Омраам Микаэль Айванхов - Основной ключ для решения проблем существования
Омраам Микаэль Айванхов - Основной ключ для решения проблем существования
Том XI
Полного Собрания Сочинений
Издательство Просвета
ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
Просим читателя быть снисходительным к шероховатостям перевода. Мы старались сохранить, следуя замыслу оригинала, живой, образный язык импровизированных бесед Учителя Омраама Микаэля Айванхова, с присущими ему оборотами речи.
Мы хотели бы также, чтобы читателю было ясно, что в названии Ассоциации "ВСЕМИРНОЕ БЕЛОЕ БРАТСТВО" слово "белое" не несет в себе никакого расового оттенка: идея всемирного Белого Братства в единении всех людей без дискриминации по каким бы то ни было признакам: расовым, религиозным, национальным, профессиональным и т.д. Белый цвет представляет собой синтез всех цветов спектра и Всемирное Белое Братство приглашает реализовать по всей земле братскую, гармоничную жизнь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Персональность--низшее проявление индивидуальности .
2. Человек между персональнстью и индивидуальностью. Жнани-йога..
3. Брать и давать (солнце, луна и земля) .
4. Следовать путем индивидуальности. Зло ограничено, а добро безгранично..
5. Настоящее счастье в индивидуальности.
6. Природу персональности невозможно изменить. Посвященческий смысл брожения..
7. Персональность хочет жить своей жизнью. Индивидуальность хочет осуществить замысел Господа.
8. Образ дерева-индивидуальность должна поглотить персональность.
9. Два способа работы над персональностью.
10. Персональность мешает проявлению Неба в нас.
11. Мы должны научиться отождествлять себя с индивидуальностью.
12. О смысле жертвы в религиях..
13. Индивидуальность позволяет уравновесить персональность.
14. Отдавайте кесарево кесарю.
15. Персональность--только опора индивидуальности: надо принять новую философию..
16. Индивидуальность должна поглотить персональность.
17. Найти союзников, чтобы победить персональность.
18. Чем больше мы погружаемся в материю, тем более мы ограничены.
19. Надо научиться укрощать своих "внутренних зверей"..
20. Естественная и противоестественная природа..
21. Поставить сексуальность на службу высшей природе.
22. Работа для Всемирного Братства.
Последняя страница обложки
В противоположность многочисленным мыслителям-эзотерикам, полагающим, что их роль сводится к тому, чтобы привести своих учеников к чистоте тонкого интеллектуального понимания отдельных религиозных и философских доктрин, Учитель Омраам Микаэль Айванхов ориентирует в своем Учении в более широком и главно направлении общей педагогики. Он хочет дать все доступные знания, которые могут быть немедленно использованы в ежедневной практике и духовной жизни.
Подбор лекций, представленных в этом томе, определяется действительно прежде всего задачами общей педагогики: каждый будет поражен, увидев, как в зеркале, свое поведение, изображенное одновременно и феерично и фантастично. Тотчас каждый сумеет найти методы, чтобы освободится от своих слабостей и ограничений. Персональность, которую каждый ощущает в себе как недостаток, источник заблуждения, станет для него ценной помощницей, так как вместо того, чтобы бороться со своей собственной натурой,он научится использовать ее, чтобы облагородиться, Таким образом человек постепенно откроет существование в себе высшей психической натуры--индивидуальности, которая способна доминировать, уравновешивать, стать выше всех противоречий и служить установление внутренней гармонии и истинных братских связей.
От наборщика: С пунктуацией очень плохо, я что мог - исправил, но за ней надо следить особенно тщательно. Здесь не только с пунктуацией, это исправить при наборе невозможно, пришлось бы в каждом предложении возвращаться к его началу от конца. Что было сразу понятно и попадало под руку, я исправил. За остальным следите очень внимательно. И не падайте со стула - бывают перлы ого-го! Это смахивает скорей на черновик перевода, напечатанный одним пальцем. Текст подготовлен в соответствии с рекомендациями по верстке в Ventur'е, т.е абзацы отделены пустой строкой, пробел между словами только один, всякие заголовки выделяются. В процессе работы можно, напр., выровнять текст по правому краю для удобства, но после всего, если он будет обрабатываться в Ventur'е, то возвратить в начальному характеру. Не надо делать текст слишком широким и файлы больше 70-75К - Ventura иногда этого не любит. Пропуск 1-й строки выделялся четырьмя подряд, 2-х - шестью, и т.д.
