Психология в эпоху «открытого кризиса»

Развитие психологии как экспериментальной науки, получение новых

эмпирических данных, борьба мнений в теоретической области психологии,

расширение областей практического применения психологии, рост числа

собственно прикладных психологических исследований в конце XIX - первые

десятилетия XX в. приводило к росту противоречий между субъективно-

идеалистическими методологическими основаниями и конкретно-научными

результатами проводимых исследований. Подобная ситуация, когда теория

начала существенно отставать в своем объяснении данных психологических

исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к

ситуации кризиса в психологии. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис

методологических основ психологии и он являлся "выражением того факта, что

психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете

требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности,

допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала

строиться психология в конце XVIII - начале XIX века" (Выготский Л.С., 1960.

С. 474).

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и

социально-политических противоречий в буржуазном обществе,

обусловленным его переходом к империализму. Рост производства

сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и

идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства

монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней политикой,

направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем

империалистических войн, среди которых Первая мировая война 1914-1918 гг.

явилась первым из величайших социальных потрясений XX в.

Углубление и обострение в обществе противоречий, которые являются

результатом господства монополий и финансовой олигархии, привели к

образованию массовых политических движений, течений и партий, к

обострению борьбы между разными общественными группами и классами, и

прежде всего между буржуазией и рабочим классом. Вместе с этим происходит

процесс превращения буржуазии из прогрессивного класса в консервативный и

даже реакционный. Естественно, что это обстоятельство нашло свое отражение

в больших изменениях буржуазной идеологии. Вскоре после окончания Первой

мировой войны происходит социалистическая революция 1917 г. в России и

отмечается революционный подъем в ряде европейских стран.

В конце XIX - начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в

физике, химии и других науках. В.И. Вернадский оценивал их как "взрыв

научного творчества", который привел к пересмотру всех основных

характеристик картины мира (Вернадский В.И., 1981.С. 235), В.И. Ленин писал

о "новейшей революции в естествознании" в конце XIX - начале XX в.,

охватившей область физико-химических наук. Открытие электронной

структуры материи, изменение представлений о времени и пространстве

вызвали необычайный эффект в мышлении и привели некоторых физиков к

заключению об "исчезновении материи". Новые знания неправомерно

интерпретировались как свидетельство того, что современные научные

исследования опровергают открытия, сделанные в науке в предшествующие

периоды. В действительности, то описание материи, которое дается новейшей

физикой, не опровергает старой физики, но меняет прежние ограниченные

понятия о материи и свидетельствует о более глубоком ее познании. В этом

проявился факт бесконечного развития научного знания, который пришел на

смену представлению о науке как застывшей системе знаний. Глубочайшие

изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике, химии,

учение о симметрии, брожение идей в астрономии, одновременно с ростом

физико-химических наук, привели к изменению в понимании положения

человека в научно создаваемой картине мира. В.И. Вернадский говорил о

глубочайшем изменении наук о человеке и об их смыкании с науками о природе

как об одном из результатов роста физико-химических наук, этого перелома

научного понимания космоса.

В искусстве (литературе, живописи, театре) возникают многообразные

антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроения страха

и отчаяния. Сложность и противоречивость социальной ситуации,

разочарование в прежних "добропорядочных" нормах буржуазной морали,

проповедь волюнтаристских взглядов на общество и историю приводили к

ложным представлениям о человеческой личности, к неверию в духовные

ценности, выливались в проповедь господства "природного" биологического

начала в человеке. Противоречия между личностью и обществом осознавались

как извечная несовместимость биологической природы человека с моральными

требованиями общества. Это приводило к оправданию социальной

несправедливости, конфликтов, преступлений, войн, к выводу о невозможности

установления нормальных человеческих отношений.

В философии наиболее распространенными течениями становятся

позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуитивизм А. Бергсона,

немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э. Гуссерля.

Большое влияние продолжают оказывать волюнтаристские идеи А.

Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше. Все эти философские направления,

конечно, очень разные. Но их объединяет общая черта: они утверждают

ограниченность человеческого познания, приводят к заключению, что

деятельность разума имеет только вспомогательное значение. Наука может дать

лишь картину неживой природы. Выдвигаются идеи об иррациональных

инстинктивных способах познания, которые якобы превосходят разум,

логическое же мышление не может проникнуть в сущность жизни. По оценке

Дж. Бернала, "в результате социальных затруднений в конце XIX века стал

воскрешаться антиинтеллектуализм, нашедший свое выражение в философских

теориях Сореля и Бергсона. Инстинкт и интуиция стали расцениваться как

нечто более важное, чем разум… Разум отвергается как устаревшее понятие…"

(Бернал Дж., 1953. С. 119). Эти направления оказали существенное влияние на

психологию - многие психологи поддержали философские идеи Маха.

Вот в таких условиях общественной ситуации и положения в науке и

философии психология в начале 10-х гг. XX в. вступила в период открытого

кризиса. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на

которые привела как к осознанию недостаточности прежних теоретических

взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической

психологией, так и к появлению новых направлений в исследованиях

исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в

психологии явился свидетельством развития этой науки.

Преобразование представлений о природе, о закономерностях в развитии

психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно

психологического эксперимента, применение психологических знаний к

различным областям науки и практики - медицинской, педагогической, области

производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных

исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали

возникновению ряда новых направлений, которые ставили своей задачей

изменение представлений о теоретических основах психологической науки.

