Шрила бхакти вигьяна бхарати махарадж

Уход Шрилы Джагадиш Пандита

Г.Пуна, 24.12.2014 г.

Когда кто-то уходит из этого мира, его близкие чувствуют сильную боль разлуки в своём сердце и начинают плакать. Однако это ненастоящая любовь и привязанность. Это просто шоковое ощущение, что теперь этим людям чего-то не хватает. Они испытывают дискомфортное состояние от того, что умершего человека больше нет рядом с ними.

Разлука с вайшнавом – это нечто совершенно иное. Подлинный преданный, который чувствует разлуку с вайшнавом, не имеет материального вожделения. Такой бхакта чувствует боль, потому что теперь не может видеть вайшнава, служить ему и слушать хари-катху из его лотосных уст. Вследствие переживания чувства сильной любви и привязанности слёзы текут из глаз такого преданного. Это нельзя сравнивать с материальными страданиями, пронизанными эгоизмом. Тот, кто плачет по вайшнаву, чувствует, с одной стороны, боль разлуки, а с другой – счастье, потому что его прабху теперь находится рядом со своим прабху в духовной реальности. Теперь его господин может находиться вместе со всей гуру-варгой, где главный Прабху – Шри Чайтанья Махапрабху.

В материальном мире люди страдают в соответствии со своей кармой, но вайшнавы проявляются в этом мире по своей воле для служения Бхагавану, и по своему желанию они исчезают. Они вне джанмы (рождения) и мары (смерти):

на карма бандханам джанма ваишнаванам ча видйате

вишнур анучаратвам хи мокшам ахур анишинах

«Подлинный вайшнав пребывает вне кармы рождения и смерти. Всё, что он делает – целиком духовно и находится на божественном уровне» («Падма Пурана», 6.229.57).

Когда вайшнав уходит, устраивается фестиваль, место украшают множеством гирлянд, устраивают пир. Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами описывает, как Шри Чайтанья Махапрабху устроил большой фестиваль разлуки (вираха-махотсаву), когда ушёл в апракат-лилу Шрила Харидас Тхакур. Махапрабху Сам приготовил всё для самадхи Харидаса Такура.

Существует большая разница между церемониями шраддхи для людей этого мира и вираха-махотсавой, совершаемой для шуддха-вайшнавов. Обычно в материальном мире родственники умершего проводят обряд шраддхи: они приглашают брахманов, угощают собравшихся людей в честь усопшего, чтобы освободить душу умершего от грехов. Родственники кормят приглашённых брахманов, чтобы избавить оставившего тело человека от последствий его греховных поступков. Таким образом, эта душа получает хорошую карму. Брахманы отмаливают и забирают его грехи. Те, кто участвует в этой церемонии шраддхи, забирают плохую карму, те же, кто празднует вираха-махотсаву, постепенно обретают чистую любовь к Господу. Во время вираха-махотсавы Шрилы Харидаса Тхакура Махапрабху благословил всех: тех, кто совершал санкиртану, нёс трансцендентное тело Харидаса от Сидха-бакула до побережья океана, как-то помогал и даже просто принимал прасад. Шриман Махапрабху сказал, что все они, несомненно, получат кришна-бхакти.

Один панда из Джаганнатха Пури никогда не принимает прасад на церемонии шраддхи, но когда вайшнава кладут в самадхи, то он всегда по окончании погребальной церемонии принимает участие в пире. Для того чтобы очиститься после посещения похорон, шудре нужно сорок дней проводить обряды очищения, вайшье – тридцать дней, кшатрию – четыре дня, брахману – один день, но вайшнаву не нужно даже секунды!

Для вайшнавов нет разницы – покидают они этот мир или остаются в нём, потому что они живут как души, осознавая себя атмой. В соответствии со своим желанием и волей Бхагавана они приходят в этот мир и по своей воле уходят из него. Никто в этом материальном мире не может принудить их родиться или умереть. У обычного человека есть время рождения и смерти в этом мире согласно его карме, но у вайшнава всё иначе. Их дни явлений и уходов связаны только с лилами Бхагавана, поэтому и то, и другое – шубха, в высшей степени благоприятно.

