Что представляет собой карма?
Теперь рассмотрим, что такое карма, т. к. дальнейший разговор о реинкарнации можно считать состоявшимся только при условии, если человек имеет представление об этом важнейшем понятии.
Дело в том, что ничего в жизни не происходит просто так (жаль только, что не все это понимают). Аварии, ограбления, предательства, убийства и другие большие и мелкие неприятности, которые случаются с людьми, на самом деле заложены высшим разумом в некую программу. И если человек постоянно совершает неблаговидные поступки, или в его голове преобладают недобрые мысли, то все это возвращается к нему в виде всевозможных бед. Однако некоторые могут заметить, что есть на свете много добродетельных людей, которые в своей жизни, что называется, мухи не обидели, а между тем их преследует полоса неудач: постоянные проблемы со здоровьем, неприятности на работе, полное отсутствие личной жизни и т. д. и т. п.
Это объясняется тем, что «программа» данных индивидов была «засорена» в других жизнях (а мы уже говорили, что любой человек имеет множество прошлых и будущих жизней), т. е. люди ранее совершали нечто такое, за что теперь им приходится расплачиваться. И хорошо, если цена расплаты – всего лишь постоянно уезжающий из‑под носа транспорт или любящий поворчать супруг, а ведь все может быть гораздо хуже. Эта так называемая «программа» обладает способностью переходить в другие жизни! И сделать тут ничего нельзя, разве что вести праведный образ жизни и постараться не делать зла ни в мыслях, ни на деле.
Теперь подробнее остановимся на понятии «карма». Если говорить языком науки, этот термин в переводе с санскрита означает «действие». Чуть выше мы использовали слово «программа» (подразумевая под ним карму), т. к. оно более понятно и очень хорошо отражает суть этого явления.
Еще в древности наши предки поняли, что их прошлое, настоящее и будущее напрямую связано с их собственными поступками. Люди всегда интересовались данной проблемой. А как же иначе? Разве есть на Земле человек, которого бы никогда не волновали законы мироздания? Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поэтому и понятие кармы никогда не трактовалось однозначно, что в принципе не так уж и плохо, т. к. если собрать воедино все сведения, прямо или косвенно касающиеся этого предмета, то будет значительно проще добраться до истины.
А материала, нужно заметить, уже накопилось предостаточно, т. к. проблемой кармы занимается и религия, и биоэнергетика, и физиогномика, и эзотерика, и даже йога. И хотя эти отрасли науки достаточно удалены друг от друга, у них можно найти много общего в том, что касается кармы. Однако если внимательно разобраться в их трактатах и всевозможных брошюрах, посвященных данному вопросу, то может сложиться ощущение полной предопределенности и безысходности жизни, поскольку под кармой они преимущественно рассматривают проблемы или болезни, данные человеку от рождения. Эзотерики называют это зрелой, или родовой, кармой, на которую накладываются все грехи как нынешней, так и прошлых жизней.
Читатель вполне может поддаться ощущению безысходности текущей жизни, поскольку все ее нынешние события определяются какими‑то прошлыми грехами, а так быть не должно, тем более что на деле все оказывается не так уж и страшно. Противоположный подход можно найти в книгах С. Н. Лазарева, который считается одним из самых известных целителей и исследователей нашего времени. Согласно его теории (а он по большому счету анализирует преимущественно те грехи, которые совершаются в текущей жизни), человек может менять свою карму. Сделать это довольно трудно, но тем не менее возможно. В эзотерической литературе такое явление называется наработанной кармой (более подробно теория Лазарева будет описана ниже).
Мы считаем, что подход С. Н. Лазарева более правильный и подходящий для реальной жизни. И если следовать ему хотя бы наполовину, то результат не заставит себя долго ждать и человек с удивлением отметит, что его жизнь стала качественно новой, более удовлетворительной. Но что же подразумевается под понятием греха? Этот вопрос имеет важное значение для понимания проблематики кармы и, разумеется, реинкарнации.
Грех в жизни человека
Теперь речь пойдет, собственно, о том, что следует понимать под грехом.
Если речь заходит о грехе, то в первую очередь, на ум человеку приходит список библейских грехов: не убий, не укради, не прелюбодействуй и т. д. Это классическое понимание слова. Однако в данной книге речь пойдет об иных грехах.
Итак, нужно вспомнить основное требование, соблюдения которого требует от человека высший разум: приятие окружающего мира во всех его проявлениях, поскольку Творец создал его таким, чтобы он мог реализовать любые желания и потребности разумного существа. Если же человек по какой‑то причине, будь то взгляд на жизнь или попадание под власть определенной идеи, постоянно испытывает недовольство окружающим миром, то в ответ он получает всевозможные злоключения. Неприятие существующего порядка вещей, недовольство окружающим миром и есть самый страшный грех. Как может человек судить о том, что правильно, а что неправильно в этом мире? Его назначение не осуждать, а принимать то, что ему дается (а дается, как правило, во благо).
