Образ человека в классической и неклассической философии, в восточной и западной культурах
В истории философской мысли складывались разные образы человека. У Демокрита человек — часть космоса, единого «порядка» и «строя» природы, микрокосм, отображение и символ Вселенной. Аристотель определяет человека как живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни. Декарт в разуме человека видит его специфическую особенность: «мыслю, следовательно, существую».
Известны и весьма образные определения человека. Ф. Рабле, например, назвал человека животным, которое смеется. А. Шопенгауэр считал, что человек — это трагическое животное, наделенное разумным познанием и инстинктом, правда, недостаточным для уверенных и безошибочных действий. У Ф. Ницше главное в человеке — не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.
В философской традиции человека одновременно рассматривали как природное начало, включенное в многообразие естественных процессов на уровне тела; социальное начало, воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи и отношения; конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение.
Соответственно этим началам сформировались следующие основные интерпретации человека: натурализаторская, рационалистическая, экзистенциально-персоналистская, и социологизаторская. В рамках натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с нею законам функционирования. Образы такого понимания человека – это «человек-машина» эпохи Просвещения; биологизаторские концепции человека, объясняющие законы общества и культуры посредством проведения аналогий с организацией природных сообществ (Э. Уилсон); человек как венец природы (классические версии); человек как несостоявшееся животное, тупик природного развития (ряд подходов неклассической философии, начиная с Ф. Ницше).
В начале ХХIстолетия неожиданно обостряется интерес к проблеме природы человека. В течение большей части ХХ века в интеллектуальной жизни Запада было широко распространенным отрицание природы человека, - заметил профессор Массачусетского технологического института С. Пинкер в своем докладе на заседании Совета по биоэтике при Президенте США в марте 2003 года. Об этом свидетельствуют такие представительные цитаты: «У человека нет природы», «У человека нет инстинктов» и т.п. Высказывались мнения, что суть природы человека состоит в изменении природы человека. Особое внимание привлекает сегодня генетика человека, в частности, то, что связано с изучением его генома, нейронаука (neuroscience), изучающая мозг, как основу человеческого поведения, различные биомедицинские науки, способные вызвать глубокие и радикальные изменения в человеке посредством воздействия на него. Возникает вопрос, есть ли у человека такое нечто, что остается и будет оставаться инвариантным при всех воздействиях на человека и его изменениях; вторая же сторона этого вопроса задает дискуссиям о природе человека иные измерения: а должно ли быть нечто, что при всех этих воздействиях и изменениях стоит сохранять, оставлять неизменным (Б. Юдин).
Происходящие в современных биомедицинских науках процессы, достижения и строящиеся прогнозы, некоторые авторы характеризуют как биотехнологическую революцию. Эта революция, как отмечает Ф. Фукуяма, не просто нарушение или ускорение размеренного хода событий. Она приводит к тому, что будущее человечества вовсе не является предопределенным, оно оказывается открытым, в решающей мере зависящим от наших нынешних решений и действий. В результате открытий и достижений в ряде взаимосвязанных областей, помимо молекулярной биологии, включая когнитивные науки о нейронных структурах мозга, популяционную генетику, генетику поведения, психологию, антропологию, эволюционную биологию и нейрофармакологию, открываются беспрецедентные возможности изменения природы человека – изменения, быть может столь глубокого, что возникает вопрос, а какое будущее нас ждет: человеческое или постчеловеческое? Путь в постчеловеческое будущее как раз и прокладывает биотехнологическая революция.
Самая существенная угроза, исходящая от современной биотехнологии – это возможность того, что она изменит природу человека и таким образом приведет нас в «постчеловеческую» стадию истории. Природа человека обеспечивает устойчивую непрерывность нашего существования как вида и вместе с определенной системой ценностей формирует и ограничивает возможные виды политических режимов. Если же какая-либо технология окажется достаточно могущественной, чтобы переформировать нас, то это будет, видимо, иметь пагубные последствия и для либеральной демократии и для природы самой политики. Сегодняшнее развитие науки и техники, рассуждает Ф. Фукуяма, открывает такие возможности реализации утопий, которые были недоступны во времена О. Хаксли и Дж. Оруэлла. Если оглянуться на средства, которые использовали инженеры и планировщики утопий прошлого столетия, они представляются невероятно грубыми и ненаучными. Агитпроп, трудовые лагеря, перевоспитание, фрейдизм, выработка рефлексов в раннем детстве – все это было похоже на то, как если бы квадратный стержень природы человека пытались забивать в круглое отверстие социального планирования. Ни один из этих методов не опирался на знание нейронной структуры или биохимической основы мозга, ни у кого не было понимания генетических источников поведения. Быть может, и современные эффективные технологии воздействия на человека через полстолетия будут также восприниматься как ужасно грубые, неэффективные и малонаучные.
