, VII— VIII вв.
Наги, в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой. Наги являлись владыками подземного мира — паталы, где находилась их столица Бхогавати и где они стерегли несметные сокровища земли. Нагов почитали как мудрецов и магов, способных оживлять мертвых и менять свое обличье. Наги, приняв человеческий облик, жили среди людей, причем их женщины, нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились женами смертных царей и героев. Среди царей нагов наиболее известен тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю.
Мудреца Патанджали изображают в виде нага, верхняя половина которого имеет человеческий облик. Считают, что Будда проповедовал нагам. Нагарджуна семнадцать лет медитировал на образе нага, после чего погрузился в их стихию, воду, где и обрел высшую интуитивную мудрость (праджняпарамита). Вода—символ бессознательного. С ней связаны переживания при глубочайшем погружении в процессе медитации. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для ее понимания. Нагами заселена великая бездна (Махатала), один из самых страшных адов. В виде змеи изображают кундалини, энергию, поднимающуюся в человеке при духовной практике от самого нижнего психофизиологического центра (чакра) к высшему, где происходит слияние с богом. Наг защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением. По другой версии это была кобра.
Наги — древний народ, родственный богам, гандхарвам, ракшасам, апсарам, супарнам и многим другим.
Их непосредственными прародителями принято считать мудреца Кашъяпу и жену его Кадру, которая просила дать ей возможность родить тысячу могучих детей. И через пятьсот лет у нее родились тысяча сыновей — могучих и мудрых волшебников-нагов, видом напоминающих громадных змей. А завистливая Вината, в пику своей сестре, попросила дать ей родить только двух сыновей, но чтоб таких, которые превзошли бы в славе своей всех детей Кадры. И родила она два яйца, но, прождав 500 лет и не дождавшись рождения детей, одно яйцо она разбила. Там был развившийся только наполовину ребенок, которого назвали Аруной.
— Ты так торопилась иметь сына, мать, что родила меня уродливым и слабым. За это ты лишишься своей свободы и пятьсот лет будешь служанкой той самой женщины, с которой пыталась соперничать. Второй сын спасет тебя от этого унижения — если, конечно, мать, ты не разобьешь яйцо и не изувечишь его туловище и конечности, как ты поступила со мной. Если ты в самом деле хочешь иметь сына несравненной мощи, ты должна терпеливо ожидать его рождения, которое последует через пятьсот лет.
(Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты).
Второй сын, который родился в Винаты, был Гаруда. Он и освободил свою мать, которая в результате проклятья старшего сына была служанкой у своей сестры Кадры. Для этого Гаруда, который по силе был равен богам (если не превосходил их), украл у богов божественнуюамриту и отнес его нагам. Однако, по предварительному сговору с Индрой, Гаруда потребовал, чтобы наги совершили омовение, прежде чем прикоснуться к сосуду с напитком бессмертия. Пока наги принимали ванны, Индра украл у них заветную бутылочку. Конечно, наги поняли, что их обманули. Но один из них увидел, что капли амриты покрывают траву куш на том месте, где стоял сосуд (видно, пробка разболталась). Наги оперативно слизали росу бессмертия, но… Трава куш (дарбха), как известно, имеет очень острые края. С тех пор у нагов раздвоенные языки, трава куш является чистой и священной, а Гаруда — заклятый враг всех змей. Наги — волшебный народ мудрецов и красавцев оборотней, на огромных змеиных хвостах которых возносятся совершенные человеческие тела (иногда на одном змеином туловище несколько человеческих голов). Строго говоря, выделяют несколько доминирующих форм, которые склонны принимать наги:
а) "простой" змеи (кобры или водяного питона-удава),
б) человека (обычно очень красивого),
в) "медузоподобная форма" (человек с большим количеством змей, выходящие из головы и/или плеч),
г) русалкоподобная форма (верхняя половина человеческая, нижняя — змеиная),
д) огромная змея (может свободно заглотить слона),
е) многоглавые гигантские змеи (три, семь, девять голов — змеиных или человеческих — на одном теле), дракономорфия.
