Типы темпераментов по Гиппократу
Слово «темперамент» и разговор о типах темперамента идет от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
Преобладание жёлтой желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
Преобладание лимфы (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
Преобладание крови (сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться каждому типу темперамента с хорошей стороны. Меланхолик может проявить себя как человек впечатлительный, с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматик покажет себя как выдержанный и ответственный человек, не склонный к скоропалительным решениям. Сангвиник проявится как человек энергичный и гибкий, умеющий быстро справиться с любой работой, а холерик - как страстный энтузиаст.
С другой стороны, у каждого типа есть и свои отрицательные свойства: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.
«Чистые» холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики встречаются очень редко, большинство людей относится к так называемым смешанным типам темперамента. О типе темперамента говорят, если этот тип преобладает. Если вы хотите уточнить, какой у вас преобладающий тип темперамента, вы можете пройти тест.
Тип темпераменте не связан напрямую со способностями человека, "способным" или "не способным" может оказаться человек с любым типом темперамента. С другой стороны, тип темперамента делает человека более способным в одной области и менее способным - в другой: там, где нужна взрывная энергия, преимущество будет иметь холерик и сангвиник, а если в данной области требуется терпение и тонкая наблюдательность, больше преимуществ будет на стороне флегмантика и меланхолика.
Комментарий научного отдела Психологоса.
Выделение типов темперамента по Гиппократу - скорее дань традиции, поскольку к настоящей науке отношения не имеет. Попытки И.П. Павлова найти физиологическую основу разных темпераментов в свойствах нервной системы успехом не увенчались, более поздние аналогичные попытки В.Д. Небылицына завершились аналогично. Экспериментальные исследования, говорящие о достоверной связи типов темперамента и личностных черт, не проводились. Подтверждений, что флегматики характеризуются безразличием к людям, а сангвиники - люди поверхностные - также нет. Если основываться на предпологии И.П. Павлова, что меланхолик имеет слабый и неуравновешенный тип нервной системы, а сангвиник - сильный и уравновешенный, то равнять темпераменты также нельзя. Если эта гипотеза верна, то меланхолик - это неудачный темперамент, а сангвиник - наилучший вариант.
Есть также предположение, что тот или иной тип вашего темперамента определяется не только физиологией, но и тем, к чему вы себя приучали (или вас приучали). Наблюдения говорят о том, что многие так называемые меланхолики имеют вполне крепкую нервную систему, но привычно играют меланхолический темперамент, изображая собой то Несчастную Жертву, то Возвышенную Поэтичность. По крайней мере опыт говорит о том, что свой темперамент вполне можно менять, а если это так, что лучшее, что вы можете сделать, это выработать у себя живой, сильный и уравновешенный темперамент сангвиника.
Про Аль Фараби
аль-Фараби философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки.Считается, что Фараби родился в местности Фараб (совр. Отрар, Южный Казахстан), там где река Арыс впадает в Сырдарью[6].
Предполагают, что первоначальное образование Фараби получил на родине. Существуют сведения о том, что до своего отъезда из Средней Азии Фараби побывал в Шаше (Ташкент), Самарканде и Бухаре, где некоторое время учился и работал[7][8].
Продолжать образование философ отправился в Багдад, столицу и культурный центр Арабского халифата. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира (908—932) и приступил к изучению различных отраслей науки и языков. Относительно имён учителей Фараби не наблюдается согласия. Известно, что он изучал медицину, логику и греческий язык.
Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шёл параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность.