Совсем странные места я выделял знаком ???, иногда с комментарием ???..???
Усл. обозн. - строка требует центрирования, заголовки, т.п. ??? - непонятные и сомнительные места - неразделимый пробел и т.п. (не везде ставился).
Эзотерическое Учение Всемирного Белого Братства
Глава I
Глава II
ЖНАНИ-ЙОГА
Всем ясно, что человек обладает и персональностью, и индивидуальностью и постоянно колеблется между ними, это легко понять, но в повседневной жизни эта проблема не так быстро разрешима. Надо суметь расставить все по местам, обладать наукой, позволяющей все классифицировать, все различать--вот тут и начинаются трудности! Так как, чтобы избежать персональности, или, скорее, заставить ее работать, нужны годы учебы и усилий.
Задача заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные, наиболее быстрые методы, чтобы работать с этими двумя натурами человека. Допустим, что не существует ни Неба, ни Ада, ни ангелов, ни демонов, но бесспорно, что существуют в нас две натуры с противоположными тенденциями. Когда изучают персональность, то находят присущие ей некоторые положительные качества, но если принимают персональность за жизненного гида, то катастрофические результаты со всех точек зрения не заставят себя ждать, так как она эгоистична во всех своих решениях, жестка во всех своих суждениях, у нее нет любви и мудрости. Она протестует, требует, хочет надо всем доминировать, все поглотить. Более того, она уязвима, обидчива, мстительна. Ей присущи все недостатки! Она похожа на старую бабушку, которая держит в руках ключи от всех сундуков и шкафов: она богата, все должны склоняться перед ее капризами, и она всегда одерживает верх.
Да, к сожалению, человек скорее предпочитает быть рабом капризов низшей натуры, чем удовлетворять божественную натуру, которую он также носит в себе, но оставляет ее в стороне; он ее даже унижает, насмехается над ней. Мы все без исключения обладаем божественной натурой, но, поскольку ею всегда пренебрегают, топчут ее, затыкают ей рот, она теперь принижена и молчит. Время от времени она, бедная, с трудом пытается подать голос, чтобы мягко, бесшумно, беззлобно дать несколько советов. Но, поскольку люди любят только тех, кто шумлив, их уши открыты для персональности, они не отдают себе отчета в том, насколько ее советы вредны, потому что всегда подталкивают нас к действиям, разрушительным для других.
Я только что сравнил персональность со старой богатой бабушкой, хранящей у себя ключи от всех сундуков и шкафов.. Почему? Потому что персональность обладает "подземными" богатствами, "сырьем", то есть инстинктами, аппетитами, страстями, желаниями; она, следовательно, сильна, мощна, но единственный ее недостаток--все тащить к себе. Иными словами, она очень способна, ловка, у нее в запасе не один трюк. Однако, она не совсем уж плоха, ибо в своем эгоцентризме она сохраняет, поддерживает и увеличивает то, чем обладает человек; но ей недостает нравственности, честности, беспристрастности, добра, щедрости.. Она еще очень близка к животному миру.
Индивидуальность характеризуется проявлениями всех добродетелей. Она вдохновляет все щедрое, великое, благородное и истинно духовное. Она пока непознанная и неиспользуемая реальность: не существует много исторических примеров, книг, произведений искусства на эту тему, ни живых моделей, чтобы подтолкнуть людей к индивидуальности. Она остается далекой для нас, человек не умеет приспособиться и понимать ее язык--вот почему эта натура, самая богатая и прекрасная из всех существующих, остается достоянием небольшого меньшинства существ, которых толпа рассматривает, как неприспособленных к жизни или простодушных.
В эпоху, когда трудно было дать людям понятия психологии, ибо они оказались бы непонятыми, Посвященные представляли высшую и низшую натуру в виде ангелов и демонов. Что же, и теперь существуют в нас демоны и ангелы? Я думаю, что да, но в какой форме--вот в чем вопрос. Речь идет просто о двух натурах, существующих в нас, с той разницей, что некоторые больше, чем другие, дают возможностей для проявления своей божественной природе,--получают хорошие советы, больше озарений, откровений и пребывают в свете, чистоте, что в громадной степени облегчает их существование: беспрестанно они освещены, ведомы, утешены, поддержаны, защищены. Тогда как другая категория людей, предпочитающих отдаться своим инстинктам, вожделениям, совершают действия с ужасными последствиями.. Затем говорят, что они позволили демону соблазнить себя, тогда как в действительности речь идет о низших тенденциях, над которыми эти люди не способны властвовать.
