Промышленная революция и изменение социальных функций науки
Научная революция заложила теоретическую базу для еще одной революции – промышленной. Промышленная революция – это переход к машинному производству. Эта революция была подготовлена не только развитием науки, но и разделением труда на капиталистической мануфактуре. Ремесленное производство было индивидуальным искусством[5]. Мастер осуществлял процесс от начала до конца, на каких-то этапах используя труд помощников-подмастерьев. На мануфактуре процесс производства делится на ряд простых операций, выполняемых отдельными работниками. Именно это создает возможность замены рабочего, выполняющего элементарную стандартную операцию машиной. Центром этого процесса была Англия. Индустриализация началась здесь с легкой (текстильной, в первую очередь) промышленности. Эта промышленность была непосредственно связана с потребителями, деньги которых поступали сюда. Легкая промышленность формировала заказ на производство станков и машин для нее. Развивается производство средств производства, для которого требуется продукция тяжелой промышленности – сталелитейной и т.д.
Теоретической же базой стало развитие науки, механики – в первую очередь. Важнейшим фактором революции было изобретение парового двигателя как универсального двигателя для всей промышленности. Важно, что технологические проблемы машинного производства могут решаться только на основе научных знаний. Поэтому ее следствием было коренное изменение во взаимодействии науки и техники и изменение социальных функций науки. До этого техника ручного труда развивалась на основе индивидуального опыта и обыденных практических знаний. Научные знания могли использоваться, но такое использование не было постоянным и систематическим.
В средние века ремесленное производство осуществлялось на базе рецептов, которые строго регламентировали тип и качество исходных материалов, характер орудий производства, а также поведение участников производственного процесса. Ремесленные рецепты хранились в тайне, отступления от них были недопустимы. Они соединяли вполне рациональные (с современной точки зрения) рекомендации с магическими: например, что некоторый вид стали нужно обязательно закаливать в золе шкуры черного козла. В отличие от научных технологий, рецепты не объясняли, почему нужно действовать подобным образом. Система ремесленного производства крайне отрицательно относилась к новшествам и изобретениям. Чаще всего они просто запрещались. Технический прогресс, несмотря на такую установку, все-таки происходил, но крайне медленно и неравномерно. Линия развития техники и линия развития научных знаний не пересекались. Научный прогресс и технический прогресс были двумя самостоятельными процессами.
После промышленной революции развитие техники в отрыве от развития науки становится невозможно. Становится обычным говорить о научно-техническом прогрессе как единой линии развития науки и техники. Наука превращается в непосредственную производительную силу. Этот процесс анализировал К.Маркс. Техника становится, писал он, овеществленной силой знания. Машины – это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга. До промышленной революции основной социальной функцией науки была мировоззренческая. В XIX в. на первый план выходит именно функция практическая – функция науки как непосредственной производительной силы. В этом столетии происходит онаучивание традиционных областей техники – например, строительства, или кораблестроения. Кроме этого, возникают новые области техники, целиком основанные на научных достижениях – например, электротехника, техника связи (телеграф, телефон) и т.д. Продуктом промышленной революции стало индустриальное общество.
Одним из последствий ее было также возникновение профессиональной инженерной деятельности и технического образования. Инженер[6] – это специалист по применению научных знаний в производстве и эксплуатации технических устройств. Первоначально так называли создателей военных машин и фортификационных сооружений. Поэтому долгое время в ходу был термин «гражданский инженер» - он относился к невоенным областям. Инженерная деятельность отличается от технической систематической опорой на научные знания. Взаимное движение науки и техники навстречу друг другу начинается в эпоху Возрождения. Передовые ремесленники все больше интересуются наукой. А ученые проявляют все больший интерес к технике. Главным образом, ученые интересовались техникой, используемой в экспериментах и научных наблюдениях. Скажем, Галилей и Ньютон внесли вклад в совершенствование телескопа. Кстати, важным эпизодом намечающегося слияния научного и технического прогресса было изобретение Х.Гюйгенсом новой конструкции часов. Она была предложена на основе научной теории колебания маятника, а не методом проб и ошибок. Но до промышленной революции инженерами называли скорее гениальных одиночек. К концу XVIII в. инженерная деятельность становится профессией, причем более-менее массовой.
В ремесленном производстве передача знаний и опыта происходила в форме индивидуального ученичества. Массовое техническое обучение отсутствовало. Промышленная революция формирует социальный заказ на профессиональных инженеров, обладающих солидной естественнонаучной и математической подготовкой. Об инженерном образовании в современном смысле слова можно говорить тогда, когда инженеров начинают всерьез учить математике и механике. Среди первых таких учебных заведений обычно называют Парижскую политехническую школу Г.Монжа, открытую в 1794 г. Она давала общетехническое образование с возможностью дальнейшей специализации. В 1799 г. была открыта Строительная академия в Берлине. В 1809 г. – Институт корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. В 1815 г. – Политехнический институт в Вене. В 1797 г. в Англии начал издаваться первый технический журнал. К этому же периоду относится и возникновение технических наук.