Вскоре Фараби стал известным учёным. В 941 году Фараби перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. В Дамаске Фараби завершает начатый ранее «Трактат о добродетельном городе». Очевидно, что в первые годы жизнь Фараби в Дамаске не была легкой. В литературе существуют рассказы, что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам, при свете купленной на заработанные днем деньги свечи. Однако вскоре он находит покровителя — халебского правителя Сайф ад-Даула Али Хамдани (943—967), который покровительствовал передовым людям своего времени, в частности поэтам из различных стран Востока, в числе которых Абу Фирас, Абул Аббас ан-Нами, АбулФарадж ал-Вава, АбулФатхКушуджим, ан-Наши, ар-Раффи, Ибн Нубата, ар-Раки, Абдуллах ибн Халавейхи, Абу-т-Тайиб ал-Лугави ал-Фариса и др. Впрочем, придворным учёным Фараби не стал и не перебрался в Халеб, лишь приезжал туда из Дамаска. В 949—950 Фараби побывал в Египте.
Существуют две версии смерти Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в Дамаске, согласно второй — убит грабителями при поездке в Аскалан[9]. Также известно, что Фараби был похоронен без участия духовенства[10]. В то же время отдельные мусульманские авторы стремятся показать Фараби правоверным мусульманином[11].Фараби написал комментарии почти ко всем сочинениям Аристотеля: «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Об истолковании», «Топика», «Категории» — по логике; к таким естественнонаучным трудам, как «Этика», «Риторика», «Поэтика», «Метафизика», «Софистика» и др. Помимо этого, он предпослал комментарии к «Алмагесту» Птолемея, «О душе» Александра Афродезийского, к отдельным главам «Геометрии» Евклида, «Изагоге» Порфирия и др.По содержанию произведения Абу-НасраФараби можно разделить на следующие группы:
- трактаты по общефилософским проблемам, т.е. посвященные общим свойствам, законам и различным категориям;
- трактаты, посвященные философским аспектам познавательной деятельности человека, т.е. о формах, ступенях и способах познания;
- трактаты о началах, предмете, содержании и тематике философии и различных конкретных на- трактаты, посвященные изучению количественных, пространственных и объёмных отношений материи, т. е. арифметика, геометрия, астрономия, музыка;
- трактаты, рассматривающие различные свойства материи и её виды, свойства неорганической природы, животных и человеческого организма, т.е. работы по естественным наукам: физике, химии, оптике, медицине, биологии и др;
- трактаты по лингвистике, поэтике, риторике, каллиграфии;
- трактаты, посвященные общественно-политической жизни, особенностям социального строя, вопросам государственного управления, нравственности и её категориям, проблемам воспитания, т. е. работы по государствоведению, политике, этике, педагогике, и др.
Согласно Фараби, бытие состоит из шести ступеней, которые одновременно являются основами всего существующего и связаны друг с другом отношениями причины и следствия. Первая ступень — первопричина (ас-сабаб-ал-аввал), вторая ступень — вторая причина (ас-сабаб-ас-сони), третья ступень — третья причина, деятельный разум (ал акл ал-фаол), четвёртая ступень — четвёртая причина, душа (ан нафс), пятая ступень — форма (ас-сурат), шестая ступень — материя (ал-модда).
Всё, что существует, и всё, что нам известно в этом мире, исходит из этих шести основ (начал), причём всё существующее, в том числе и эти начала, по своему характеру, принципам и возможностям разделяются на два вида. К первому принадлежат вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существование. Вещи этого вида называются «возможно сущими» (вужудимумкин). К другому виду относятся вещи, из сущности которых всегда и необходимо вытекает их существование. Вещи этого вида называются «необходимо сущими» (вужудивожиб), т.е. существующими сами по себе.
Первопричина — это бог. Только ему присуща единственность, тогда как остальным пяти началам — множественность. Второй причиной, образующейся из первой, является бытие небесных тел, которые по своей природе отличаются от тел земных. Третью ступень, или начало, составляет некий абстрактный космический разум, функция которого заключается в заботе о разумном животном и стремлении довести его до степени совершенства.
Четвёртая, пятая и шестая причины непосредственно связаны с реальными земными предметами, с материальными вещами. В философской системе Фараби основное внимание уделяется рассмотрению этих трёх последних ступеней бытия. Именно в изложении их раскрываются содержание и сущность естественно-научных и философских идей философа — всё то ценное и положительное, что им было достигнуто.