Как вспомнить свою прошлую жизнь?
Древнегреческий философ Гераклит как‑то заметил: «Людей ждет по смерти то, чего они не ждали и о чем не гадали». Многие современные исследователи утверждают, что прошлые жизни действительно существуют, что каждый человек появляется на Земле многократно, вновь и вновь воплощаясь в различных телесных оболочках. Имеется ряд способов, позволяющих вспомнить кем ты был в прошлых жизнях.
Среди них можно выделить нумерологию, йогу, медитационные и гипнотические сеансы, а также произвольные воспоминания людей.
ГЛАВА 1
Нумерология
Нумерология представляет собой способов, помогающих узнать, жил ли тот или иной человек на Земле ранее и какова его дальнейшая судьба. Истоки магии чисел следует искать в глубокой древности. Сознательно или бессознательно люди подчиняются ей: нечетное число цветов в подарочном букете, сервиз на шесть или двенадцать персон и многое другое. Примечательно, что во многих государствах нет самолетов с бортовым номером 13, нет 13‑го номера и этажа в гостиницах.
В XIX столетии получила широкое распространение теория вибрирующей Вселенной. Тогда было установлено, что световые, электрические и магнитные импульсы передаются волнами, причем их молекулы пребывают в постоянном колебательном движении. Следовательно, каждый человек, живущий во Вселенной, имеет индивидуальную, отличную от других, вибрацию.
Опираясь на полученные данные, приверженцы оккультизма разработали теорию, согласно которой все в бесконечном космическом пространстве колеблется и вибрирует. Каждая вещь имеет свою частоту колебаний, а ее природа определяется частотой вибрации подобно тому, как видимые человеческому глазу цвета определяются световыми волнами различной длины.
Данная теория основывается на аналогии со звуком и, в первую очередь, со звуком музыкальным. Для нумеролога Вселенная предстает как гигантский музыкальный инструмент с бесчисленными струнами, которые вибрируют с разной частотой. Имеется девять основных уровней вибрации – девять нот, извлекаемых из инструмента, – которым соответствуют цифры от 1 до 9. Каждая струна, представляющая собой человека, место или какой‑нибудь предмет, вибрирует с присущей только ей частотой, издает свой слабый звук, соединяющийся со звучаниями других струн. Благодаря этому создается одна общая нота, которой в определенный момент живет Вселенная.
Любое имя, хранящее в себе сущность человека, отражает свойственную только ему «ноту». Помимо этого сильное влияние на людей оказывают числа их рождений, так как общая тональность колебательных движений Вселенной определенным образом влияет на судьбу и характер каждого.
Подобную картину мироздания с энтузиазмом восприняли современные оккультисты, хотя для учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, она и не является новой, восходя к открытию соотношений между музыкальными интервалами и к учению Пифагора. Знаменитый древнегреческий философ и математик считал, что числа символизируют мировые начала, а наука о числах является первоосновой всех оккультных учений.
Пифагор – личность весьма загадочная, и известно о нем очень мало. По мнению многих исследователей, прославленный грек родился на острове Самос в Малой Азии. Стремясь обрести древние знания, Пифагор много путешествовал по Египту, Вавилону и Индии. Около 530 года до н. э. в Кротоне, одной из южных греческих колоний, им были организованы религиозное братство и философская школа пифагорейцев, отличительным знаком которой являлся звездчатый пятиугольник – пентаграмма.
Знаменитый греческий математик Пифагор
Однако не удалось обнаружить ни одного письменного свидетельства Пифагора или его ранних последователей.
Скорее всего знаменитый математик верил в реинкарнацию и переселение душ. Он рассказывал своим ученикам о пяти прошлых жизнях, в которых облачался в ту или иную телесную оболочку и имел различные имена. Пифагору же приписывают довольно странные изречения, среди которых можно обнаружить указания на боязнь враждебной магии: плюй на свои обрезанные ногти и волосы; поднявшись с постели, скатай ее и разгладь место, где лежал; не носи колец; начинай обуваться с правой ноги, но когда моешь ноги, начинай с левой; не шевели огонь мечом; помоги нагружающему, но никогда не оказывай помощи разгружающему; не поддавайся безудержной радости.
