Быт и нравы русского дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Роман "Евгений Онегин" - величайшее создание А.С. Пушкина. Он является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни русского общества органично сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе. Саму русскую жизнь, картину нравов светского и поместного дворянства Пушкин изображает с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме. Роман А.С. Пушкина - первое в русской литературе реалистическое произведение, и все типичные образы, представленные в нем, заключают в себе широкое художественное обобщение. "Евгений Онегин" - глубоко историчен и по методу изображения действительности, и по своему содержанию. Белинский видел в произведении "картину нравов русского общества, го в одном из интереснейших моментов его развития". Несмотря на то, что "Евгений Онегин" есть поэма историческая ская, в числе ее героев нет ни одного исторического лица, Пуш-кин описывает жизнь петербургского дворянства, петербургского высшего света, жизнь провинциальных помещиков и вводит многочисленные исторические реалии, связанные с общественно-политическими и культурными событиями русской жизни 20-х годов XIX столетия. Изображая лишь нескольких представителей того или иного круга, давая обобщенные образы, А.С. Пушкин сумел со всей полнотой нарисовать целые слои общества, различающиеся и по нравственному, культурному облику, и по быту. Каждый герой романа является ярким примером, типичным представителем определенного круга людей, определенного общественного слоя. В то же время каждый герой сформировался иод воздействием картины нравов, царившей вокруг него, а также под воздействием среды, в которой жил. Именно они наложили отпечаток на взгляды и мировосприятие всех героев "Евгения Онегина", сделали их именно такими, какими мы видим их на страницах романа. Так, Евгений Онегин является типичным молодым светским человеком, представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей дворянской молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым и злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформировали его убеждения, мораль и интересы. Автор иронизирует над его ученостью, глубиной его экономических познаний; он не умеет обращать внимания на чувства других, .легкостью обижая и не замечая этого. Светское общество сформировало и сделало Онегина таким. Так, в отношениях с Ленским он открыто демонстрирует свою привязанность к устоям и нравам светского общества. Презирая их, он не смог преступить эти законы. Ярким примером тому яв-ляется поведение героя на именинах у Татьяны и дуэль с Ленским. Каждый герой романа является продуктом и жертвой того общества, в котором вырос, получил образование, воспитание, где сложились его основные жизненные принципы. Описывая светское петербургское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря о том, что в этой среде можно "ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть". Отношение автора к этому кругу людей ясно уже с первых страниц романа: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы... ...И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой! Пушкин с иронией описывает образец "прекрасного человека" с точки зрения света: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел... Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, О ком твердили целый век: К.К. прекрасный человек. Поместное дворянство с его нравами и обычаями наиболее полнокровно представлено в романе на балу в честь именин Татьяны: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плуг, Обжора, взяточник и шут. Здесь автор использует говорящие фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, низменными интересами (все их разговоры "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне"). Неудивительно, что Татьяна не могла найти свое место в этом кругу, была безразлична к их интересам. На фоне остальных Пушкин выделяет семью Лариных: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины... В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три... Семья Лариных - это та среда, в которой выросла Татьяна, в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сер- поместных нравов и уклада жизни. Обществу же Москвы автор даёт также отнюдь не лестные характеристики. Он изображает его резко, остро-сатирически: Но в них не видно перемен, Все в них на старый образец... Все то же лжет Любовь Петровна... Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп. Типичность характеристик выведенных лиц Пушкин подчер-кивает многообразием примеров, укладывающихся под одно общее определение - грибоедовская Москва. Таким образом, в романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисо-вал нам русское общество в "один из интереснейших моментов развития", воссоздав подлинно реалистическую картину нра-вов и обычаев России первой четверти XIX века.





2. Тема человека и природы в стихотворении Фета «Заря прощается с землею…»

Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Но именно над этим сразу и задумываешься: в чём его простота? Почему, несмотря на обыденность, к нему вновь возвращаешься? Как непритязательность оборачивается притягательностью?
Автор даёт нам увидеть «кусочек вечера» глазами повествователя:
Заря прощается с землёю,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
И мы видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. Контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю».
Лес… Лес, конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины – все те деревья, листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин»: желтые, алые, коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката.
Значит, это осенний, сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада-где-то совсем близко, хочется зябко передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные шорохи и запахи заставляют настораживаться, и…
Как незаметно потухают
Лучи – и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
Деревья здесь - живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Это очень приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой», с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец»! Но деревьям ведомо, что скоро, скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями…
И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт как сон:
Как тонко на заре вечерней
Их лёгкий очерк вознесён!
Взгляд наблюдателя скользил вверх-вниз: «небо-земля», а теперь появилось ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт», и картина становится объёмной, цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие,
кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес. Лучи погасли, лес потемнел, цветная картинка исчезла и теперь фотография превратилась в дагерротип. А на земле вытянутыми карикатурными линиями узор повторяется,
искажённый, но узнаваемый и прекрасный по-своему.
Тончайшие колебания и настроения человеческой души улавливает и передаёт эта простая привычная картина такими же простыми и привычными словами.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Деревья – удивительные существа. Они неподвижно прикреплены корнями к одному месту, где пьют соки матери-земли. Но они могут двигаться ветвями, листьями, всем своим телом в воздушном океане, где они живут. Необыкновенно интересно
наблюдать за движением высоких деревьев в лесу, когда долго смотришь на них снизу. Возникает абсолютное ощущение, что они общаются друг с другом, понимают друг друга; они раскачиваются, шелестят, прислушиваются, отвечают, согласно кивают
или отрицательно, возмущенно машут ветками, как руками. Может быть, они видят нас? умеют думать? чувствовать? любить?
Они – как мы - рождаются, живут, растут, питаются, дышат, размножаются, болеют, умирают, у них бывают враги и друзья.
Но часто ли мы думаем об этом?
А.А.Фет, несомненно, любил природу, много знал о флоре и фауне, умел замечать и наслаждаться праздником жизни, хотя «ничто человеческое было ему не чуждо». Он мечтал о восстановлении дворянского звания, о достижении материального
достатка, поэтому не женился на любимой и любящей бесприданнице. Современники характеризовали его как человека практического склада, что не мешало ему улавливать «трепет жизни» и щедро делиться им со своим читателем.
Удивительно, что в стихотворении «Заря прощается с землёю…» ни слова не было сказано ни о времени года, ни о звуках, цветах, запахах, ни о погоде или температуре, но всё это видишь, слышишь, ощущаешь так, будто лично находишься на
месте повествователя. Язык автора настолько прост, понятен и приближен к обыденной речи, что кажется: «Да я и сам запросто мог бы так рассказать». Да, оно просто, как всё гениальное.

Наши рекомендации