Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.
Формы общественного сознания:
1) философия;
2) политическое сознание;
3) правовое сознание;
4) мораль;
5) искусство;
6) наука;
7) религия.
уровень, глубина отражения социальной действительности
1) общественная психология, обыденное сознание;
2) идеология.
Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.
Нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер. Соотношение между общественной психологией и идеологией напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнями общественного сознания.
формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру
1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);
2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);
3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);
4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);
5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);
6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).
свойства субъекта сознания
1) индивидуальное сознание;
2) массовое сознание;
3) классовое сознание.
Признаки массы как субъекта сознания:
1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;
2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер => масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;
3) ситуативность существования;
4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;
5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.
Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни.
За границами массового сознания остаётся великое множество явлений общественного сознания, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (наука, философия).
Структура массового сознания отличается разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям.
Формы выражения и функционирования массового сознания:
1) общественное мнение; 2) общественное настроение.
Общественное мнение – состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
2.4. Общественное сознание и типы обществ.
2.4.1. В обществах традиционных искусство, религия и мораль существуют в единстве. Наука очень тесно связана с донаучными формами познания. Идеология в таких обществах ещё не возникает, поскольку даже крупные общественные группы (патриции и плебеи в Древнем Риме, феодалы и крестьяне в средневековой Европе) разделяют общий взгляд на мир.
2.4.2. В индустриальном обществе каждая форма общественного сознания достигает максимальной автономии.
Искусство отделяется от религии и превращается в самостоятельную отрасль человеческой деятельности, нацеленную на воплощение в слове, звуке, красках и пластических формах идеала Красоты.
Мораль приобретает светский характер (идеал Добра).
Наука формулирует третий идеал индустриального общества – идеал Истины.
2.4.3. В постиндустриальном (информационном) обществе прежняя уверенность, что мир имеет смысл, прогресс – направление и цель, что есть универсальные ценности Истины, Добра и Красоты, сменилась признанием того, что всё относительно.
Искусство теряет ориентацию на Красоту, становясь частью рынка.
Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а справедливость.
Право из свободы, определяемой законом, превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств.
Идеология как позиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия на информационную среду. Лозунг «Имидж – всё!» выражает характер политики в наши дни.
Если всё одинаково истинно, или красиво, или морально приемлемо, то выбор мы делаем, лишь ориентируясь на то, как нам сообщают о предмете выбора. Знак, переносящий смысл, становится главнее смысла. Знак сам становится смыслом. Возможно, править миром и менять его будут создатели новых знаков – новых технологий передачи информации.
2.5. Как связано общественное сознание с индивидуальным?
2.5.1. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.
Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, нравы, искусство, науку, право, нормы поведения.
Но общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в состав общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве.
Индивидуальное сознание вбирает далеко не все элементы общественного сознания.
Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) воспринимает существующие в общественном сознании элементы.
2.5.2. Противоречие между общественным и личным сознанием.
Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д’Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Личности, опережающие время, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.
Индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, являющимся реальностью, с которой приходится считаться.