Если человек не доволен миром, в котором живет, то, по сути, он испытывает то же самое к Создателю, сотворившему и его самого. Таким образом, выходит, что грех – это любые негативные эмоции и поступки, направленные на Бога (сюда относится недовольство каким‑то конкретным человеком, ситуацией и даже собой).
Каждый должен знать, что все испытываемые им негативные эмоции никуда не деваются и не исчезают бесследно, как полагают некоторые. Если бы это было так, то мы бы жили в раю. Напротив, эти эмоции копятся и образуют наработанную карму, своеобразное хранилище энергетических «отходов», которые и являются основной причиной возникновения кармических проблем в жизни любого человека.
Здесь можно привести один интересный пример. Представим двух националистов, один из которых просто придерживается мнения, что его нация самая лучшая, а другой ненавидит людей других национальностей, испытывая по отношению к ним негативные эмоции. И как по‑вашему, чья жизнь в конце концов станет напоминать ад: того, кто просто придерживается определенного мнения или того, кто всех ненавидит? Ответ на этот вопрос довольно прост и все его знают. Дело в том, что Творец каждому позволяет иметь свое собственное мнение по любому вопросу, поскольку мир слишком многообразен для того, чтобы все придерживались одного мнения. Но если человек переходит границы дозволенного и считает себя выше Бога, полагая, что ему можно думать и делать все, что взбредет в голову, то он берет на душу грех, за который рано или поздно придется расплачиваться.
Кстати, если говорить о грехе, то сюда можно отнести и ситуацию, когда человек считает допустимым только один вариант развития событий своей жизни и не мыслит других вариантов. Это тоже большой грех, который приводит к возникновению проблем и неприятностей в жизни. Вообще, можно быть кем угодно по своим убеждениям: националистом, пацифистом, коммунистом, демократом или панком, лишь бы это не привело к осуждению других людей, придерживающихся иных взглядов.
Итак, главное – это не идея, а то, как вы живете с нею. Если принимаете людей, непохожих на вас, и живете с ними в мире, то можете быть уверены, что никаких страшных грехов за вами числиться не будет, а следовательно, не будет и серьезных проблем. Но как Только вы отступите от этого правила и проявите недовольство, то это будет иметь свои последствия.
А как оно проявляется, это самое недовольство?
Начинается все с того, что у человека появляется в голове определенная идея, согласно которой мир представляется ему несовершенным. Однако идея сама по себе ничего не значит. (Вполне естественно, что у каждого в голове построена своя модель мира, в той или иной мере отличающаяся от реальной.)
Постепенно с идеей несовершенства реального мира закрадывается недовольство: почему все не так, как хочу я? Недовольство провоцирует определенную ситуацию, при которой идея о правильности мира вытесняет все остальное и становится главенствующей. Это называется идеализацией. (А помните, что по этому поводу сказано в Библии? Не сотвори себе кумира.) Но если развивать эту мысль дальше, то появление идеализации неизменно связано с проявлением недовольства и раздражения по поводу несовершенства мира, которые со временем все более и более возрастают, отравляя жизнь и нарабатывая плохую карму.
Если немного развить понятие идеализации, дать его определение, то это не что иное, как придание избыточного значения какой‑то модели устройства окружающего мира и проявление любых негативных эмоций в ситуации, когда модель реального мира не соответствует идеальной.
Ненависть, ревность, обида, злость, зависть – самые наглядные примеры идеализации.
Здесь будет уместным вспомнить некоторые моменты, которые бывают в жизни любого человека. Так, например, в голове у вас существует некий идеальный план, касающийся дальнейшего развития вашей жизни, но на деле все складывается не так, как бы вам хотелось, а несколько иначе. Разумеется, такое несовпадение идеального и реального неизбежно приводит к переживаниям. А как только человек начал переживать, то он автоматически открыл копилку своих грехов и начал пополнять ее против своей воли.
Допустим, муж или начальник ведут себя по отношению к вам не совсем корректно, не так, как по вашим представлениям они должны вести себя. Вас это задевает, и вы начинаете прилагать невероятные усилия для того, чтобы изменить ситуацию и заставить обидчика переменить свое поведение или отношение к вам. Разумеется, это не обходится без агрессии и раздражения. А возможно, вы идете по другому пути (тоже, кстати, неправильному): грустите, впадаете в депрессию… Так или иначе, вы не принимаете ситуацию такой, как она есть, поскольку она далека от того идеала, который существует в вашем сознании.