Вероятно, именно прославленному математику принадлежит открытие соотношения между известными к тому времени музыкальными интервалами – октавой, квинтой и квартой – и числами 1, 2, 3, 4. При этом указывалась зависимость высоты звука от длины вызывающей его струны. Если взять струну и извлечь звук, а затем увеличить ее длину в два раза, новая нота окажется на октаву ниже предыдущей. Следовательно, октава может быть выражена сотношением 2:1, квинта – 3: 2, а кварта – 4:3.
На протяжении нескольких веков древнегреческие философы пытались отыскать какой‑нибудь принцип, упорядывающий Вселенную. Открытие музыкальных интервалов натолкнуло пифагорейцев на мысль об их использовании в математике. Если возможно выражение соотношения нот в музыкальном звукоряде в числовых терминах, тогда почему бы все необычные и разрозненные явления Вселенной не свести к ним же? Аристотель указывал, что пифагорейцам был свойственен именно такой взгляд на мироздание: «Один набор цифр является справедливостью, другой – душой и рассудком, третий – возможностью, и, следовательно, все остальное тоже может быть выражено в числах».
В 1 веке н. э. один из последователей Пифагора, Ни‑комах, указывал, что в основе мироздание лежит числовая схема: «Все, что природа систематически создает во Вселенной, и в частях своих, и в целом, определено и упорядочено в соответствии с числом по замыслу создателя всего сущего; ибо замысел этот отразился в предварительной схеме под влиянием числа, задуманного Богом‑творцом, числа еще умозрительного и нематериального, но в то же время отражающего суть и смысл. В соответствии с этим планом, должно создаваться все – вещи, время, движение, небеса, звезды и все виды преобразований».
Согласно одному из фундаментальных утверждений магии, все явления безграничной Вселенной связаны между собой общим замыслом или рисунком. Основой же нумерологии выступает уверенность в том, что замысел этот является числовым. Пифагорейцы полагали, что в числовых закономерностях запрятана тайна мироздания, а числа имеют свой особенный жизненный смысл. Стоит также обратить внимание на то, что название каждой вещи таит в себе ее суть, а также метод перевода названий в числа, и главный принцип нумерологии, как ключа к тайнам Вселенной, предстает в своем завершенном виде.
Пифагор говорил: «Если есть в мире законы, которым повинуются все на свете, и люди, и боги, – то это прежде всего законы математические. Кто знает математику, тот знает то, что выше богов». Им же была разработана уникальная система, позволяющая выяснить, насколько настоящее воплощение человека соответствует его призванию. По мнению знаменитого математика, данная система являлась‑вершиной его открытий, венцом его мудрости.
Довольно простые на первый взгляд, нумерологические исчисления могут многое рассказать о том или ином человеке, вернее о его качествах, заложенных при рождении: о характере и биоэнергетике, внутреннем складе и здоровье, интуиции и степени заземленности (то есть о наличии духовных составляющих, накопленных в предыдущих воплощениях), об одаренности и чувстве долга, интеллекте и жизненной стойкости, о любви к людям и миссии его жизни. Насколько же все они были использованы, улучшились или ухудшились, зависит от их обладателя, ведь изменить свою карму по силам каждому.
Согласно теории Пифагора, числа 1, 2, 3, 4, которые в сумме составляют 10, являются главными. Они же используются при дальнейшем счете. Пифагорейцы отмечали, что первые четыре цифры десятка являются источником всех числовых комбинаций и основой всего сущего.
Подтверждением этому может служить определение всех материальных объектов теми же четырьмя числами: «1» означает точку, теоретически не имеющую параметров, это Божество; «2» – соединяющую две точки прямую с определенной длиной, но без ширины, это Материя, которая в чистом виде никогда не может являться сознательным единством. «3» – соединяющий три точки треугольник, обладающий длиной и шириной, но не имеющий толщины, который сочетает в себе Монаду и Диаду и становится объективным миром – Триадой. «4» представляет собой простейшую объемную фигуру, именуемую тетраэдром, или священной Четверицей, и соединяющую четыре точки; это идеальная форма, которая в то же время выражает пустоту всего – майю. Сумма данных чисел, Декада, охватывает все космическое пространство, представляющее собой единство во множестве.
