Проект №3. Постмодернизм и новый «проект человека».
По третьему творческому проекту рекомендуется ознакомиться со следующими работами:Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна.–М.,2006; Деррида Ж. Структура, знак, игра в дискурсе гуманитарных наук // От структурализма к постструктурализму.–М.,2000; ЦуринаН.С. Социально-политический контекст философии постмодернизма.–М.,2004; Махов А.В.Новый человек и эпоха глобального моделирования.–М.,2001; Ромцева В.И. Человек и культура: постмодернистский взгляд.–М.,2006.
При подготовке проекта необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. Постмодернизм как выражение «духа современности». Смена мировоззренческих установок в условиях постмодерна.
2. Понимание человека как «играющего героя» в учениях Ж.Деррида, Ж.Делеза. Постмодернистская игра как жизнеутверждающая политика самополагания человека в будущем, условие обретения новой надежды. Ж.Деррида,Ж.Батай, М.Бланшо о проблеме свободы, смысла и любви.
3. Трагедийность бытия человека в постмодернистском дискурсе.
Проект №4. Человек в глобальном информационно-культурном пространстве.
По четвертому творческому проекту рекомендуется ознакомиться со следующими работами: Астафьева О.Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства // Материалы международной научной конференции «Медиакультура новой России».- Москва- Екатеринбург,2007; Долгова Т.Т. Массовая культура и массовая коммуникация: современная теория и практика.–М.,2008; Капустин М.В. Коммуникация и стабильное общество.–М.,2006; Черникова В.Е. Человек в глобальном информационно- культурном пространстве. //Рефлексии. Журнал по философской антропологии.– Волгоград: Волгоградское научное издательство. – Вып. 1, 2010; Черникова В.Е. Диалог культур как способ социокультурного взаимодействия в условиях глобализации. //Научные проблемы гуманитарных исследований.- 2012, Вып.4.
При подготовке проекта необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. Медиакультура как феномен глобализации: «информационный человек».
2. Особенности коммуникативного взаимодействия в современноммедиапространстве.
3. Ценностный мир культуры информационного общества.
4. Диалог культур как способ установления духовного единства людей и основа культурного многообразия.
Литература
Основная
1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.
2. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 2007.
3. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
4. Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008
5. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.
Дополнительная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М., 2003.
3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.– М.: Прогресс-Традиция, 2003.
4. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб., 1997.
5. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.
6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна.–М.,2006;
7. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.
8. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. – СПб.: Русский Остров, 2009.
9. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии – М.: Республика, 2000.
10. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.
11. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.
12. Хайдеггер М. Время и бытие – М.: Республика, 1993.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml
5. Электронная гуманитарная библиотека. Философия познания и науки // http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml
6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН
Тема занятия: Отечественная философия X в. - первой половины XIXв.
Цель занятия:рассмотреть условия формирования и истоки русской философии, выявить роль религии в процессе ее становления, раскрыть основные проблемы и охарактеризовать особенности основных этапов развития.
Организационная форма занятия:семинар-дискуссия на тему: «Западничество и славянофильство: исторический выбор России».
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Особенности становления и основные этапы развития отечественной философии допетровского периода.
2. Русская философия XVIII века. М. Ломоносов и его роль в становлении материалистической традиции в русской философии.
3. Русская философия в первой половине XIX века. Философия «западников» и «славянофилов».
Методические рекомендации
Основные понятия, необходимые для усвоения темы: христианизация, мессианство, «русская идея», «корпускулярная философия», русский менталитет, историософия, западничество, славянофильство, народничество, почвенничество.
Семинар-дискуссия предполагает, с одной стороны, усвоение теоретического материала по теме занятия, с другой – проведение дискуссии на выбранную тему.
При подготовке к первому вопросу студенту необходимо рассмотреть истоки и социокультурные условия формирования русской философии, раскрыть содержание основных периодов начального этапа русской философии (древнерусской философии, философии допетровского периода).
Во втором вопросе важно уяснить, что в XVIII веке русская философия развивается в сторону секуляризации благодаря интенсивному проникновению западноевропейской науки, просветительских идей. Необходимо проанализировать смысл научной и философской деятельности Ф.Прокоповича, В.Н.Татищева, А.Д.Кантемира; подробно остановиться на философских учениях М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева. С этой целью следует обратиться к учебной литературе: Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.217-220; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.342-356; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-С.482-498.