Есть и нагини, собой нагие и прекрасные, влюбляющие в себя мужчин с первого взгляда. А человеческие женщины пленяются мужчинами-нагами, рождая нежных и пригожих младенцев с «водяной сутью». Ведь наги, кроме всего прочего, выступают и как духи вод, — рек, озер, источников, фонтанов, прудов — пусть и мир их (Нагалока) составляет самый нижний ярус мира подземного (Паталы). "Их называют ''стражами воды'', из воды они могут извлекать напиток бессмертия, поэтому их часто изображают с чашей живой воды. Обладатели чудесного напитка могут исцелять, и их яд действует в качестве противоядия от травы растительного происхождения. Они лечат бесплодие. Если замужняя женщина увидит во сне змею или воду — значит, что она зачала ребёнка. Их почитают в виде фаллических символов и приносят в жертву во время свадеб. Змеи владеют искусством музицирования, и им приписывается изобретение живописи"
Да, многие индийские роды в качестве своих предков указывают тех, кто произошёл от союза человека и нага (или нагини).
Кроме того, наги тесно связаны с царством смерти, и иногда говорят, что они могут оживлять умерших, потому что носят в себе души мёртвых.
Наги — миролюбивый народ. Сколько ни говорят про войны с нагами, это обычно именно войны с нагами, а не войны нагов. Как их только не пытались уничтожить...
— Ты угодил мне своими молениями. А чем угодить мне тебе?
Уттанка ответил:
— Я хочу, чтобы все наги подчинялись моей власти.
— Дунь-ка в задний проход моему коню, — сказал человек.
На нагов нападают. Наги защищаются. Возьмем, к примеру, гандхарвов, небесных певцов и музыкантов. И чего они на нагов взъелись? Женщин человеческих не поделили? Наги с ними не воевали — в этот раз защитил их Вишну. А обман доверчивыхнагов со стороны Гаруды и Индры? Наги и тогда не пошли войной. А великое жертвоприношение нагов, которое начал Джанамеджайя?.. Не могу перечислить всех, что погибли в пылающем огне. Среди этих змеев были семиглавые, двуглавые, а были и о пяти головах. Этих ужасных существ, чей яд был столь же губителен, как пожар всеразрушения, приносили в жертву сотнями тысяч. Все они обладали огромной силой и были такой громадной величины, что, когда поднимались на хвостах, напоминали горные вершины. Некоторые из них достигали длины в целуюйоджану, а некоторые даже и в две йоджаны. Они могли принимать различные облики и переноситься, куда пожелают, а их ужасный яд мог спалять, как пылающее пламя. Но и они обрели свою смерть в этом великом жертвоприношении...
Наги и тут не пошли уничтожать всех направо и налево. Хотя могли бы. В итоге, по мудрому предсказанию самого Брахмы, их спас мудрец Астика (племянник царя нагов Васуки). Да, наги не агрессивные воины, а мудрые дипломаты. Те, кто выжил...
Наги — мудрый народ. Не зря же Шакьямуни, перед тем как стать человеком, несколько раз перерождался нагом. А после, когда проповедовал и богам, и людям, часть сокровенных знаний оставил именно нагам.
Когда Будда пришел в мир, чтобы нести разумным свое Слово, люди еще не были готовы к пониманию его. Тогда Будда стал проповедовать нагам с тем, чтобы они передали Слово его людям, когда те будут готовы осознать сокровенное.
Пустые зеркала. ЯгибиТийхаа
Вроде, последней информацией, которую наги передали человечеству в лице философа Нагарджуны ("Серебрянного змея"), была сутра «Праджняпарамита», когда люди до нее дозрели. Вообще, с буддизмом и Буддой у нагов сложились особые отношения. Наги, если верить некоторым легендам, и при рождении его обмывали, и при жизни охраняли (помните историю про смоковницу? не про греческую, а про медитацию Будды и дождь?), и после смерти тело охраняли.
