Тема занятия: Фундаментальные свойства бытия
Цель занятия:рассмотреть структурную организацию бытия, раскрыть суть движения как атрибута бытия, дать определение диалектике, синергетике, метафизике, сформировать представление о многообразии пространственно-временных уровней бытия.
Организационная форма занятия: семинар
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Структурная организация бытия. Разнообразие структурных уровней материального бытия.
2. Движение как атрибут бытия.
3. Пространство и время.
Методические рекомендации
Основные понятия, необходимые для усвоения темы: принцип системности, часть, целое, меризм, холизм, материальное бытие, вещество, поле, движение, развитие, диалектика, синергетика, принцип детерминизма, пространство, время. Отвечая на первый вопрос, студенту необходимо назвать основные элементы структурной организации бытия, раскрыть принцип системности как соотношения части и целого, рассмотреть модели единства мира, выявить особенности материального бытия, указать на его многообразие. Необходимо использовать учебники: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.– С.460-470; Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/.; Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008.- Гл.XVIII;
При ответе на второй вопрос необходимо дать характеристику движению, отметить его противоречивый характер, раскрыть диалектику как способ движения бытия, обосновать принципы, законы, категории диалектики. Далее важно остановиться на метафизической и синергетической трактовках движения. Необходимо использовать учебники: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.– С.460-470; Эл.ресурс: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008.- Гл.XVII, XIX, XX.
Ответ на третий вопрос предполагает глубокое усвоение пространства и времени как важнейших атрибутов бытия, рассмотреть представления философов о пространстве и времени, указать на многообразие пространственно- временных уровней бытия. Далее важно раскрыть сущность исторического или социального времени, психологического, биологического времени. С этой целью рекомендуется использовать учебник:
Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.505-521; Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/.
Литература
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008.
2. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.
3. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
4. Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008.
5. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.
6. Философия: учебник: Под. Ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
Дополнительная
1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М., 2003.
2. Гартман Н. К обоснованию онтологии. – М.: Юнити-Дана, 2006 .
3. Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. – М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2003.
4. Лобанов В.Д. Бытие и реальность – М., 2003.
5. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.
7. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.
8. Финк О. Отношение к миру и понимание бытия. Метафизические исследования. – СПб.: Питер, 2003.
9. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Роль синергетики в формировании новой картины мира. // Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире / отв. Ред. Н.К. Удумян. – М., 2004.
10. Гутнер Г.Б. Субъект как энергия // Синергетическая парадигма. – М., Прогресс – Традиция, 2004.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml
5. Электронная гуманитарная библиотека. Философия познания и науки // http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml
6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН
7. Фролов И.Т. Бытие //Введение в философию. Учебник– http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/part2_1.html#fresh-review
Задания для развития и контроля владения компетенциям
1. Что такое система и принцип системности? Каково соотношение элемента и системы?
2. Назовите виды систем, дайте характеристику каждому виду.
3. Почему структурные уровни материального бытия многообразны?
4. Что вкладывается в понятие «атрибут материи»? Какие атрибутивные свойства материи вы знаете?
5. Какими общими свойствами характеризуется пространство и время? Как вы понимаете абсолютность и относительность пространства и времени?
6. Что означает выражение: «Время характеризуется единством его прерывности и непрерывности»?
7. Каковы характеристики движения как атрибута бытия? В чем состоит его противоречивость?
8. Какова роль синергетики в формировании новой картины мира?