При ответе на третий вопрос нужно охарактеризовать самостоятельные философские направления: шеллингианство (Д.М.Велланский, И.И.Давыдов), историософия (П.Я.Чаадаев), народничество (Н.Г.Михайловский, П.Лавров, М.А.Бакунин), почвенники (А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский). Далее необходимо рассмотреть противоположность взглядов западников (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г.Белинский) и славянофилов(А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, И.С.Аксаков) на путь развития и предназначение России.
После тщательной проработки теоретического материала возможно проведение дискуссии на тему: «Западничество и славянофильство: исторический выбор России». Две группы студентов отстаивают противоположные точки зрения, которые они обосновывают, опираясь на предложенные вопросы.
Точка зрения славянофилов:самобытность пути исторического развития России принципиально отличается от западноевропейского пути.Вопросы:
1. Каковы причины возникновения славянофильства? Почему славянофильство считают своеобразным итогом эволюции либерализма декабристского периода?
2. Почему славянофильство в своих воззрениях опиралось на православие и на традиции русского патриархально-общинного уклада?
3. Охарактеризуйте основные черты славянофильства: принцип целостности и принцип соборности; противопоставление внутренней свободы господству внешней свободы; религиозность, которая определяет движение истории, быт, мораль мышление.
4. В чем состоит идея славянофильства об исторической миссии русского народа, особенности пути развития России?
5. Каково отношение славянофилов к Западной культуре, католицизму? Как И.В. Киреевский трактует различие западной и русской культуры?
Точка зрения западников:чтобы осуществить социальные преобразования в России, необходимо усвоение опыта буржуазного развития стран Западной Европы.
Вопросы:
1. Каково влияние западноевропейской философской мысли на формирование идей западников?
2. Каковы особенности материализма Н.Г.Чернышевского? В чем сходство и различие антропологических идей Н.Г.Чернышевского и Л.Фейербаха?
3. Охарактеризуйте этические проблемы и диалектические взгляды революционных демократов. Как Герцен понимал развитие природы?
4. Почему в теории познания западники опирались в основном на естествознание?
5. Каково значение социологических воззрений западников для последующего понимания исторического процесса? Прокомментируйте идею поступательного развития общества, исторической необходимости, причинной обусловленности общественных явлений.
6. Какой видели Россию представители западничества?
Литература
Основная
1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.
2. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 2007.
3. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
4. Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008
5. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.
Дополнительная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М., 2003.
3. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М.: Наука, 2004.
4. Зеньковский В.В. История русской философии. Ч.1. и 2. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
5. История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. – М., 2001.
6. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.
7. Каменский З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2003.
8. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.
9. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.
10. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml
5. Электронная гуманитарная библиотека. Философия познания и науки // http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml
6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН
7. Лекции по философии. Русская философия// http://philosophy-ru.ru
8. Русская философия (исторический обзор). Духовная колыбель // http://palomnik.org.//filosofiya
9. Русская философия // Русская энциклопедия «Традиция» // http://traditio.ru
10. Русская философия. Библиотека «Вехи» // http://www.vehi.net
11. Русская философия. Онлайн энциклопедия «Кругосвет» // http://www.krugosvet.ru
12. Сухов А.Д. Русская философия. Особенности, традиции, исторические судьбы // http://www.philosophy.ru
Задания для развития и контроля владения компетенциями
1. Каковы особенности становления русской философии? Какую роль сыграла культура Византии в формировании первых философских воззрений?
2. Какие произведения положили начало философскому осмыслению «русского бытия»? Назовите авторов.
3. Каков вклад Ф.Прокоповича и Ю.Крижанича в распространение просветительских идей? В чем особенность социально-философских взглядов Ю.Крижанича?
4. В чем заключается основное содержания теории естественного права В.Н.Татищева? Каковы его взгляды на развитие общества?
5. Как можно охарактеризовать философское наследие М.В.Ломоносова? Проанализируйте основные учения философии Ломоносова.
6. В чем состоит значение социологической теории А.Н.Радищева для последующего осмысления общественного развития?
7. Каковы взгляды П.Я.Чаадаева на будущее русского народа, его предназначение? Почему Чаадаев считал, что Россия призвана стать центром европейской цивилизации?
8. В чем философский смысл произведений Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого? Проиллюстрируйте на конкретных произведениях.