Наги — богатый народ. Мир нагов — Нагалока — составляет самый нижний ярус подземного мира Паталы (собственно, и саму Нагалоку часто называют просто Патала). По своей красоте это место превосходит все в мире (даже Индра со своей блистательной Сваргой нервно курит в сторонке кальян). Столица Паталы — Бхогавати выложена золотом, а посредине её высится сложенный из драгоценных камней дворец царя нагов Васуки. Поговаривают, что наги контролируют и клады, зарытые на поверхности, и драгоценные жилы в глубинах земли. Некоторые утверждают, что наги собирают драгоченные камни, которые люди роняют на землю. По мнению других, таким занятием наги брезгуют, так как у них у сами в головах по драгоценому камню.
Цари нагов
В индийских мифах названы имена многих царей нагов, среди которых наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживавший землю и служивший ложем для Вишну во время его сна в океане в интервалах между творениями мира; Васуки, использованный богами и демонами в качестве верёвки при пахтанье мирового океана с целью получения амриты - напитка бессмертия, Такшака и Айравата. Царственные змеи, трехглавые, пятиглавые, семиглавые и десятиглавые, могущественны и мудры, их головы увенчаны драгоценными коронами; за свою добродетель они снискали милость и дружбу богов.
За пределами Индии наги сопоставляются с местными змееподобными божествами. Например, с лу в Тибете, натами в Бирме, прайянак в Лаосе, драконами - лунами в Китае.
Как выгладели наги?
Наги имели одну или несколько (две, три, пять, семь и т.д.) человеческих голов без волос и туловище с расширенной шеей очковой змеи (кобры) с одной парой ног или совсем без ног. Наги были окрашены вголубой, зеленый, красный, черный и белый цвета и носили разнообразные одежды. Например, Шеша изображался в пурпурном одеянии с белым ожерельем вокруг шеи, сестра Васуки, безупречно сложенная Джараткара, - облаченной в красивую одежду и украшенной драгоценностями.
"[Наги]из рода Васуки... были голубого, красного и белого цветов: все они обладали огромными, отвратительного вида туловищами, переполненными смертельным ядом. Их имена - Котика, Манаса, Пурна…
[Наги] из семейства Дхритараштры. Эти змеи… могли передвигаться с быстротой ветра и были ужасно ядовиты. Вот они - Шанкукарна, Пингалака, Кутхарамукха…"(Махабхарата)
На фресках Сигирии, которую некоторые исследователи сопоставляют с Ланкой из "Рамаяны" , имеются изображения великолепно сложенных девушек или женщин с зеленой кожей. Быть может, это самые реалистичные изображения нагов?!
Согласно "Махабхарате", "некоторые из них [нагов или змеев] были маленькими, точно мыши, другие были в слоновий хобот, третьи походили на… слонов… со всей пестротой их цветов…". "Все чудовищные змеи, один вид которых внушал жуткий страх всем живым существам, обладали огромной силой и были такой громадной величины, что, когда поднимались на хвостах, напоминали горные вершины. Некоторые из них достигали длины в целуюйоджану, а некоторые даже и в две.
Способности и повадки нагов
Древнеиндийские предания донесли до нас гораздо больше сведений о способностях и повадках нагов. Так, почти везде отмечается, что наги были чрезвычайно ядовитыми созданиями и их укус и дыхание считались смертельными. Смертельным (либо обладающим большой гипнотической силой) был даже их взгляд.
Яд нагов (Васуки, Такшаки и др.) часто сопоставлялся с огнем, молнией и ему приписывалась способность испепелять все живое. Об этом, например, свидетельствует следующие отрывки из "Махабхараты":
"Их ужасный яд мог спалять, как пылающее пламя";
"От огненного змеиного яда дом на помосте сразу же вспыхнул и... рухнул, точно поваленный молнией".