Персональность всегда создает осложнения. Это так верно! Углубитесь немного в дела человеческие, и вы увидите, что трудности в любой сфере--эмоциональной, социальной, политической--происходят от того, что поведение большинства так или иначе оказывается в зависимости от персонального, эгоистического мышления. Их норма, правило, идеал--взять. Есть тысячи способов взять! Потребность брать--это причина всех запутанных ситуаций, в которых дерутся люди. Если бы они были лучше обучены, ведомы своей высшей натурой, или хотя бы сознательными и разумными руководителями, они бы избежали некоторых ошибок и не оказались бы в таких потемках, всегда несчастными, неудовлетворенными, готовыми к самоубийству, к разрушению всего мира в единственной радости увидеть все разрушенным и развалившимся!
Если бы люди дали себе труд прислушаться к высшей природе, то лицо мира было бы изменено. Ни один человек на земле, если он согласится несколько минут быть искренним, не откажется признать, что время от времени эта высшая натура говорит с ним, чтобы предупредить, что он находится на неверном пути, и посоветовать ему лучшее направление. Божественная природа нашептывает ему, она тонкая, деликатная, внимательная, уважающая нашу свободу. Она никогда не использует злобу, наговоры, она не настаивает, не форсирует; она очень тихо шепчет свое мнение два раза, три раза.. И чаще всего человек, которому недостает способности различать, даже не замечает, что высшая натура что-то ему советует.
Персональность, наоборот, всегда находит средства представиться и достичь своих целей: день и ночь она шумит, выдвигает притязания. Она способна посылать вплоть до мозга самые эрудированные философски вооруженные делегации, чтобы убедить бедного "слепого" следовать по указанному пути.. и чаще всего она побеждает. Сколько людей обмануты, поскольку они не могут различать, какая из двух натур с ними говорит в данный момент! Уже давно я вам дал критерии чтобы вы могли различать, откуда идут советы, но очень немногие среди вас обратили на это внимание. Те, кто это сделал, открыли для себя, насколько правильны эти критерии, и используют теперь их ясность, а другие, которые не были внимательны, продолжают, не отдавая себе в этом отчета, следовать советам персональности, которая достаточно разумна, чтобы удерживать их при себе. Таков характер ума персональности: хитрость, махинации, интриги, и она добивается всегда своих целей.
Самая большая ошибка людей, что у них есть тенденция слиться со своей персональностью. Когда они говорят: "Я хочу.. (денег, машину, женщину), я.. (болен, здоров), у меня есть (желание, склонность, мнение)", то они думают, что речь идет о них самих, и как раз в этом они ошибаются. В действительности, это персональность, которая желает, думает, страдает, а люди только бегут, скачут, следуют за ней. Поскольку люди никогда не анализируют свою суть, чтобы глубоко познать истинную природу человеческой натуры, различные планы ее эволюции, то они непрестанно отождествляются с персональностью, и особенно со своим физическим телом. Ученик знает, что существует и что-то другое, не только физическое тело: он знает, что все желания, все инстинкты--это не он, это нечто другое. Он это знает и с этой уверенностью он может осуществить несказанный прогресс.
Йога познания самого себя получила в Индии название Жнани-йога. Тот, кто практикует Жнани-йогу, стремится познать себя, найти себя. Он начинает себя изучать, анализировать: кто он, где он. Он видит, что, если он даже только что потерял руку, он продолжает ощущать себя, говорить "я". Его "я", следовательно, не эта рука. И его ноги, желудок и т.д.. разве это он? Нет, есть еще что-то. Затем, он изучает сферу чувств и констатирует, что чувства, которые он испытывает--это не он, потому что он может их наблюдать, анализировать, что он как бы в другом месте, более высоко. Затем он изучает свои мысли, свои мнения. "Разве мои мысли--это Я?"--возникает новый вопрос. И он убеждается, что его мысли--это не его "Я". И продолжая так, вдоль ниточки до иголочки, он, наконец, понимает, что то "Я", которое он ищет, которое выше всего--это его высшее "Я".. это сам Бог, что он велик, безграничен, всемогущ, всеведущ.. И через многие годы (что дано не всем йогам) он сливается со своим высшим "Я".. Что касается этого маленького "я", переменчивого, незначительного, столь уязвимого, то теперь уже не оно определяет такого человека, потому что он сумел превзойти его, отказаться от него, отбросить его, как отбрасывают использованный конверт, тогда как высшее "Я" существовало всегда!
