В чем состоит специфика социогуманитарного знания?
ТЕСТ
В чем состоит специфика социогуманитарного знания?
а) человек является субъектом и объектом познания
б) социогуманитарному знанию присущи ценностные установки
в) социогуманитарное знание опирается на научные методы
2. Детерминизм – это…
а) учение о взаимообусловленности в мире
б) учение о невозможности познания причинности событий и явлений в мире
в) система законов природы
Что является предметом социально-гуманитарного познания?
а) человек как биологическое существо;
б) сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах;
в) объективные законы бытия мира;
г) формы и законы мышления
4. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
а) преобладание рутинных технологий
б) быстрое развитие промышленности
в) внедрение в производство научных достижений
г) интенсивное развитие информационных технологий
Какой метод считают главным для гуманитарных наук Виндельбанд и Рикерт?
а) метафизический,
б) номотетический,
в) феноменологический,
г) идеографический.
Что формирует цели научного исследования?
а) Научный интерес исследователя;
б) Мода;
в) Внешняя среда (социальный заказ)
В отличие от наук о духе, ищущих «понимания», естественные науки опираются на
а) непонимание
б) объяснение
в) изобретение
г) приведение к очевидности
Какому мировоззренческому уровню соответствует категоризация?
а) обыденное мировоззрение
б) теоретическое мировоззрение
в) интуитивное мировоззрение
Что формирует критерии оценки научной деятельности?
а) Критерии истины
б) Государственная политика
в) Внешняя среда
Культура, в широком смысле слова, – это
а) сложные формы поведения человека и животных
б) все, что относится к деятельности в сфере искусства
в) степень воспитанности определенного человека
г) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты
11. К какой сфере человеческой деятельности относится Южный федеральный университет?
а) к производственной сфере;
б) к общественно-политической сфере;
в) к непроизводственной сфере.
Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?
а) эволюционная модель.
б) волновая модель;
в) циклическая модель.
Как оценивает М. Вебер вклад Реформации в культуру?
а) положила начало этике предпринимательства
б) утвердила аскетизм
в) обосновала религиозность личности
г) рационализировала веру
д) соединила разум и веру
Кто обосновал классовый подход в понимании ценностей?
а) В.Шеллинг
б) З.Фрейд
в) Ф.Ницше
г) А.Шопенгауэр
д) К.Маркс
Интервал, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета, – это
а) скачок;
б) мера;
в) объём;
г) грань.
В какой работе Ф. Бэкон излагает учение о методе?
а) «Новый органон»
б) «О мудрости древних»
в) «Новая Атлантида»
г) «О небе»
д) «История жизни и смерти»
Кто обосновал необходимость переоценки ценностей в европейской культуре?
а) В.Шеллинг
б) И.Кант
в) К.Маркс
г) И.Фихте
д) Ф.Ницше
В какой работе Р. Декарт излагает учение о методе научного познания?
а) «Правила для руководства ума»
б) «Начало философии»
в) «Мир»
г) «Описание человеческого тела»
д) «Страсти души»
Какие ценности относятся к витальным?
а) долг, справедливость
б) свобода, равенство
в) здоровье, комфорт, удобство, безопасность
В какой работе Д. Локк излагает учение о естественных правах человека?
а) «Опыт о человеческом разуме»
б) «Письмо о веротерпимости»
в) «Разумность христианства»
г) «Два трактата о государственном правлении»
д) «Богословско-политический трактат»
Какие ценности относятся к социальным?
а) возвышенное
б) здоровье, безопасность
в) удобство, комфорт
г) красота
д) свобода справедливость равенство
Что Г.В.Ф. Гегель считал источником развития?
а) естественные законы;
б) божественный разум;
в) противоречия;
г) деятельность человека.
23. Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве:
а) кибернетической системы;
б) диссипативной системы;
в) самоорганизующейся системы;
г) статической системы.
В чем состоит сущность философского понятия развития?