Еще более, чем Декада, пифагорейцами почиталось число 12, образуемое путем умножения священной Четверицы на 3, в результате чего получалось три правильных (идеальных) прямоугольника, именуемых тетрадами. Следовавшие пифагорейскому учению оккультисты представляли число 12 в виде «двойного треугольника» – большой Вселенной, или макрокосма. В данную схему включалась и пентограмма, или микрокосм, именуемая малой Вселенной.
Согласно учению Пифагора, цифры 1, 2, 3, 4 определяют числовой рисунок безграничного Космоса или, «вечный источник Природы», как называлась последователями знаменитого математика фигура, получившая название Тетрактис и являвшаяся для них объектом почитания и преклонения. Тетрактис, служащий простейшей иллюстрацией того, что сумма чисел 1, 2, 3 и 4 равна 10, и представляющий собой примитивный способ изображения чисел камушками или точками, выглядит следующим образом:
ХХХХХХХХХХ
Данный способ находит применение не только в древней, но и в современной нумерологии. Пифагорейцы, как и многие другие мыслители Древней Греции, обращали особое внимание на существование во Вселенной пар противоположностей и считали его важным фактором устройства необозримого космического пространства. Это убеждение было воспринято современными нумерологами.
Согласно учению пифагорейцев, каждое число обладает отличительными свойствами, причем у нечетных чисел они более интересные и яркие. Так «1» характеризуется активностью, целеустремленностью, властностью, черствостью, умением руководить, инициативностью; «2» – пассивностью, восприимчивостью, слабостью, сочувствием, стремлением подчиняться.
«3» бывает яркой, веселой, артистичной, удачливой, легко добивающейся успеха; «4» – трудолюбивой, скучной, безынициативной, несчастной, занимающейся тяжелым трудом; «5» – подвижной, предприимчивой, нервной, неуверенной и в то же время сексуальной.
«6» отличается простотой, спокойствием, стремлением к домашнему уюту и обустроенности, проявлением материнской любви. «7» означает уход от мира; мистику, тайны; «8» – мирскую жизнь, материальную удачу или поражение; «9» – интеллектуальное и духовное совершенство.
Пифагорейцами было выделено несколько десятков основных пар противоположностей, имеющихся во Вселенной. Среди них можно назвать четное – нечетное, один – много, правое – левое, мужское – женское, добро – зло. При этом один, правое, мужское и доброе ассоциировалось с нечетными числами, а много, левое, женское и злое – с четными.
Обозначение чисел точками дает довольно простую картину: нечетные числа являются мужскими, а четные – женскими. 3, 5, 7 и 9, согласно пифагорейской теории, изображаются так:
XX XX ХХХХХХ X XXX ХХХХХ XX XXX
2, 4, 6 и 8 представлены следующим образом:
XX XX ХХХХХ XX ХХХХ XX XXX
Пользуясь выражениями Плутарха, нечетные числа имеют «производящую середину», в то время как в любом четном числе находится «воспринимающее отверстие, как бы лакуна внутри себя».
Тот факт, что фаллические нечетные числа обладают мужскими свойствами, доказывает их большую силу по сравнению с четными. Если 2, 4, 6 или 8 поделить пополам, то посередине останется лишь пустота. Нечетное число расщепить не так просто, поскольку посередине остается точка. Если же четное и нечетное числа сложить вместе, победит последнее и результат всегда будет нечетным.
По этой причине четные числа характеризуются женскими, пассивными и воспринимающими свойствами, а нечетные обладают мужскими властными и резкими качествами. Возможно, подобное разделение связано и с тем, что принципы нумерологии формировались в эпоху древности и средневековья, когда мужчина властвовал, а женщина подчинялась ему. В результате нечетные числа заняли господствующее положение как энергичные, созидательные и привлекательные силы, а четные так и остались в подчинении.
Еще одним последствием эпох, провозглашавших власть сильной половины человечества, является то, что мужчины ассоциируются с добром, а женщины – со злом. Пифагорейцы считали, что четные числа отражают зло, поскольку их можно довольно легко расщепить в пустое пространство, в первобытный хаос, из которого и был создан мир.