Обратимся к другому аспекту проблемы. Ребенок о себе всегда говорит "я", взрослый, уже разительно изменившись, еще продолжает говорить "я", становится старым и опять говорит "я". Следовательно, это "я" неизменно. Тело все время меняется, но "я" остается неизменным. Что же такое это "я"? Человек ищет ответ на этот вопрос и видит, что "я"--не его физическое тело, не его чувства, потому что чувства меняются в течение жизни, не его мысли, идеи, которые тоже меняются. Но тогда "я"--это всегда "я". Тот, кто способен глубоко себя анализировать, открывает, наконец, что это "я"--часть самого Бога, и человек предпринимает все усилия, чтобы соединиться с Богом. Таким путем он, наконец, понимает, что его персональность не вечна, а только скоропреходящее и частичное отражение его истинного "Я", что она только мираж, иллюзия, которую индусы называют "майя".
И самый ужасный эффект иллюзии в том, что она увидит людей на путь разделения: она их отрывает от божественного Источника, который является для всех истинным "Я", чтобы заставить их жить во множестве разделенных между собой маленьких "я" с различными желаниями, различными чувствами, различными тенденциями.
Следовательно, это не мир, называемый "майя", как думают некоторые, но наша персональность, наше низшее "я", потому что оно всегда нас подталкивает рассматривать себя, как существо, отделенное от других и от вселенной. Мир не "майя", мир--реальность, вся материя--реальность, и даже ложь и ад--тоже реальность. Иллюзия--думать, что мы отделены от всеобщей жизни, от этой единой Сущности, которая везде и которую мы не можем ни почувствовать, ни понять потому, что нам мешает наше низшее "я". Тот, кто начинает искать себя посредством самоанализа, медитации, отождествления, понимает, что не существует отдельных друг от друга созданий, а существует Единая Сущность, которая совершает работу через всех созданий, оживляет их, проявляется через них, даже без их ведома. Да, Единая Сущность, которая управляет всеми проявлениями других созданий. Те, кто поняли эту истину, не могут больше ни разделяться, ни воевать, для них весь мир--коллективная сущность.
Я дам вам один образ. Предположим, на этом столе перед вами стаканы разных цветов, из разного материала, различной формы и размеров. Во все стаканы я наливаю одни и те же духи: количественно содержимое различно, но это одни и те же духи. Итак, заметим, что, если стаканы неподвижны и форма их неизменна, то духи испаряются, распространяются и, поскольку они летучи, эфирны, растворяются в воздухе, и пары духов из всех стаканов смешиваются наверху и образуют неразделимое единство.
Этот образ позволяет нам понять, что тот, кто позволяет персональности увлекать себя и видеть кругом только разделение, живет в иллюзии. Если он соглашается с этой иллюзией, он будет вечно ошибаться в реальной сути вещей, он будет приспосабливаться к ложной материалистической философии, или скажем лучше так: к философии, которая верна, когда речь идет о материи, о форме, о сосуде, но ошибочна, когда речь идет о содержании сосуда, то есть о душе, духе, идеях, сливающихся воедино.
Вообразите теперь несколько очень любящих друг друга существ, собравшихся за столом. Кажется, что они разделены: с материалистической точки зрения, на физическом плане так оно и есть--это различные создания. Но это ограниченная точка зрения, так как между ними циркулируют потоки, происходят обмены, слияния сил и энергий; поскольку они не любят друг друга, то в некотором плане они составляют единство. пока речь идет о стаканах, или о физических телах, мы более или менее вынуждены считаться с формой, контурами предмета, но когда речь идет о запахах или возвышенной жизни существ, то никаких контуров не существует. Вы не можете сказать: "Вот границы запаха или жизни, вот где они кончаются!" Это невозможно, потому что для всего подвижного, живого, излучающего, возвышенного, невозможно зафиксировать пределы.
Возьмем меня, для примера. Вы можете достаточно точно изобразить контуры моего физического тела, мое лицо, профиль. Но тело, которое вы нарисовали, разве это "я"? Разве мое "я" имеет контуры? Нет, "я"--не физическое тело, а существо, которое мыслит, чувствует, действует и, возможно, оно немного более значительно, чем тело, которое вы видите..