а) развитие - это количественные изменения;
б) развитие - это механическое движение;
в) развитие - это перемещение тел в пространстве;
г) развитие - это направленное, необратимые качественные изменения от старого к новому, от простого к сложному.
Что такое ноумен?
а) выражение представлений человека об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания
б) характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека
в) объект мысли, разума, интеллигибельный предмет
г) объект чувственного созерцания, явление, постижимое посредством опыта
д) объективно существующие явления, факты
Что такое феноменология?
а) направление в философии 20 в., ставившее задачу беспредпосылочного описания опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных черт;
б) направление в философии 20 в., ставившее задачу познания науки, ее роли в обществе, демаркации; научного и ненаучного знания;
в) направление в философии 20 в., ставившее задачу понимания сущности бытия, смысла жизни посредством истолкования текста;
г) направление в философии 20 в., ставившее задачу познания бессознательного;
д) направление в философии 20 в., ставившее задачу познания Бога и путей спасения.
85. Гадамер видит предпосылку понимания в:
а) языке
б) факте
в) истории
г) человеке
д) бытии
86. Объективация - это:
а) создание предмета познания, который генетически зависит от человека, будучи создан как вещь, внешняя по отношению к нему
б) способ членения действительности на дискретные понятия и их классификация
в) выражение, систематизация, обоснование мировоззрения
г) осмысление достижений культуры, анализ ошибок, заблуждений, иллюзий
д) выработка знаний о мире как единой целостности в отношении к нему человека
Эмпириокритицизм - это
а) вторая стадия позитивизма
б) особое философское направление
в)то же, что и неопозитивизм
г) еще одно название позитивизма
Структура – это
а) выделение группы объектов на основе их связи в практической ситуации
б) способ классификации предметов по генетическим критериям
в) совокупность скрытых отношений, выявляемая “силой абстракции” в ходе движения от явления к сущности
г) совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность
114. Центральными понятиями "Курса общей лингвистики" стали
а) синхрония – диахрония
б) речевая деятельность, язык, речь
в) внутренняя лингвистика – внешняя лингвистика
г) текст, язык, речь
115. Установите соответствие между цитатами и их авторами:
а) М. Фуко | 1. Сверх-Я имеет отношение к закону, и в то же время это закон безрассудный, вплоть до того, что он превращается в непризнавание закона |
б) К. Леви-Стросс | 2. Возрождение выпустило на свободу голоса Безумия, сумев усмирить их неистовую силу; классическая эпоха, совершив неожиданный переворот, заставила Безумие умолкнуть |
в) Ж. Лакан | 3. Человечество укрепляется в монокультуре. Оно готовится производить массовую цивилизацию наподобие свеклы. На ее повседневном столе будет только это блюдо |
Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и понимали этот организм в прямом смысле, то есть как целое, в котором существуют различные органы, выполняющие определенные функции?
а) функциональной;
б) культурно-исторической;
в) эволюционной;
г) структурной антропологии.
120. Проблема типологии культуры возникает, когда:
а) идет накопление материала и его необходимо классифицировать по неким выделенным типам;
б) имеется множество разнородных культур и их необходимо упорядочить, чтобы описать;
в) унифицируется процесс усвоения культурных норм, ценностей и освоения социальных ролей;
г) встает задача воздействия на культуры при помощи неких закономерностей выделенных типов;
Что такое общество?
а) это социальная реальность, основанная на отношениях и связях между людьми, складывающихся в процессе их деятельности;
б) это атомарная сумма отдельных индивидов;
в) это процесс духовного производства знаний, идей;
г) это процесс материального производства благ для удовлетворения потребностей людей;
д) это процесс взаимодействия человека с природой.
ТЕСТ
В чем состоит специфика социогуманитарного знания?
а) человек является субъектом и объектом познания
б) социогуманитарному знанию присущи ценностные установки
в) социогуманитарное знание опирается на научные методы
2. Детерминизм – это…
а) учение о взаимообусловленности в мире
б) учение о невозможности познания причинности событий и явлений в мире
в) система законов природы