А что если принять все как есть и перестать переживать по поводу того, что вам пока не дано? При этом вовсе не следует думать, будто мы вам советуем перестать уважать себя.
Самое лучшее, что можно сделать, если вы хотите что‑то изменить в своей жизни (человека или ситуацию), так это посмотреть на это другими глазами, постараться проанализировать, почему вам встретился этот человек, что вовлекло вас в данную ситуацию и что нужно делать, чтобы подобного больше не случалось.
Согласно законам космического разума (выше мы уже говорили об этом) ничего не происходит просто так. Мы сами своими отрицательными мыслями и эмоциями привлекаем к себе те или иные события и людей. Попробуйте изменить свое мировоззрение и вскоре увидите, как все плохое постепенно уходит из вашей жизни. Здесь, кстати, будет правильным настроить себя в положительном ключе и воспринимать все отрицательное и неприятное с радостью и мыслью, что эти неприятности – искупление ваших прошлых грехов, что с ними вы очищаетесь от груза прошлого.
Нужно сказать, что каждая реинкарнация предполагает совершенствование души. Так, наша карма сопровождает нас постоянно и в каждой новой жизни предлагает нам ситуацию (или несколько), с которой мы не могли справиться в предыдущих жизнях и которая будет преследовать нас до тех пор, пока мы не пройдем это испытание надлежащим образом и не изменим свои убеждения относительно ее правильности‑неправильности.
Классификация кармы
Вообще, нужно заметить, что существует три вида кармы: хорошая карма, плохая и смешанная. Что касается хорошей кармы, то она является следствием:
– очищения ума от всех ненужных шлаков, засоряющих его и препятствующих росту космического организма, являясь результатом мыслей узкого эгоизма и грубой чувственности;
– упорной работы над собой, которая способна дать ощущение счастья в более высоких сферах в период между смертью и повторным рождением в этом физическом мире. Если карма исключительной природы, то душа может занять положение в более высоких сферах;
По возвращении назад, к земной жизни, человек вновь обретает способности для дальнейшего очищения ума. Однако если карма совершена без привязанности к ее плодам, а душа продвигалась по пути Джнаны (знания) или по более высоким сферам пути Бхакти (преданность высшему универсальному духу), то она сможет полностью очиститься. А обладая верой в обнаруженную истину, что душа и Божественный объект ее преданности фактически едины в «я», она не будет связана возвращением назад к земной жизни ещё раз.
Плохая карма является следствием:
– загрязнения ума;
– страданий в аду в период между смертью и повторным рождением в мире людей.
Если карма очень плохая, то после страданий в аду душа подвергается рождению в этом мире в облике животного или растения. Это и есть наказание. Характерно, что в некоторых случаях эти более низкие рождения следуют непосредственно за предшествующей жизнью на Земле в облике человека.
Будучи подвергнутой страданию в аду или в качестве более низкой, чем человеческой, Дживы, душа возвращается снова, чтобы принять человеческое тело. Затем она помещается в очень неблагоприятные условия для своего дальнейшего прогресса. Это есть следствие предыдущих ошибок и злодеяний.
И последняя разновидность кармы – смешанная карма. Она только частично является плохой. В этом случае человека ожидает:
– очищение ума в одних отношениях и загрязнение в других;
– душа некоторое время страдает в аду, а потом наслаждается в более высоких, счастливых сферах, после чего получает новое рождение в облике человека.
Секреты кармы
Так как карма – сумма всех действий (хороших, плохих и смешанных), которые человек совершает на протяжении своей жизни, то она есть коллективный итог всех человеческих действий, определяющих дальнейшее существование.
Кроме того, карма подразумевает двойное возмездие или вознаграждение за человеческие добродетели. Так, например, в качестве вознаграждения человек рождается в подходящем окружении, соответствующей обстановке и имеет все возможности для совершения добра. Другое вознаграждение заключается в том, что духовная сущность обретает место в небесном жилище. Но ничто не длится вечно, после реализации счастья душа будет вновь возвращена в мир смерти.
Что касается различных болезней, то ответственность за них также лежит на карме, вот только определить, какая карма привела к определенному заболеванию, наделе оказывается достаточно трудно. Нередки случаи, когда человек обладает не одной кармой, а комбинацией карм (подобное положение дел вызвать эпилепсию).
Древние мудрецы утверждали, что кража золотого ожерелья в следующем рождении – это почти стопроцентное появление на шее скрофулы. По их мнению, лепра, эпилепсия и гульма (хронический гастрит) возникают благодаря очень плохим кармам. Однако говорить об этих явлениях нужно очень осторожно, т. к. на данный момент они изучены довольно плохо. Так, например, неизвестно, действительно ли какое‑то определенное физическое тело является результатом одной кармы или все же это смесь нескольких карм (чаще всего тело представляет собой одну, сильную и могущественную карму).