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж начинает «Мангала-арати» со слов:

мангала шри-гуру-гоура мангала-мурати

мангала шри-радха-кришна-йугала-пирити

Все деяния истинного гуру и Гауранги несут благо для всего мира. Нет ничего неблагоприятного в том, что они делают. В тюрьме сидят люди, которые совершили преступление, также там есть повара, врачи, полицейские. Все они находятся в одном месте, но есть разница между преступниками и людьми, которые выполняют в местах заключения свою работу. Материальный мир подобен тюрьме, и мы – преступники, но вайшнавы здесь служат Господу, поддерживая и спасая нас. Они дают нам верное видение всего, и, благодаря им, мы начинаем совершать правильные поступки. По их милости нас выпустят из тюрьмы.

Кто имеет истинную самбандха-гьяну? Тот, кто реализовал на все сто процентов свои отношения с Шри Кришной. Такая личность плачет от той боли, которую видит в этом материальном мире. Она очень ясно видит, что все души имеют связь с Господом, но, пребывая в иллюзии, они этого совсем не осознают. Глубоко понимая связь между каждой атмой и Бхагаваном, истинный вайшнав поднесёт эти души лотосным стопам своего Господа. Тогда Господь будет очень доволен им. Тот, кто обладает настоящей самбандха-гьяной, будет отдавать себя для духовного блага всего мира.

Мы должны памятовать об играх и качествах шуддха-вайшнавов в каждый день их ухода и явления. Почему?

ависмритих кришна-падаравиндайох

кшинотй абхадрани ча шам таноти

саттвасйа шуддхим параматма-бхактим

джнанам ча виджнана-вирага-йуктам

«Памятование лотосных стоп Кришны разрушает всё неблагоприятное и награждает величайшим счастьем. Оно очищает сердце и дарует преданность к Господу, знание (гьяну), реализацию знания (вигьяну) и правильное отречение (юкта-вайрагью)» («Ш.-Б.», 12.12.55).

Как возможно памятовать о лотосных стопах Кришны? Это значит, что мы всегда должны помнить лотосные стопы истинных гуру и вайшнавов. Если мы будем слушать и читать о Кришне, находясь под руководством чистого преданного, тогда придёт ависмритих кришна-падаравиндайох – постоянное памятование. Памятуя о Господе и Его дорогих преданных, разрушится всё неблагоприятное.

Сегодня особенный титхи – день ухода Джагадиш Пандита и Шрилы Дживы Госвами. Каждый раз в дни ухода и явления вайшнавов я повторяю, насколько важно памятовать о них в это особенное время.

Шри Джагадиш Пандит родился во Врадже в семье великих преданных Господа Вишну. После ухода из жизни своих родителей Джагадиш Пандит вместе с женой и младшим братом уехал жить на берега Ганги. Они поселились в Майапуре, неподалёку от Шри Джаганнатхи Мишры, отца Господа Чайтаньи. Шри Джагадиш Пандит и его супруга Духкхини Мата питали к Нимаю такое же чувство, что и Джаганнатха Мишра с его женой. Дукхини Мата кормила Нимая грудью, когда Он был ещё маленьким. О славе Джагадиш Пандита писал Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами в «Чайтанья-чаритамрите»:

джагадиша пандита хайа джагат-павана
кришна-премамрита варше, йена варша гхана

«Джагадиш Пандит, пятнадцатая ветвь среди последователей Господа Нитьянанды, был способен освободить весь мир. Подобная нектару любовь к Кришне изливалась из него, как потоки дождя из тучи» (Ади, 11.30).

В дни экадаши в доме Джагадишы Пандита всегда готовили множество прекрасных подношений для Господа Вишну, несмотря на то, что сами всегда держали пост. Когда маленький Нимай капризничал, его мог успокоить только киртан преданных. Однажды он заплакал так сильно, что никто не мог его успокоить. Матушка Шачи и Джаганнатха Мишра спросили Нимая: «Малыш, почему Ты так горько плачешь? Скажи, и мы дадим тебе то, что Ты хочешь». Нимай промолвил: «Сегодня экадаши. В доме Хираньи и Джагадиш приготовили много замечательных подношений. Если бы Я смог поесть все эти вкусности, Я был бы очень счастлив». Когда Джагадиш и Хиранья узнали о сильном желании мальчика принять те блюда, которые они готовили для Всевышнего, они были так довольны, что решили позволить малышу съесть весь прасад, предложенный Господу, столько, сколько Он захочет, даже несмотря на то, что это был экадаши. Преданные соблюдают пост в экадаши, но Господь Вишну не связан никакими ограничениями.