А солнце.. Оно там, в небе, имеет контуры, форму и определенные размеры.. Однако, как ему удается на такой дистанции коснуться? Значит, оно может расширяться и достичь нас. Если солнце способно на это, то и мы способны это сделать: да, посылая в пространство нашу лучи--наши мысли. Когда вы посылаете кому-то вашу мысль, даже если он находится за тысячи километров от вас, вы можете его коснуться.
Мысли--нечто иное, как излучения, весьма похожие на ту квинтэссенцию, которую солнце посылает нам на землю и еще дальше--на расстояния в тысячи световых лет во всю вселенную (читайте лекцию "Солнце и учение единения", том X, глава 17). Это душа солнца посылает лучи в бесконечное пространство--это его мысли, и эти мысли--это само солнце.
А взгляните на планеты.. Возьмем землю: ее часть, покрытая водой, намного больше, чем суша; газовая часть--атмосфера--намного больше водных объемов на поверхности земли, а эфирная часть--окружающая землю еще больше--она распространяется дальше от солнца. И то же самое справедливо в отношении других планет--Меркурия, Юпитера, Венеры.. Все планеты соприкасаются, взаимопроникаются своими "атмосферами" и формируют единство. Внешне они разделены и удалены друг от друга, но внутренне (Я хочу сказать: на тонком плане)--они сливаются. И мы тоже, мы все соприкасаемся нашими мыслями, нашими излучениями.. И два стакана, стоящие отдельно на столе, в действительности соприкасаются там, наверху.. Вот истинная философия.
Человеку, который сливается со своей высшей натурой, удается найти себя, познать себя, то есть осознать себя частью самого Божества. Сказано в Библии: "Вы--божества". Да, люди--божества, и, если, к сожалению, они часто похожи на хищных животных, которые разрывают, убивают друг друга, то это потому, что они опустились очень низко--в персональность, в регион, где они чувствуют себя ограниченными, отрезанными друг от друга.
В действительности мы все одно целое. Вот почему в момент, когда вы решили сделать кому-то плохо, вы должны подумать и сказать себе, что тем самым вы собираетесь сделать плохо и себе, потому что вы живете в этом существе, и оно живет в вас. Вот истинная нравственность: понять, что зло, которое вы делаете другому, вы в то же время делаете и себе. Сколько людей проверили на себе, что, когда страдает, получает удары любимое существо, то они тоже страдают, получают удары, а когда к любимому существу приходит счастье, то они радуются, торжествуют, как если бы это счастье досталось им самим. Так может быть только тогда, когда концепция единения, любви, всеобщности проникла в человека. В противном случае, люди радуются, когда несчастье приходит к соседу. Увы, радуются, злорадствуют, когда несчастье приходит к другим.
Это персональность поддерживает людей в состоянии низшего сознания, и если они этого не замечают, то только потому, что они сливаются с низшим сознанием, вместо того, чтобы сливаться со своей высшей натурой. Конечно, трудно победить некоторые инстинкты, некоторые желания, но надо, по крайней мере, осознать, что это не ваше истинное "Я"--эти инстинкты и желания. Пытаясь оторваться от своей персональности, вы ее ослабляете, и тогда более легко установить связь с вашей высшей натурой и слиться с ней.
Наблюдайте за персональностью, взвешивайте все ее советы, и вы увидите, что она не может спрятаться--она имеет свои манеры, присущие именно ей методы требовать, кричать, и даже бить, угрожать. Когда известны все ее происки, то невозможно больше обманываться на ее счет, и стоит наблюдать за ней, анализировать ее методы. Например, когда вы хотите отказаться от чего-то, что она любит, она вас поджидает на повороте--она представляет вам проблему в другом аспекте и ей удается вам доказать, что вы ошибаетесь. Если вы любите табак, вино, женщин, деньги--она хорошо знает, как за вас приняться: в тот же день, когда вы от этого отказываетесь, она говорит: "Итак, мой старина, ты отказался пить? Это прекрасно, надо отпраздновать это!", и она вас ведет в бистро, чтобы спрыснуть "событие".. как раз потому, что вы от этого отказались. Персональность в самом деле необыкновенна! В ней столько хитрости!. Однако, не надо ее уничтожать, так как она--часть нас, и с ней надо уживаться. Она полезна, даже необходима, так как она--резервуар всех наших возможностей. Надо только быть более разумным в отношениях с ней, поддерживать ее, заставлять ее подчиняться и работать, чтобы использовать ее способности. Будьте уверены, что никто другой не обладает способностью в такой же степени, как она, чтобы выполнить работу: это фантастический, неистощимый, неутомимый труженик. Но если вы не умеете заставить ее служить вам, поглотить ее, то она поглотит вас, и от вас не останется ни крошки!