В XII веке библейский комментатор Хью из церкви Святого Виктора отмечал, что четными числами выражаются вещи полные по своей природе, но ничего не стоящие сами по себе, тленные и проходящие вещи земного мира. С данной теорией перекликаются идеи двух современных приверженцев оккультных наук, американцев Х.А. и Ф.Х. Куртисов, последний из которых является основателем ордена Христианских мистиков или ордена Пятнадцати, а также Товарищества Мудрой Религии. Нечетные числа, по мнению этих людей, священны, ибо при разделении их на равные части остается монада – Бог, стоящий между равными частями. Следовательно, числа 1, 3, 5, 7 и 9 выражают Верховное Божество в окружении его творений.
Одно из ведущих положений магической теории – концепция «истинного» имени. Поскольку любой человек может оказаться во власти магического влияния и подвергнуть свою жизнь опасности по той простой причине, что известно его имя, необходимы меры предосторожности, не позволяющие магу обрести власть над человеком.
Таким образом, провозглашалось, что общепринятые названия вещей представляют собой лишь удобные ярлыки. Истинное же имя, вмещающее в себя суть существа, не следовало говорить никому.
Во многих первобытных обществах у человека было два имени. Одно для обычного, повседневного использования, другое же, настоящее, держалось в тайне. Иногда его не знал даже сам владелец, так как оно было произнесено ему шепотом матерью еще в младенческом возрасте. Если колдуну удавалось выяснить истинное имя человека, он мог уничтожить его. Истинное имя содержало сущность человека и, распадаясь, влекло за собой погибель этого живого существа.
По той же причине в тайне следовало хранить истинные имена богов, ангелов и демонов. Известно, что, в доисторические времена имя охранявшего Рим божества скрывалось тщательным образом, запрещалось узнавать о нем что‑либо. По‑видимому, римляне боялись, что если недругам станет известно имя их бога, они смогут лишить его силы или же вовсе переманить на свою сторону.
Не сообщал своего имени и ангел, боровшийся с Иаковом, Возможно, он думал, что последний победит, если узнает как его зовут. Иудейские комментаторы считали, что истинным именем этого страшного ангела яда и смерти являлось Саммаэль, что в переводе означает Яд Господа. Уверенность в том, что название каждой вещи содержит в себе саму вещь, лежит и в основе библейского обычая использовать выражение «имя Бога», вместо слова «Бог».
Согласно египетским преданиям, богиня Изида пыталась отнять власть у бога солнца Ра и обрести власть над всем миром. Для этого ей было необходимо узнать его истинное имя. Поскольку старый Ра постоянно пускал слюни, которые магическим образом сохраняли связь с его телом, Изида воспользовалась этим и, смешав собранную слюну с землей, сделала ядовитую змею, которая ужалила Ра. Вскоре у бога начались судороги, справиться с которыми не могло ни одно лекараство. Ра согласился на то, чтобы Изида забрала его имя, присвоив тем самым и его сущность. В результате, став Ра, она смогла осуществлять верховную власть.
Древние верования в магическую силу имен сохранились до настоящего времени. Родители очень серьезно подходят к выбору имени для своего новорожденного ребенка, подсознательно ощущая, что это определит его характер. Согласно иудаистской традиции, ребенка не следует называть именем живущего родственника, поскольку считается, что родственник умрет, если ребенок заберет его имя. Вступающие в религиозные общества люди также получают новые имена, чтобы продемонстрировать начало новой жизни. Так делают и вновь пришедшие члены оккультных обществ, и ведьмы, поступающие в услужение к Дьяволу.
Таким образом, собственное имя человека, название города, страны, употребляемых продуктов оказывают определенное влияние, поскольку все они имеют собственные вибрации. Неслучайно в старину ребенок получал имя из святцев, в которых имена и даты находятся во взаимной гармонии.
Одним из интереснейших примеров сохранения магической теории имен можно назвать современную нумерологию. Белый маг, уверенный в том, что имя содержит в себе суть того или иного человека, не будет пытаться уничтожать его при помощи имени. Заметим, что традиционный анализ имени позволяет выявить характер и судьбу его обладателя.