Рационалистическая парадигма сущностные особенности человека связывает с наличием у него разума, сознания, целеполагающей, в отличие от животного, деятельности. Причем разум здесь рассматривается как основание не только человеческого, но и природно-космического существа, в противоположность натуралистической концепции, трактующей разум как естественное развитие животных инстинктов. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.
Социологизаторская программа рассматривает человека как продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человек обретает себя только в обществе, где в процессе социализации реализуются его генетически унаследованные качества. Так, в марксистской концепции сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений». В структурализме человек предстает как элемент и производная функция от обуславливающих его различных социальных структур и, политических факторов.
Экзистенциально-персоналистская стратегия понимания человека, характерная для неклассической философии, рассматривает его как особое начало в мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора, таких феноменов человеческого бытия, как страдание, страх, одиночество и др. Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, Ж.-П.Сартр писал, что «у человека нет природы». Существование человека в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя.
Весьма отличаются друг от друга понимание человека в восточной и западной цивилизациях. Эти отличия касаются отношения человека к самому себе, миру, природе, обществу. Для человека восточной цивилизации характерна неразрывная связь с природой, нацеленность на гармоничное вживание в природу, в окружающую среду, а не стремление к деятельному ее изменению, как это свойственно человеку западной цивилизации. Такой идеал бережного отношения к природе выражал, например, принцип «у-вэй» -- недеяния, сложившийся в древнекитайской культуре и означавший не пассивное бездействие, а следование естественному порядку мира, установку на минимальное вмешательство в этот порядок. Для человека же техногенной цивилизации была характерна иная установка, согласно которой человек, вооруженный знаниями, должен покорять, изменять, подчинять себе природу, рассматривая ее как «мастерскую», безграничную кладовую для удовлетворения своих потребностей и распространяя такое «силовое отношение» и на социальное переустройство мира. Вектор активности восточного человека, в отличие от западного, направлен не во вне, а на внутреннее самосовершенствование, самопознание. Весьма наглядны в этом плане основные нормы буддистской этики, нацеленные на глубокое сосредоточение, невозмутимое размышление и полное избавление от страданий в нирване. Если в западной цивилизации двигателем прогресса и активным сторонником нововведений был индивид, гражданин-собственник, то в древневосточных цивилизациях принимались лишь те новации, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства, что явилось основой отсутствия свободы выбора, равноправия и демократии в европейском понимании этих явлений. Определяющими моментами жизни человека в древневосточных цивилизациях были устойчивость, неподвижность, традиционность, определенные общественные установления, обычаи, обряды, бережное отношение к социальному и культурному наследию, канонизированному стилю мышления. Для человека же западной цивилизации приоритетными ценностями являются активная суверенная личность, ценность инноваций и прогресса, индивидуальные свободы и права, чувства гражданина, социального выбора своих действий.
При всем интересе к проблеме человека на современном этапе обнаруживаются существенные расхождения в понимании характера и предмета философии человека, философской антропологии, реального содержания этих понятий, специфических черт и признаков, которые отличают и характеризуют подлинную философию человека.
Бурное развитие частных наук о человеке (психология, социология, этнография, биология, медицина, физиология, информатика и др.), предлагающих широкий спектр конкретных доказательных знаний о различных измерениях человека, добавляют существенную долю скепсиса в необходимость философского подхода к проблеме человека. Ряд исследователей уже откровенно заявляет о самодостаточности лишь конкретно-научного изучения человека и, соответственно, элиминации данной традиционной для философии темы из ее профессиональной проблематики.
Исследования человеческой мысли показывают, что культура при всем значении научного описания человека не может ограничиваться только им, знанием необходимым, обязательным, но не достаточным, ибо оно все же знание о существующем, но не о должном, знание о каком-то конкретном измерении человеческого бытия (его памяти, способностях, темпераменте и т.п.), но не о человеке как целостном существе, вопрошающем о смысле жизни, своих ценностных устремлениях, конечности, своем долге, достоинстве, смерти и бессмертии. Ни одна частная наука, кроме философии человека, не может обосновать систему ценностей, на которые должен ориентироваться человек и отдельные науки, в том числе и в науках о самом человеке (биотехнология, генная инженерия, биоэтика, трансплантология и т.п.). Кроме того, определенная философская концепция человека, как подчеркивает современный философ Джозефф Агасси, лежит в основании любой психологической, социологической, экономической, лингвистической или кибернетической теории (и наоборот, по принципу обратной связи, развитие этих научных областей способствует определенной ревизии общефилософских концепций человека). Утверждения о «смерти» философии человека явно преувеличены, ибо сами достижения специальных наук не только не приводят к элиминации философии человека, но еще больше подчеркивают ее значение, способствуя постановке новых проблем философского ранга.