Возвращаясь к примеру со стаканами, наполненными духами, я задаюсь вопросом: как можно было так долго пренебрегать столь верным рассуждением и абстрагироваться от этого "содержимого", от этой квинтэссенции, от этой души, которую все мы имеем, игнорировать живое, интенсивное, возвышенное, сосредотачиваясь только на материальном, инертном. Ничего нет более опасного, так как концентрируясь на материи, вы отождествляетесь с ней, вы застываете, становитесь неподвижными на радость недругам. Надо уметь двигаться, изменять место, или даже улететь, как птица, и вы не будете больше во власти обстоятельств. Все живые, подвижные, возвышенные существа неуловимы--их не удается захватить, они всегда сбегут, они улетят.. Вы скажете: "Да, но мы в физическом теле!" Это так, оно тяжело, материально, подвержено всем опасностям. Но душа.. попытайтесь понять душу человека, его дух, мысли, сознание!. Что-то в человеке выше всех обстоятельств. Можно овладеть стаканом, но не запахом, плавающим в воздухе.
Посмотрите, с какой легкостью можно повторять все дела повседневной жизни! Потому что они связаны с конкретными вещами: питанием, объектами, которые в вашем распоряжении. Но попробуйте повторить экстаз, который вы пережили в прошлом, это намного труднее: экстаз--это состояние тонкого мира, который вне вашей власти. В мире персональности можно все повторить: те же действия, те же ссоры, те же роли, даже те же церемонии, комедии или трагедии. Но в мире индивидуальности все много труднее уловить и понять.
Тот, кто спускается слишком низко в материю, оказывается во власти других, которые им располагают. Это и случается с большинством людей: другие ими располагают, возвышают и смещают их, забирают и убивают их. Вот почему я делаю вывод: чтобы стать способным парить над всеми обстоятельствами, не позволять овладеть собой унынию, несчастью, не оказаться в трагичной ситуации, чтобы быть способным парить над событиями, вы должны непрестанно подниматься, и не кристаллизоваться. И тогда волнения, трагедии, потери, революции, ничто вас не коснется, вы будете выше этого, недоступны, далеки, высоки.
И это поняли Посвященные. Известно столько случаев в истории, когда им угрожали: "Я тебя убью! Я тебя сожгу!", их сажали в тюрьму, мучили, чтобы вырвать у них некоторые секреты, но они не говорили ничего. Однажды одному из них угрожали вырвать язык, если он не заговорит, но он сам откусил его зубами и бросил в лицо своему палачу, чтобы показать, что ничто не может сломить его. Да, история содержит много таких случаев, которые должны заставить нас задуматься.
Бонфен, 26 июля 1968 г.
Глава III
БРАТЬ И ДАВАТЬ
(солнце, луна и земля)
1.
Чтобы показать вам, что проблема персональности и индивидуальности действительно олицетворяет необыкновенный мир, я продолжу сегодня говорить об этом, дав вам еще несколько образов. Лучший из них кроется в этимологии самого слова "персональность": "персона". В латинском языке "персона"--это маска, которую использует актер в театре масок, играющий роль. В соответствии с исполняемой ролью актер меняет маску на лице и изменяет персональность. Актер всегда тот, но в каждой пьесе меняется роль, костюм, манера игры.
Театр, таким образом, подсказывает нам идею персональности. Персональность--роль, которую человек вынужден играть в этом воплощении. От одного воплощения к другому он меняет роль, но сам он не меняется. Человек, воплощающийся на земле, одевается, принимает маску, то есть персональность: это мужчина или женщина с теми или иными способностями и недостатками, пороками и добродетелями. В другой реинкарнации он возвратится с другой персональностью, но это будет он же, в глубине он остается тем же. Изменяется и преходяща только персональность, а остается записанной в качестве наследственности индивидуальность, как позитивный результат всех обучений, всех приобретений, которые человек осуществил в своей жизни. Следовательно, персональность человека формируется различно в каждой из его реинкарнаций, тогда как все качества, вся мудрость, которые он приобретает, остаются при нем при переходе из однойреинкарнации в другую, как богатство, неотделимое от индивидуальности.