То обстоятельство, что имя отличает одного человека от других людей, является для нумеролога основанием считать, что оно вмещает в себя индивидуальность каждого. Однако всякий, берущийся за расшифровку истинных значений имен, сталкивается с проблемой их многообразия, и анализ имен возможен лишь при ограничении их определенным количеством. С этой целью все имена превращаются в числа от 1 до 9 (иногда добавляются цифры 11 и 22), представляющие собой разумное количество оперируемых категорий.
Однако многие люди полагают, что получение того или иного имени является чистой случайностью, поскольку человек рождается в семье с определенной фамилией, и родители называют его любым понравившимся именем, ничего не зная о нумерологии.
Тем не менее оккультные мыслители не верят в случайность. По их мнению, имя человека – это результат деятельности неумолимых сил Вселенной, которые еще до рождения ребенка определяют его характер и судьбу. Они же оказывают сильное влияние на подсознание родителей, вынуждая их выбрать то или иное имя.
Возможно, что подходящее телу имя выбирает духовная сущность, которой предстоит войти в физическую оболочку новорожденного, душа, которая прежде уже много раз бывала на Земле. Американский нумеролог Флоренс Кемпбелл писал: «Душа проделала не одно путешествие в прошлом и знает, что ей надо теперь. Душа стремится вверх по Великой Спирали и выбирает для воплощенного Эго (духовной сущности) те гласные, сумма которых осуществит эту цель».
Поскольку у человека может быть не одно, а несколько имен, раскрывающих определенные грани его характера, необходим тщательный анализ их всех. Полное имя, полученное при рождении, наиболее полно отражает влияние судьбы и вселенских сил.
Имена, используемые в дальнейшем, демонстрируют, как человек развивался и как проявлялись его судьба и характер на разных этапах жизни. Следовательно при подсчете должны учитываться не только суммы, получающиеся в результате различных версий того или иного имени, но и сумма одних гласных, одних согласных и число рождения.
Каждая буква обладает своим числовым значением. Объединенные в слово гласные и согласные придают ему, а следовательно и вещи, названной этим именем, определенное качество и вибрацию. Если в имени отсутствует какая‑либо цифра, то характеризуемые ею качества у конкретного человека будут отсутствовать. Если же одна и та же цифра в имени встречается слишком часто, личность оказывается разбалансированной в результате излишнего влияния свойств той или иной цифры.
Нумерологи считают, что числа можно использовать не только для постижения собственного характера, но и для корректировки своей жизни и судьбы. К примеру, если сумма имени равна «5», человек должен следить, чтобы важные дела не выпадали на числа, имеющие в сумме 5–5, 14, 23 – независимо от месяца.
Важную роль в жизни «пятерки» будут играть люди с числом, равным пяти. В результате слишком большой схожести, отношения между ними будут либо гармоничными, либо конфликтными.
Согласно нумерологической точке зрения, время движется по бесконечно повторяющимся циклам от 1 до 9. Так, 1900 год дает в сумме 1, что характеризует начальный этап развития, время открытий и изобретений. Влияние «1» провоцирует напористые агрессивные силы, преследующие свои цели и не склонные ни к сотрудничеству, ни к компромиссам. Это время переворотов и революций, возникновения новых стран и политических блоков, новых социальных и научных теорий. По числу каждый может определить, каким окажется грядущий год и как им воспользоваться с наибольшей для себя выгодой.
Примечательно, что в рамках столетий и декад каждый новый год несет с собой новое число. Дни и месяцы внутри него также могут разделяться на циклы, которым подчиняется все в безграничной Вселенной. Помимо этого, каждый обладает собственным циклом, оказывающим в совокупности с другими факторами влияние на жизнь человека.
Некоторые люди полагают, что обмануть судьбу можно, взяв новое имя и приобретя другое число, воздействие которого окажется более благоприятным. По мнению большинства нумерологов, судьбу невозможно изменить так просто.
Тем не менее на примере знаменитого французского императора Наполеона I можно убедиться, что перемена имени оказывает свое влияние. Сначала будущий диктатор называл себя Наполеоном Буонапартом. В сумме это имя имело 1 – цифру агрессии, неуемного тщеславия, лидерства и власти. Затем, выпустив из Буонапарта «у», сумма имени составила 4. Это число затмило титанический труд Наполеона и привело к его полному поражению.