Наги были необычайно умными и хитрыми созданиями. Их основной тактикой ведения борьбы с людьми, богами и демонами являлись засада, неожиданное нападение, магия и яд.
Наги считались мудрецами, магами и чародеями, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. Они отлично владели искусством майи, могли проникать сквозь твердую материю, внезапно появляться и исчезать. Будучи великими колдунами, наги обладали способностью вызывать огонь, дожди, бури и другие стихии природы.
Наги - учителя магии и авторы книг
Согласно одному преданию, современника Иисуса Христа, главного представителя новопифагореизмаАполлонияТианского, обучили магии наги Кашмира.
В мифологии ваджраянынаги выступают хранителями истин буддизма. В мифологии махаяны есть упоминания о том, как известный буддийский реформатор Нагарджуна добыл у нагов сутру "Праджняпарамиту", которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания. Придворный историк императора Акбара АбулФазл (XVI в.) в своей книге говорит о том, что в древние времена из глубин озера Ниланага в Кашмире всплыла книга "Нилмат" (она была положена в основу "Нималат-пураны"), в которой содержалось подробное описание Кашмира и его истории. Эта книга якобы была написана Ниланагом - Синим Нагом.
Наги - бессмертные существа-оборотни, умевшие летать
Некоторые наги, например, Такшака, умели летать:
"Они смотрели, как повелитель змеев Такшака, полетел, сверкая яркими, словно лотосы всех цветов, красками, и, казалось, волосы неба разлетаются от него во все стороны. От огненного змеиного яда дом на помосте сразу же вспыхнул, и едва царские придворные успели убежать, рухнул, точно поваленный молнией".
Браки нагов с людьми
Довольно часто наги жили в человеческом обличье среди людей. Точно также люди иногда жили вместе с нагами в их мире. И в том и другом случае от браков людей и нагов рождалось полноценное потомство. Пример тому - упомянутый мудрец Астика, родившийся от брака сестры ВасукинагиниДжараткару и мудреца Джараткару и оставивший после себя детей и внуков. Женщины нагов - нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились жёнами смертных царей и героев. Так, на девушке - нагини женился герой "Махабхараты" Ашваттхаман, сын Дроны; царевна-нагиниУлупи провела одну ночь с другим героем "Махабхараты", Арджуной, а нагиниКумудвати стала женой Куши, сына Рамы.
В древней Индии с нагами связывали плодородие полей и урожай зерна. В Китае их относили к земным божествам - хранителям пяти сфер и четырех стран света и центра.
Ираван (Эраван, Айраватта).
Ираван-многоголовый слон (изображается обычно как трёхголовый), на котором восседал индуистский бог Индра. Слон в индуизме символизирует 33 небесные сферы, поэтому фактически он считается не 3-х головым, а 33-х головым. Можно встретить также изображения этого слона с восседающими на нём божествами Индрой или Ганешей. Иногда у Иравана можно увидеть не по два бивня у каждой головы, а по четыре или даже по шесть. Ираван входит часто в состав геральдических изображений. Ранее он изображался в гербе Сиама, до революции 1975 года его изображение являлось королевским гербом Лаоса. В провинции ТайландаСамут-Пракан построен целый индуистский комплекс, увенчанный гигантским скульптурным изображением Иравана.
Ганеша (по-тайски ПраПиканесавора или Пра Канет). Божество, изображающееся с человеческим туловищем и головой слона, у которого один из бивней сломан. По легенде он был сыном Парвати, созданным из кожи, смешанной с маслом и водой из реки Ганга. В порыве гнева бог Шива обезглавил Ганешу, пообещав вернуть ему голову, и он вернул ему голову, но не человеческую, а голову слонёнка. Бивень же Ганеша сломал в гневе, метнув его в луну за то, что она рассмеялась, увидев его. Ганеша считается покровителем искусств, бизнеса. Особенно он помогает в новых коммерческих предприятиях. Поэтому нередко его скульптурные изображения можно встретить на центральных улицах городов, в офисных кварталах. Также встречается изображение Ганеши, восседающего на спине трёхголового слона Ираван. Культ поклонения Ганеше является одним из древнейших в буддизме Тхеравады. Археологические находки на территории древних тайских, кхмерских и лаосских городов с очевидностью доказывают это. В те времена также считалось, что Ганеша покровительствует мудрым и справедливым правителям, поэтому драгоценные скульптурки Ганеши почти всегда находят в раскопках дворцовых комплексов.