Индивидуальность может быть сравнима с солнцем, а персональность--с луной. Луна проходит через различные фазы: она непрестанно меняется: ей не присущ собственный свет, она не является центром планетарной системы, как солнце. Тогда как индивидуальность, как солнце, остается всегда излучающей, всегда светящейся, всегда могучей.
Вчера я вам говорил: "Главное для вас--это знать, для кого вы работаете". Если вы работаете только для персональности, то есть для того, кто меняется и от кого однажды не останется и следа, то все ваши богатства и приобретения окажутся потерянными, поглощенными, потому что вы работали в пустоту, на ветер. И теперь, чтобы ясно представлять себе смысл сказанного, мы должны анализировать в каком случае человек работает на свою персональность, а в каком случае на свою индивидуальность.
Самая заметная характеристика персональности--это желание всегда брать, всегда обладать, привязать, удержать. И как я вам уже сказал: персональность--это перевернутая троица (то есть в человеке она соответствует троице интеллекта, сердца и воли, но в своих низших проявлениях). Если персональность сталкивается с другими силами, создающими препятствия реализации ее эгоистических тенденций, то она мобилизует все интеллектуальные, эмоциональные и волевые ресурсы, чтобы добиться своих целей.
индивидуальность, наоборот, хочет извергать, излучать, давать.. Она хочет освещать, помогать, поддерживать.. Она думает только о том, чтобы испускать что-то из себя, проявлять благородство, бескорыстность. Вот почему она не держится за то, чем она обладает, она не раздражается, если кто-то приходит забрать ее богатства. Наоборот, она счастлива видеть, что, благодаря ей другие питаются, утоляют свою жажду, просвещаются. И поскольку индивидуальность--это также троица, в которой проявляются ум, сердце и воля, то ее ум--это блистать, ее сердце--это согревать, ее воля--оживлять и освобождать все существа.
обалденно забавная картинка на страничке 29
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
высшая воля
высшее сердце
высший интеллект
____________________
интеллект
сердце
воля
ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ
Известно, что это две совершенно различные натуры живут в одном теле, человек непрестанно находится под воздействием двух противоположных сил: одной--земной, другой--солнечной, или, если хотите, центростремительной и центробежной. Если он позволяет захватить себя концепциям мелочным, грязным, тривиальным, то он оказывается в когтях персональности, его уносит земной поток. К сожалению, большинство людей оказываются именно в такой ситуации, и они даже не отдают себе отчет в том, что этот поток уносит их к Аду.
Все люди находят совершено естественным работать только для себя и никогда не думать о других и даже стараются их оттеснять, доминировать над ними, подавлять их. Эта манера поведения столь распространена, что если вы будете призывать людей вести себя отныне по-другому, то на вас будут смотреть с удивлением, спрашивая себя--не с луны ли вы свалились? Все люди находят нормальным мошенничать, хитрить, провести другого. Да, что можно лучшего пожелать? Но последствия такого поведения не впечатляют, так как, обращенное только на службу собственным интересам, оно подталкивает человека к нарушению многих законов: он становится неприятным, присваивает все себе, жестоким; и все, что он делает, противоречит божественной нравственности. Очевидно, если он преступает, нарушает некоторые пределы, то встречает отпор: получает уроки, удары--вплоть до тех пор, пока не поймет, что он не должен быть только слугой своей персональности. Да, последствия не очень радостны: рано или поздно такой человек будет сражен, его будет ненавидеть собственная семья и его окружение.
Наоборот, те, кому открылось существование высшей природы, стараются вписаться в гелиоцентрический поток. Фундаментальное качество высшей природы--это давать, излучать. Впрочем, все добродетели в реальности не что иное, как излучение, направленное из центра на периферию, необходимость что-то оторвать, пожертвовать какой-то частью самого себя; и человек, проявляющий такую готовность, вынужден победить такие тенденции своей персональности, как малодушие, страх страданий, смерти.. Страх, недостаток смелости оказываются побежденными желанием высшей натуры что-то давать, излучать.
