Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? ( по рассказу Толстого «После бала»).
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» был написан в 1903 г. Существует несколько версий относительно того, что послужило источником рассказа. Судя по всему, в основу легла реальная история, случившаяся с одним из знакомых или родственников писателя.
Этот рассказ еще при жизни Л.Н. Толстого вызвал немало споров. Критики и литературоведы по-разному оценивали его проблематику. Одни видели здесь в первую очередь общественные проблемы - протест против угнетения народа, его бесправия, отрицание классового неравенства; другие думали, что протест писателя направлен против насилия; третьи считали, что писатель размышляет прежде всего о смысле жизни, о добре и зле. Наверное, можно согласиться со всеми, потому что все названные проблемы рассматриваются писателем в рассказе «После бала».
Композиция рассказа является средством выражения мысли автора. Рассказ «После бала» состоит из четырех частей: двух основных частей (на балу и после бала), введения и заключения. Избранная писателем композиция называется «рассказ в рассказе» - рассказ об описываемых событиях сопровождается рассуждениями рассказчика, репликами слушателей. Начало и конец рассказа - обрамление основного сюжета. Две основные части сопоставлены по принципу контраста, причем и на уровне содержания, и на уровне настроения. Рассказ назван «После бала», но предшествующая экзекуции сцена бала необходима автору, так как эпизод наказания солдата в сопоставлении с картиной бального веселья становится еще более драматичным.
Рассказчик Иван Васильевич объясняет причину того, почему он не женился на любимой девушке, и обосновывает свое мнение о том, что иногда самые незначительные события могут изменить жизнь человека. Он вспоминает свои молодые годы и историю любви к Вареньке Б.
На балу влюбленный, счастливый Иван Васильевич любуется красавицей Варенькой, ее молодцеватым отцом, добрым, честным семьянином. Основная тональность рассказа в этой части - радостная, приподнятая. Все вокруг окрашено в светлые тона, цветовая гамма - светлая - белое платье с розовым поясом, брильянтовая фероньерка, белые перчатки и башмачки Вареньки, белые усы полковника. Звучит радостная, красивая музыка: вальс, кадриль, мазурка, полька. Статная, высокая фигура полковника, его немодные сапоги вызывают умиление повествователя.
После бала им овладело состояние почти непереносимого счастья: «...я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро...». Весь мир представляется ему красивым и счастливым, и лучший человек - отец Вареньки, человек, который любит ту девушку, которую любит он сам: «К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство». Не в силах усидеть дома, молодой человек отправляется гулять и вот тогда-то видит сцену, которая перевернула всю его жизнь.
Вторая часть рассказа начинается с появления в нем совсем иной цветовой гаммы. В предрассветный час город наполнен туманом, основные цвета - темные, мрачные. Герой увидел сначала что-то «страшное, приближающееся ко мне». Он случайно стал свидетелем наказания солдата, пытавшегося совершить побег. Его прогоняли через строй, и каждый солдат в строю обязан был ударить наказываемого. Краски и звуки сцены наказания - совсем другие, чем звуки и краски бала. Спина наказываемого солдата - «...что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Два основных цвета - черное и красное. Звучит «другая, жесткая, нехорошая музыка». Через всю сцену проходят свистки флейты и буханье барабана.
Сцена наказания - это сцена невыносимого страдания: «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад, то падая наперед...». Контраст разителен. Но еще более разителен контраст между любящим отцом, каким был полковник на балу, и тем жестоким начальником, которым он выступает в сцене экзекуции..Фигура его осталась высокой и статной, усы белыми, лицо румяным. Но ведет себя этот человек совершенно иначе: «...Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.
- Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос. - Будешь мазать? Будешь?
И я увидел, .как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного, малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Полковник жесток, но больше всего потрясает то, что эта жестокость для него - обыденность, он просто выполняет свою работу, не испытывая даже каких-нибудь очень ярких эмоций. В дневнике Л.Н. Толстой писал: «Торжество, равнодушие, приличие, привычность зла и обмана давят».
Несомненно, писатель был возмущен насилием и произволом, царящим в армии. Но не менее важным представлялся ему вопрос об ответственности человека за совершаемые поступки. Полковник принадлет жит своей социальной среде, своей должности и вроде бы не волен в своих поступках. Но Л.Н. Толстой считал, что социальные условия определяют образ жизни человека. Но не могут полностью подчинить его, истребить его совесть. Человек отвечает за себя. Понять это Ивану Васильевичу, герою рассказа, помогает случай. Сцена экзекуции позволила ему увидеть людей такими, какие они есть. Иван Васильевич не протестует против увиденного, понимая всю бессмысленность такого протеста, но отказывается от какой бы то ни было службы, не желая принимать участие в происходящем вокруг.
Создавая рассказ, Л.Н. Толстой несколько раз менял его название: «Рассказ о бале и сквозь строй» (первоначальный вариант, обозначение замысла); «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите...» - Окончательным вариантом названия оказалось «После бала», так как именно этот вариант подчеркивал то, что сам писатель считал важным - протест против насилия, унижения одного человека другим.
Билет №6