Если бы знаменитый завоеватель мира не внес изменений в свое имя, события могли бы развиваться иначе. В судьбе Наполеона имеется еще несколько важных чисел. Числом его рождения (он появился на свет 15 августа 1769 года) является 1; французским императором Наполеон стал 2 декабря 1804 года, что в сумме составляет 9 – число высоких достижений; а дата смерти – 5 мая 1821 года – имеет в результате 4 – число безвестности и поражения.
Таким образом, число имени и различных дат в жизни конкретного человека оказывает непосредственное влияние на всю его судьбу. Изменяя имя, он может так или иначе повлиять на свое дальнейшее земное существование, поскольку и Вселенная, и вещи в ней находящиеся, и духовные сущности выступают конкретными числами, являющимися основой всего существующего. Возможно, что судьба того или иного духа, воплотившегося в новой телесной оболочке, зависит именно от смены имени в прошлой жизни.
Пифагорейцы, вслед за своим учителем, считали, что переселение душ (метемпсихоза) действительно существует. После смерти духовная сущность покидает свою материальную оболочку и воплощается в новом теле какого‑либо растения, животного, человека или божества. Была даже разработана сложная система культовых запретов, получившая название «пифагорейский образ жизни», благодаря которому последователи данного учения достигали определенного уровня развития на пути к самосовершенствованию.
ГЛАВА 2
Йога
Еще одним способом увидеть прошлые жизни является йога – своеобразная вера в силы Человека, живущего в гармонии с Природой и подчиняющегося ее законам. Йога – это не только философия, но и образ жизни.
Известно, что с давних времен во всех странах появлялись люди, умеющие предсказывать будущее и читать мысли. Многие из них, пытаясь дать объяснение этим необычным способностям, считали свой дар влиянием высших существ – богов, ангелов, духов. Довольно часто такие предсказатели подвергались гонениям, в результате чего уже в древности создавались различные тайные общества, имеющие целью развитие и совершенствование при помощи различных упражнений и дисциплин особых сил и дарований у последователей того или иного провидца.
В Древней Индии дело обстояло совсем иначе. Обладающие особыми знаниями люди не преследовались, наоборот, развитие в себе особых сил и стремление достичь высших истин считалось обязанностью и частью религиозного долга каждого уважающего себя индуса. Люди, достигшие в этом больших результатов, тщательно классифицировали накопленный опыт и даже открывали законы, управляющие высшей природой человека. Эти законы и опыты легли в основу построений системы Йоги. Постоянные наблюдения и непрерывные опыты позволили обнаружить тончайшие силы природы и законы, управляющие физическим, душевным и духовным существом человека.
Таким образом, йога представляет собой древнейшую индийскую теоретическую и практическую систему, направленную на всестороннее развитие человека, и в первую очередь на совершенствование внутренней культуры той или иной личности.
Слово «йога» восходит к санскритскому «йудж», что в переводе означает «союз, соединение, связь, единение, гармония».
В понимании философов‑идеалистов под этим термином подразумевается единение человеческой души с неким абсолютным духом, божеством, совокупность индивидуального сознания и космического высшего разума. Философы‑материалисты подразумевают под термином «йога» единение физического и психического состояния человека, гармония физического здоровья и духовной красоты того или иного человека.
Йога – это прежде всего совокупность определенных методов, упорядоченная система совершенствования человека, направленная на создание гармоничной, цельной личности путем развития скрытых возможностей человека.
Цель йоги – достижение гармонии трех начал человека: физического, психического (умственно‑эмоционального) и духовного. Существуют различные виды этой древнейндийской системы: крия‑йога, хатха‑йога, раджа‑йога, карма‑йога, джнани‑йога, бхакти‑йога, лая‑йога, мантра‑йога, упасана‑йога и другие, которые взаимно дополняют друг друга. В зависимости от поставленной цели усилие занимающегося йогой человека может направляться в сторону либо физического, либо духовного совершенствования.
Хатха‑йога представляет собой развивающуюся на протяжении многих веков систему оздоровления, лежащую в основе всех прочих видов йоги. Она дает человеку возможность обрести полную власть над своим телом, достигнуть не только физического, но и умственного, и духовного совершенства. Термин «хатха» («ха» – солнце, «тха» – луна) символизирует единство противоположностей, присутствие которых создает равновесие.