Чтобы понять, что же такое персональность, надо изучать луну и землю. Так как земля также берет, поглощает, она ничего не дает космосу, как это делает солнце. Возможно, что земля видится в пространстве немного блестящей; если обитатели Юпитера или Сатурна посмотрят на землю в телескопы, они увидят бедную маленькую землю немного блестящей, как луна, как другие планеты. Но этот свет--не ее свет. Земля не может излучать свет, потому что она еще слишком эгоистична, а эгоисты не могут испускать свет.. Свет--это нечто, чем надо пожертвовать, от чего надо отрешиться, свет является проявлением любви, бескорыстности. <$!все-таки земля должны быть с большой буквы!!! это название планеты и планеты в целом!!! и солнце тоже!!! иначе надо с маленькой юпитер и сатурн >
Солнце иллюстрирует тенденцию всегда давать, тогда как земля иллюстрирует тенденцию брать. Это не означает, что земля ничего вообще не дает. Используя то, что она получает, земля производит цветы, плоды, но для себя. Вы думаете, что другие звезды используют эти цветы и плоды? Нет, они здесь для нее самой и для ее детей (что то же самое). Земля производит что-то, используя то, что она получает, но она хранит это для себя. Персональность тоже производит что-то из того, что она потребляет, но и она все хранит для себя. Тогда как то, что производит солнце, оно посылает далеко--в бесконечное пространство, чтобы множество созданий могли этим пользоваться. Итак, вот два закона: закон поглощения и закон излучения. И солнце--это идеальная модель излучения.
Когда солнце всходит, вы наблюдаете проявление самой возвышенной индивидуальности, Духа, Божественности: этот энергетический выброс, эта щедрость, этот дар самого себя.. Вы только, ??? вы смотрите, смотрите, и никто никогда вам не объяснил ни что происходит, ни как это можно интерпретировать, вы можете смотреть всю жизнь на восходы солнца и продолжать следовать закону земли, закону персональности--продолжать только брать. Но, когда вы поймете, что такое восход солнца, то вы почувствуете могущество, величие, необъятность этого акта отдачи, вы будете работать, чтобы все в вас изменить и будете рады видеть, что ежедневно все более и более в этом преуспеваете, и кончите тем, что станете похожим на солнце (том X "Великолепия Тиферета" Полного собрания сочинений посвящен солнцу).
Да, вы должны учиться отдавать и не ждать компенсации, как солнце, которое дает и ничего не ждет взамен. Многие люди, принося небольшие жертвы, хотят всегда что-то получить взамен, по крайней мере похвалу, благодарность, комплимент, что все находят нормальным. Но это по правилам земли, а не по законам солнца.
Конечно, предлагаемый мной путь не для всех, а только для учеников, для детей Бога, которые хотят быть похожими на своего Отца Небесного. Именно для них я и говорю это, так как, чтобы быть похожими на Господа, нет другого средства, как учиться отдавать, лишать себя чего-то, отрывать что-то от себя--и так вплоть до того дня, когда вы будете способны на самую великую жертву: пожертвовать жизнью. Конечно, многие люди отдают.. они дают несколько су, несколько кусочков хлеба, немного старой одежды, немного дырявой обуви и думают, что это благотворительность и им открыта дорога в Рай. Вы так думаете! Если бы это было так легко.. пока вы не научитесь жертвовать некоторыми своими слабостями, некоторыми страстными желаниями, вы не знаете еще что такое жертва.
Эгоизм всегда действует на человека очень пагубно. Когда ничего не отдают, все хранят только для себя, внутренне закупориваются некоторые каналы. А вы знаете, что происходит, когда закупориваются каналы или умолкает источник: происходит брожение, вызывающее отвратительный запах, привлекающий насекомых, паразитов. Все просто, потому что источник перестал течь. То же самое происходит в человеке, так как персональность--это застоявшаяся вода.
Конечно, с другой точки зрения, нет никого более находчивого, чем персональность. Она сметлива, потому что хочет питаться, хочет обладать. Да, с этой точки зрения она активна, проворна, даже проявляет насилие. Индивидуальность не столь находчива и динамична, но в ней замечательно то, что она всегда в движении, она течет и орошает, она оплодотворяет, освещает, оживляет. Индивидуальность--это источник, и когда она начинает проявляться, то этот брызжущий фонтаном ключ, это изобилие, любовь, доброта, чистота, эта щедрость захватыва<