Однако бывает, что некоторые, более малые, кармы присоединяются к главному ядру или к центральному звену. Биоэнергетики говорят по этому поводу, что в таких случаях человек должен иметь несколько рождений, во время которых он сможет исчерпать плоды одной важной добродетельной кармы. Вообще, секрет кармы находится под грифом таинственности. Лишь Бог знает эти секреты, поскольку он является их законодателем.
Случается, что высоко добродетельные и порочные кармы приносят свои плоды в одной жизни. Человек не может оставаться бездеятельным, не совершая каких‑либо действий ногами, руками, умом и т. д. Даже если он удалится в Тибет, поселится в пещере и будет находиться в полном одиночестве, то он все же должен будет продолжать есть, пить, совершать естественные отправления, спать и т. д. А это не есть состояние полного бездействия. Поэтому Бог говорит в Гите: «Никто не может даже на мгновение остаться действительно бездеятельным; поскольку человек беспомощен управлять действием качеств, порожденных природой».
Если работа прекращается, чтобы дать повторное рождение, буквально никто не может быть свободен. Чтобы избежать этого трудного понимания, приписанного силам разрушающей кармы, Гита говорит: «Огонь мудрости превращает все действия в пепел».
Проанализировав вышесказанное, следует отметить, что существует три вида карм: санчита, или накопленные кармы, прарабдха, или плодоносящие кармы, и агами – текущие действия.
Санчита состоит из действий, которые накопились в нескольких предыдущих рождениях.
Прарабдха включает действия, которые повлияли на настоящую жизнь и уже начали приносить плоды.
Агами – действия, совершенные в этой настоящей жизни. Их плоды проявятся только в будущей жизни.
Санчита и агами разрушаются обретением Брахма Джнаны, или знания о душе или Боге. Но прарабдха может быть истощена лишь переживанием ее плодов в настоящей жизни.
Ребенок, родившийся слепым, глухим или немым – результат действия прарабдхи. За то, что один человек умирает в возрасте 90 лет, другой – в 35, а третий – в 18, также отвечает прарабдха.
За касту (джати), продолжительность жизни, наслаждение (бхога) также несет ответственность прарабдха. Добродетельный человек страдает, он голоден; негодяй находится в благоприятных условиях; престарелая мать теряет своего сына, который был ее единственной поддержкой; молодая девушка, которая недавно вышла замуж, теряет своего мужа – все это следствия воздействия прарабдхи, и примеры подобных случаев можно приводить до бесконечности.
Нужно сказать, что действия прарабдхи могут быть самыми непредсказуемыми. Приведем два характерных случая: одна парижанка поведала историю о том, что ее все время тянуло в Индию для практики йоги, и когда она туда приехала, то сразу же почувствовала себя как дома. Индия оказалась настолько близка ей, что она осталась там жить. Так сильно она полюбила страну и ее жителей. По прошествии трех месяцев эта женщина забыла о своих родителях и родных местах, полюбила индийский способ одеваться и стала носить только сари. Этот пример ясно показывает, что в своем предыдущем рождении она находилась в Индии.
Другая женщина, приехавшая из США, поселилась в Лакшман Джхуле, недалеко от Ришикеша. Она жила на Бхикшу, вела жизнь аскета и умерла на берегах Ганга. По словам индусов, там, где есть Анна‑Джала (пища и вода) для человека, туда он и будет направлен. И наоборот, там, где Анна‑Джала закончилась, он не может остаться ни на секунду.
Последняя важная мысль, которая занимает ум человека в момент смерти, определяет природу его следующего рождения. В Гите можно найти следующее: «О чем бы в момент оставления тела ни подумал человек, о любом существе, лишь к тому существу он последует, о Каунтея. Всегда поступай так соответственно природе».
Если в момент смерти человеку приходит на ум мысль о чае, то в следующем рождении он может стать управляющим на чайной плантации, если, конечно, он совершал добродетельные поступки. Если же он совершал какие‑либо плохие поступки, то он, скорее всего, перевоплотится в облике чернорабочего на той же чайной плантации.
Как показывает практика, алкоголик перед смертью всегда думает о спиртном, распущенный человек – о женщинах, курильщик – о табаке. Вот почему в Индии распространена практика, когда в ухо умирающему нашептывают такие слова, как: «Хари Ом, Рам, Рам Нараян и Кришна». Смысл этого действа состоит в том, что душа умершего может вспомнить имя и форму Господа и посредством этого достичь счастливого обиталища. Если же при этом человек вел добродетельную жизнь в течение многих лет и долгое время совершал только хорошие поступки, то его новое рождение, скорее всего, будет счастливым.
ГЛАВА2