Н.Я. Данилевский выделяет в своей концепции культуры четыре основных разряда культурной деятельности. Какие это виды деятельности?
а) художественная, религиозная, политическая, нравственная;
б) религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая;
в) научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно-техническая, нравственно-этическая.
128. В рамках марксистской теории утверждается, что:
а) результатом материального производства является материальная культура, которая признается "первичной" по отношению к культуре духовной;
б) материальная культура обеспечивает накопление и трансляцию прогрессивных ценностей и традиций;
в) культура понимается как "уровень развития сущностных сил человека" и как "мера человеческого";
г) все перечисленное;
д) все перечисленное, кроме третьего пункта;
129. Деконструкция — это:
а) движение опыта, по необходимости неопределенного, абстрактного, опустошенного, опыта, который явлен в ожидании другого и отдан ожиданию другого и события
б) метод познания явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы
в) совокупность скрытых отношений, выявляемая “силой абстракции” в ходе движения от явления к сущности
г) совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность
130. Ж. Делез понимает шизофрению как:
а) полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций
б) производство желания, как предел социального производства
в) психоз, проявлением которого является постепенное развитие систематизированного и логически конструированного бреда
г) это цели, установки, искусственно вводимые на предсознательном уровне молярными образованиями
131. Субституция — это:
а) понятие, выражающее феномен взаимодействия текста со знаково оформленной культурной средой
б) посредничество во взаимодействии двух противоречивых элементов третьего элемента, не участвующего в их противоборстве
в) обозначение предмета или явления по одному из его признаков
г) замещение одного другим, обычно сходным по свойствам, назначению
132. Принцип структурного объяснения, объединяющий все направления структурализма в гуманитарных науках, заключается в:
а) представлении о внутренней целесообразности целостного объекта и в раскрытии ее бессознательного характера
б) методе измерения значения слов, в основе которого лежит выделение координат смысла
в) полном систематизированном наборе данных о какой-либо области знания, позволяющем в ней ориентироваться
г) обосновании места и роли общих и частных теорий понимания
133. Бодрийяр утверждает что, симулякр это:
а) совокупность скрытых отношений, выявляемая “силой абстракции” в ходе движения от явления к сущности
б) совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность
в) вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет
г) понятие, выражающее феномен взаимодействия текста со знаково оформленной культурной средой
134. Семантика — это:
а) система общих, конкретных и оценочных критериев интерпретации
б) раздел науки, изучающий знаковые системы как средства выражения смысла
в) обозначение предмета или явления по одному из его признаков
г) знаки, символы, слова, текст, посредством которых фиксируются те или иные предметы мысли, содержание представлений
135. Интертекстуальность — это:
а) выделение предмета гуманитарного знания
б) понятие, выражающее феномен взаимодействия текста со знаково оформленной культурной средой
в) обоснование места и роли общих и частных теорий понимания
г) определение специфики предмета гуманитарного знания
136. Что познает человек, согласно идеям Ж. Дерриды:
а) знаки, символы, слова, текст, посредством которых фиксируются те или иные предметы мысли, содержание представлений
б) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта;
в) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;
г) «нет ничего вне текста», всё является частью текста, которым и является мир.
137. Имплицитная система — это:
а) характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека
б) накладывание смысла, содержащегося в речи собеседника о какой-либо непосредственной реальности, на саму эту реальность и постижение ее таким путем посредством языка
в) монтаж старой структуры произведения с целью показать, что ее претензии — не безусловный приоритет и могут быть пересмотрены
г) совокупность представлений о связях между отдельными элементами системы, создающая общее впечатление о системе на основе скудной информации
138. Деррида предполагает, что смысл слова есть:
а) неадекватное представление о действительности, имеющее для субъекта видимость истинного знания;
б) социальное и культурное значение определенных явлений действительности;
в) круг предметов или явлений действительности, выступающих в качестве объектов ценностного отношения;
г) бесконечное подразумевание, беспрестанная отсылка от одного означающего к другому
139. Посттруктурализм - это:
а) Направление в философии 20 в., ставившее задачу беспредпосылочного описания опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных черт;
б) Направление в философии 20 в., ставившее задачу познания науки, ее роли в обществе, демаркации; научного и ненаучного знания;
в) Совокупность научных и философских идей 20 в., связанных с применением структурного метода, разработанного в лингвистике, и распространенного на другие области гуманитарного знания;
г) Направление в философии 20 в., полагающее в центр внимания не структуру, но несистемное, неструктурируемое желание, понимаемое как источник всех форм культурной действительности;
140. Медиация — это:
а) накладывание смысла, содержащегося в речи собеседника о какой-либо непосредственной реальности, на саму эту реальность и постижение ее таким путем посредством языка
б) монтаж старой структуры произведения с целью показать, что ее претензии — не безусловный приоритет и могут быть пересмотрены
в) обоснование места и роли общих и частных теорий понимания
г) посредничество во взаимодействии двух противоречивых элементов третьего элемента, не участвующего в их противоборстве