После того как Махапрабху принял санньясу и отправился в Нилачалу, Джагадиш Пандит вместе с другими преданными пришёл в Пури на Ратха-ятру, где получил даршан Господа Джаганнатхи. И после окончания праздника колесниц Джагадиш Пандит почувствовал сильную боль разлуки с Господом. В этот год проходила нава-калевара (церемония установления новых Божеств). Джаганнатха, зная об этом, дал наставление царю отдать Его Джагадиш Пандиту. Джагадиш Пандит был несказанно счастлив от этого. Царь спросил Господа Джаганнатху: «Как он сможет отвезти Божества в Шри Маяпур?» Джаганнатха ответил: «Моё Божество будет таким же лёгким, как шола (водное растение, стебель которого, когда высыхает, становиться очень лёгким). Меня необходимо нести в новой ткани и установить только в том месте, где Я Сам пожелаю. Для Меня не нужно проводить Ратха-ятру, вместо этого вы должны проводить снана-ятру».

Поэтому, по велению Господа Джаганнатхи, в месте установления Божества в Чакдахе ежегодно проводится церемония снаны (омовения). Джагадиш Пандит отправился в Майяпур в сопровождении брахманов, которые несли Джаганнатху. Когда они добрались до Чакдаха, который находится возле Навадвипы, Джагадиш Пандит отлучился, чтобы справить нужду. Тем временем один брахман держал Божество Джаганнатхи. Неожиданно Божество стало слишком тяжёлым, и брахман был вынужден поставить Его. Когда Джагадиш Пандит увидел Божество, стоящим на земле, он понял, что так проявилось желание Господа Джаганнатхи остаться в этом месте. Поэтому Божество установили на берегу реки Ганги.

Деревня Чакдах является историческим местом. В Двапара-югу Прадуман (сын Кришны) убил там демона. С того времени этот город был известен под названием Прадуман. Когда Бхагиратха, потомок царя Сагары, привёл священную Гангу на землю для того, чтобы освободить своих предков (60 000 сыновей Сагары), одно колесо его колесницы (чакдах) застряло именно здесь, в этом месте. С тех времён это место стали называть Чакдахом. Многие люди, услышав о том, что Шри Джаганнатха пришёл в Чакдах, стали приходить в этот город, чтобы получить божественный даршан. Джагадиш Пандит решил остаться жить в этом месте, чтобы служить Господу. Ежегодно здесь проходит большой фестиваль в день ухода Джагадиш Пандита. За день до этого выносят палку, с помощью которой Джагадиш Пандит принёс Божество Джаганнатхи в это место. Эта палка до сих пор находится в храме Чакдаха.

В 1962 году наш Гурудев (Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж) взял на себя ответственность за управление этим храмом, так как приемники этого храма уже не могли поддерживать его должным образом. Они продали все близлежащие земли, чтобы как-то поддержать и сохранить храм, но это не помогло. Тогда служители этого храма написали письмо моему Гурудеву с просьбой, чтобы он позаботился о храме. Гурудев решил обратиться за советом к Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Махараджу. Шрила Шридхар Махарадж ответил: «У тебя нет древнего храма, поэтому ты должен попробовать его сохранить».

Позже Гурудев нам сказал: «Господь Джаганнатха хочет быть с нами, а мы ещё размышляем над тем, какое нам принять решение. Это нехорошо. Мы должны служить Ему!» Поэтому Гурудев отправил меня, Гири Махараджа из Кришнапура и Джаг-мохана прабху из Калькутты в Чакдах возглавлять этот храм. Совместными усилиями мы смогли восстановить его. Гуруджи также приезжал туда. Перед его приездом мы вымыли всё начисто коровьим навозом. Таким образом, служение в храме и поклонение Божествам было возобновлено под руководством Шри Чайтанья Гаудия Матха с 1962 года.

Нитай Гаура Премананде!

……………………………….

Редакция: Ари Мардан д.

шрила бхакти вигьяна бхарати махарадж - student2.ru

Наши рекомендации