Адекватное представление о человеке может быть получено на пути синтеза частных наук, который возможен как результат философского осмысления научных данных о человеке. При таком подходе человек выступает как своеобразная точка пересечения различных проекций человеческого бытия, включающего в себя и его природные, и социальные, и культурологические, и личностно-уникальные измерения. Философское определение человека должно включать в себя описание целостного опыта существования личности в соотнесенности ее с такими началами, как природа, общество, Бог.
10. ЕДИНСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Основные отличия человека от животного:
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).
Личность как продукт культурного развития.Личность - это продукт и субъект общественно -исторического развития. Отношения, существующие в обществе (производственные , классовые , национальные , семейные , правовые , моральные и т.д. ) , формируют человека , его личность .
Все , что имеет человек, чем она отличается от животного , является результатом жизни в обществе. Человек может развиваться лишь в обществе. Ребенок, лишенный общества , не становится человеком. Но это вовсе не означает, что личность вообще лишена индивидуальности и самостоятельности, неповторимости. Она влияет на общество , вносит свой вклад в развитие коллектива , общества.
Личность не есть нечто раз и навсегда данное , неизменное . Личность - это явление конкретно - историческое.
В первобытном обществе отдельный человек не может быть самостоятельным относительно общины. Ведь ее интересы и запросы полностью совпадают с интересами , запросами общества . Личность еще не сформировалась . Человек ' первобытного общества не знает разницы между правами и обязанностями. Потому что , во-первых , все были равны , во-вторых , мысли, чувства , действия индивида безусловно подчинялись племени , рода Как высшей власти , что дается от природы
С развитием производства человек все в большей степени выделяется из коллектива вследствие получения личных прав , обязанностей , рост личной ответственности и т.п. . В классовом обществе возникает противоположность между правами и обязанностями : правами пользуются одни , другие имеют только обязанности . Частная собственность противопоставляет людей друг другу. Эксплуатация порождает вражду между классами , а конкуренция приводит к вражде между людьми внутри господствующего класса.
Общество должно создавать благоприятную базу для выявления и развития человеческой индивидуальности . Люди не должны чувствовать взаимное отчуждение и одиночество , не должны превращаться из сознательных творцов на винтики , подчиняющихся ритму движения промышленного производства.
Личность может быть свободной лишь в свободном демократическом обществе . Освобождение общества от гнета , голода и нищеты - вот главное условие освобождения личности . Одним из проявлений взаимоотношений общества и человека является свобода личности . Человек зависит от общества , и свобода личности тесно связана со свободой общества , с господством людей над силами природы и над своими собственными отношениями. В процессе исторического развития и человеческое общество , и лицо достигают все большей свободы , но этот процесс в форме преодоления противоречий , специфических для каждой эпохи . Так , развитие производительных сил означал все большую степень покорения природы обществу и человеку . Но одновременно этот процесс сопровождался возникновением зависимости людей от социальных сил , появлением в обществе отношений господства и подчинения .
Общество должно стремиться подчинить себе стихийное развитие социальных сил , установить такие общественные отношения , которые были бы наиболее благоприятными для покорения сил природы и для свободного всестороннего развития личности . Социально-экономическое устройство должно быть таким , который предоставлял бы личности такие социально - политические свободы , как выбор сферы деятельности , возможность развития и применения своих способностей , избирательные права , освободить личность от духовного гнета , создать условия для овладения научным мировоззрением , восприятия общечеловеческих ценностей .
Нужно осознать , что свободу следует считать чем-то безграничным. Достигнутый обществом уровень развития производительных сил и общественных отношений определяет экономические , политические и другие возможности развития членов общества , степень их участия в различных видах деятельности . С этим должны считаться и общество , и отдельные члены общества .Свобода личности предполагает и ответственность личности (правовую , моральную ) перед обществом. Без ответственности индивида нет и свободы . Общество должно запрещать явления , действия , наносящие вред его членам . Это прежде всего покушение на жизнь, здоровье , честь и достоинство людей , коррупция , пропаганда войны , пропаганда расовой ненависти и т.п. .
11. СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ
Сознание — философская категория, которая обозначает функцию высокоорганизованной материи мозга, суть которой состоит в формировании идеальных образов мира, высшая форма отражения действительности, а также продукт общественно-культурного развития.