Таким образом, можно говорить о трех группах факторов и условий, в

контексте которых возник и развивался кризис в психологии: общественно и

культурно исторические, положение в науке и философии и ситуация в самой

психологической науке.

Начало кризиса можно датировать началом развития психологии как

экспериментальной науки. А.Н. Ждан обозначает его как первый период

кризиса - период возникновения кризисной ситуации - и указывает его границы:

третья четверть 70-х гг. XIX в. - первое десятилетие XX в. (Ждан А.Н., 1992. С.

80). Теоретические идеи, на которых базировалась психология Вундта, наиболее

распространенное направление в европейской психологии во второй половине

XIX в., с момента своего обоснования отличались двойственностью. Введя в

психологию эксперимент (что было, несомненно, позитивным фактом), Вундт,

вместе с тем, ограничил возможности его применения областью только

элементарных процессов. К тому же и сам эксперимент, перенесенный в

психологию из пограничных областей - физиологии органов чувств,

психофизики и психометрии,- сохранил свойственный этим областям

физиологический характер и был лишь дополнен данными самонаблюдения.

Однако вскоре после возникновения эксперимента он не только проникает

практически во все области психологии, но меняется и его характер: из

физиологического, каким он был по преимуществу у Вундта, он превращается в

собственно психологический эксперимент у Эббингауза и других психологов.

Чем успешнее шло в психологии внедрение эксперимента, чем обширнее была

область изучаемых ею явлений, тем более очевидным становилось, что не

сознание является предметом психологической науки, и не интроспекция - ее

основным методом. Таким образом, кризис центрировался вокруг проблемы

сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

В начале 10-х гг. XX в. психология вступила во второй период кризиса -

собственно период "открытого кризиса", который продолжался до середины 30-

х гг. XX в. и был связан с возникновением новых теоретических направлений

психологии, пришедших на смену ассоцианистическойвундтовской психологии

и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.

Развитие эксперимента сопровождалось быстрым накоплением новых

фактов, которые требовали и новых теоретических обобщений. В Европе,

наряду с психологией Вундта и в полемике с ней, рождается психология актов

Ф. Брентано, формируется психология функций К. Штумпфа, оформляется

вюрцбургская школа психологии мышления и др. В Америке, наряду с

психологией Э. Титченера, продолжающего идеи В. Вундта, большое влияние

получили система В. Джемса и сформировавшийся на ее основе

функционализм, а также объективные направления в исследованиях на

животных (Э. Торндайк). Тем самым на смену господствующему ассоцианизму

Вундта и его американскому варианту - структурализму, приходят

функционализм, бихевиоризм и гештальт-психология, которые в первые

десятилетия XX столетия оформляются как ведущие мировые психологические

системы.

Содержательную характеристику этого периода в развитии зарубежной

психологии дал Н.Н. Ланге: "В этом огромном и новом движении, при явном

разрушении прежних схем и еще недостаточной определенности новых

категорий, при, так сказать, бродячем и хаотическом накоплении новых

терминов и понятий, в которых даже специалисту не всегда легко разобраться,

мы получаем такое впечатление, будто самый объект науки - психическая жизнь

- изменился и открывает перед нами такие новые стороны, которых раньше мы

совсем не замечали, так что для описания их прежняя психологическая

терминология оказывается совершенно недостаточной". При этом ученый

подчеркивает, что характерной чертой возникающих новых направлений

являются: "крайнее разнообразие течений, отсутствие общепризнанной

системы науки, огромные принципиальные различия между отдельными

психологическими школами. Все признают ассоцианизм и сенсуализм

недостаточными, но чем заменить прежние, столь простые и ясные, хотя и

узкие психологические схемы - на это каждая "школа" отвечает по-своему.

Ныне общей, т. е. общепризнанной системы в нашей науке не существует. Она

исчезла вместе с ассоцианизмом. Психолог наших дней подобен Приаму,

сидящему на развалинах Трои" (Ланге Н.Н., С. 110).

Как отмечается, "практика реальной исследовательской работы до

основания расшатала взгляд на психологию как науку о сознании" (Ярошевский

М.Г., 1995. С.79). Во множестве возникающих теоретических воззрений

формировалось новое понимание предмета этой науки. При этом каждая из

научных школ, каждое направление отстаивали свой собственный предмет,

отличный от других.

Основным содержанием периода открытого кризиса и было

возникновение новых психологических направлений, оказавших (и

продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это

такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ,

гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая

(описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против

основных положений традиционной психологии, основы которой были

заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее

существенные черты на протяжении XVIII-XIX вв.

Миф о психее

Психе́я, или Психе́ (др.-греч. Ψυχή — «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии[1] олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. В мифах её преследовал Эрот (Амур), то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь[2]. Хотя представления о душе встречаются, начиная с Гомера, миф о Психее впервые был разработан лишь Апулеем в его романе «Метаморфозы».Миф об Амуре и Психее (по Апулею)[править | править код]

В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле, и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки.

О. Б. Глэз «Психея» (1856 год)

В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сёстры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сёстры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.

Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.

Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлучённая с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зёрнам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов. Завистливые сёстры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесёт их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия — богиня, олицетворяющая наслаждение.

Наши рекомендации