Торани(МэПраТорани). Одно из наиболее часто встречающихся в Тайланде и в Лаосе скульптурных и барельефных изображений, представляющих божество Земли. Во время, когда демон Мара пытался всячески помешать просветлению Будды, Торани помогала Будде, изливая на него воду из своих волос и спасая его от жажды, а также разгоняя демонов сторон света. Также Торани являлась первым свидетелем действительного просветления Будды. Живописные изображения Торани присутствуют во всех буддистских храмах, скульптурные изображения часто можно встретить на улицах и площадях городов. Демократическая партия Тайланда избрала изображение Торани в качестве своего герба.
Индра(ПраИнтра). Ведический бог небесных сфер Таватимса. Он входит в триаду главных богов вместе с Шивой и Вишну. Также бог войны, погоды, первый среди богов. Его изображение всегда представляет его лицо и тело в зелёном цвете. В традиционных представлениях театра Рамаяны, распространённого в некоторых провинциях Тайланда и почти повсеместно в Лаосе, он непременный персонаж – его маска всегда зелёного цвета. В руке он держит трезубец или топор. Иногда вместе с трезубцем или топором он держит также метательный диск, являвшийся холодным оружием. Встречаются его изображения сидя верхом на слоне Ираван. Скульптурных изображений его не так много, в основном их можно встретить на территории монастырей, мультиконфессиональных комплексов или же в парках.
Киннари (Кинарин). Мифическое существо получеловек-полуптица (но не Гаруда). Они бывают как женского пола (тогда их называют киннари), так и мужского (их название киннабурут). Голова их увенчана особым драгоценным головным убором – чада, по образцу которого монархи юго-восточной Азии имели
свои королевские короны. Иногда встречается изваяние киннари, одна нога которой обвита хвостом змея Наги, с которым киннари, так же, как и Гаруда, сражалась.
Хонгсе(Ханг Хонг). Ещё одно мифологическое существо с головой птицы-дракона, длинным туловищем и хвостом с большими гребнями, давно вошедшее в обиход художественной культуры. Иногда этот змей изображается с короткими ногами. Изображения этого существа распространены не только в странах юго-восточной Азии, но и в Китае, на Корейском полуострове. Многие навершия буддистских пагод выполнены в виде головы этого мифологического существа. Такая стилистика орнаментации храмов получила название бай рака. Одна из королевских яхт тайского короля называется Суфаннахонгсе, её корпус выполнен полностью в виде этого существа.
Йак. Особенно распространены его скульптурные изображения в Тайланде. Это мифологический персонаж, который охраняет сокровища богов и пожирает алчных людей, жаждущих завладеть этими богатствами. Эти существа, если они женского пола, называются Йакши. В традиционной художественной культуре изваяния часто можно встретить при входе в буддистские монастыри, а также в парках, на больших площадях городов. Из-за некоторого внешнего сходства Йака иногда путают с Раху. Однако Раху – безногий мифологический персонаж и потому отличить его нетрудно. Кроме того, Раху изображается чаще всего держащим в руках и рассматривающим солнечный или лунный шар соответственно красного или жёлтого цвета, тогда как Йак всегда вооружён длинным мечом. Наиболее древние изображения Раху датируются III веком до н.э. Это интересно с той позиции, что индуисты задолго до европейцев знали о том, какова действительная геометрическая форма планет.
Тримурти(Пра Тримурти). Такие или подобные изваяния трёхликих существ также нередко встречаются в Тайланде, а также в К