В систему хатха‑йоги включены физические упражнения (Асаны), дыхательные упражнения (Пранаяма), гидротерапевтические процедуры, способы очищения организма, питание, дозированное голодание и прочее.
Хатха‑йога подготавливает человека к переходу на другой уровень, именуемый раджа‑йогой. Главным в этом виде йоги является познание человеческой психологии, это дисциплина ума, психики и сознания. Занятия по системе раджа‑йоги позволяют достигнуть умственного и морального очищения через систему ограничений.
Крия‑йога – это морально‑эстетический аспект древнеиндийской системы, предусматривающий как внутреннее, так и внешнее очищение. Крия‑йога предшествует хатха‑йоге и может быть названа дисциплиной нравственности, цель которой – воспитание в том или ином человеке положительных качеств и совести.
Карма‑йога предусматривает гармоничное развитие личности, достигаемое при помощи труда и активных действий. Человек всегда должен стремиться к лучшему выполнению своей работы и не ждать за это какого‑либо поощрения или награды. Помимо этого карма‑йога занимается изучением кармы, представляющей собой сумму совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, оказывающих влияние на характер его перевоплощения.
Джнани‑йога предполагает достижение совершенства путем кропотливого изучения всех знаний, способствующих приобретению мудрости и духовному росту человека. Бхакти‑йога проповедует преданность высшим идеалам и любовь ко всему живому.
Изучением влияния, оказываемого на человека ритмами и вибрациями, идущими из необъятного космического пространства, занимается лая‑йога, или космическая йога. Она не только помогает предотвращать и лечить болезни, вызванные нарушением биоритмов, но и призывает жить в гармонии со Вселенной.
Мантра‑йога является наукой о воздействии звуковых вибраций на человеческий организм путем произнесения определенных гласных, слогов или слов, вызывающих колебания, положительно влияющих на человека.
Таким образом, йога – это не фокусы с глотанием огня и лежанием на гвоздях. Это в первую очередь путь психофизического самосовершенствования каждого. Для человека, вступающего на эту дорогу, необходимы терпение и настойчивость при достижении поставленной цели. Проводниками, направляющими физические и умственные упражнения учеников, должны стать учителя, именуемые йогами‑гуру. Строгое следование их указаниям позволяет достигнуть положительных результатов.
Гуру призывают к познанию происходящего в человеке и во внешнем мире не изолированно, а в связи со всем, что когда‑либо существовало, что есть в данный момент и что произойдет в будущем. В основе их учения лежит уважение и соблюдение прав каждого человека, независимо от вероисповедания, цвета кожи, политических убеждений и т. п. Изучение йоги не требует слепого подчинения и веры учителю. Приоритет в познании истин отдается собственному опыту, поскольку меньше ошибается тот, кто мыслит.
Стремившихся к изучению йоги можно разделить на три категории. Первые – это прирожденные йоги. Многие считают, что такие люди занимались йогой в своих прежних воплощениях на земле и вновь появились на свет с уже пробудившимся высшим сознанием. Они с раннего детства проявляют качества, отличающие их от других. Прирожденные йоги характеризуются необыкновенной силой самообладания и концентрации, то есть способности сосредотачивать все свои умственные и физические силы и свойства на одном объекте или стремлении.
Чувственные удовольствия и вещи, увлекающие людей обыкновенных, не имеют для них какой‑либо ценности. Среди материальных удобств, жизненных благ и удовольствий они чувствуют себя пришельцами в чужом государстве.
Понять душевное состояние истинных йогов довольно трудно, поскольку существует сильное отличие между их духовной сущностью и складом души обыкновенных людей. Довольно часто непохожесть прирожденных йог считают признаком болезни и посылают к ним врачей. Однако медицинское вмешательство способно лишь ухудшить положение этих людей.
К счастью для них, рано или поздно, они, руководствуясь законом внутреннего притяжения, непременно попадают в группу какого‑нибудь йога. И здесь таких людей ожидает именно то, к чему они так давно стремились, чего жаждет их богатый внутренний мир. В окружении себе подобных они испытывают счастье, чувствуют себя попавшими наконец домой.
Наставления учителей многое дают не только уму, но и сердцу прирожденных йогов. Стремясь преодолеть все препятствия на пути обучения и достигнуть совершенства, они быстрыми темпами приближаются к высшему идеалу духовной жизни.
Во вторую категорию входят те, кто появился на свет с душами, пробужденными лишь наполовину. Для таких людей необходим богатый жизненный опыт, к поставленной цели они продвигаются разными путями, долгое время не находя правильного. На свое непрерывное экспериментирование адепты второй категории тратят много сил, энергии, а также значительную часть жизни.
Если эти частично пробужденные души, следуя наклонности, созданной в предыдущих существованиях, все же отыщут истинный путь и начнут практиковаться в йоге, при настойчивости и серьезном отношении они могут добиться многого. Однако их продвижение по пути духовности будет более медленным, чем у пробужденных духовных сущностей первой категории, именуемых прирожденными йогами.
В третью категорию людей входят люди с непробужденными душами, которые лишь в настоящем воплощении начинают искать истину и практиковаться в йоге. На пути познания они встречают многочисленные препятствия.
С детских лет их привлекает внешняя сторона жизни и чувственные удовольствия. Если даже такие люди и усматривают какую‑то пользу во внешней стороне йоги, выполнение ее требований кажется им практически невозможным.
Окружающая их обстановка обычно неблагоприятна для занятий йогой, а одержать победу над внешними условиями для данной категории людей очень трудно.
Они отличаются недостаточно хорошим здоровьем, страдают от различных заболеваний и душевной неуравновешенности, их ум рассеян. Довольно часто непробужденным душам не хватает определенности и решимости, они не умеют управлять своими чувствами и им приходится долго бороться, чтобы как‑то приспособить свою физическую плоть к духовным запросам.
Однако постоянное и беспрерывное приложение усилий на пути постижения истины, а также укрепление воли ежедневной практикой йоги позволит таким людям обрести контроль над здоровьем своего организма и достичь духовного совершенства при помощи познания своего истинного «Я», единосущного с Творцом.
Высшей стадией развития жизни считается та человеческая форма, в которой человек обладает совершенным духовным знанием. Он должен оставить свою материальную оболочку, ибо ей суждено обратиться в пепел, и позволить дыханию жизни влиться в вечное вместилище воздуха. Йоги способны управлять воздушными потоками в своем теле. Душа при этом должна перемещаться с одного воздушного цикла на другой пока не достигнет брахма‑рандхры. После этого совершенный йог обретает способность путешествовать не только в пространстве, но и во времени. Однако он должен оставить одну материальную оболочку и войти в другую. Лишь совершенный йог способен достичь духовной атмосферы и развить тело иного типа, неизменное и неподвластное смерти.
Совершенный йог проводит реинкарнацию: в одной из прошлых жизней он был тигром
Для полноты духовной жизни человек должен подчинить свои чувства высшему началу, контролировать свои страсти, открывая дорогу божественным силам, скрытым в душе каждого. Духовная жизнь достигается различными методами, среди которых выделяется способ концентрации, известный больше как раджа‑йога, или «царский метод». Раджа‑йоги утверждают, что, сосредотачивая свои мысли и направляя умственный взгляд на любое расстояние, они способны управлять явлениями, что верховной властью в бескрайней вселенной является разум.
Каждый человек в большей или меньшей степени обладает силой сосредоточения ума или концентрации внимания, пользуясь ею сознательно или бессознательно в повседневной жизни. Это источник всех знаний человека, необходимое условие его жизни. Самопроизвольное внимание, которое даруется природой каждому, может быть преобразовано сознательным усилием в способность высшего сосредоточения сознания на отвлеченных предметах, а также на идее абсолютной реальности, находящейся за видимой вселенной. Эта способность может превратиться в огромную силу, если человек узнает секрет управления ею.
Концентрируя ментальные силы на одной вещи или явлении и сосредотачивая энергию на определенной цели, йоги развивают могущественную силу, дающую удивительные результаты во всех приложениях. Полное сосредоточение позволяет полностью контролировать как внутренние, так и внешние явления.
Получить наилучши<