Как изменилась жизнь древнего человека после того как он научился добывать огонь.

Крупнейшим достижением мустьерского человека в раннем палеолите было – открытие способа добывания огня. Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Древним людям нужно было спасаться от холода. Сначала первые люди использовали естественный огонь, который возникал при попадании молнии в дерево. Они сторожили этот огонь ночью и днем, чтобы он не потух. Позже человек научился добывать огонь искусственным путем. Известно несколько способов добывания огня. Наиболее распространенные - трение между собой двух кусков дерева и высекание искры. После того, как человек научился добывать огонь, древние люди могли себе обеспечить жилье. С пещер с помощью огня они выгоняли диких животных. А со шкур животных делали себе одежду. Научились обрабатывать на огне мясо, что намного лучше усваивалось, чем сырое. С помощью огня древние люди грелись от холода и могли осветить пещеры.

Отношение различных социальных групп к царскому указу от 25.06.1916 года

Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородчес­кого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районе действующей армии. Из Казахста­на и Средней Азии должны быть реквизированы 400 тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из Семиречья — 87 тыс. человек. Постепенно стихийное движение стало принимать организован­ный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мамбетовым и др. Главной целью восстания 1916 г. являлось национальное и политическое освобожде­ние, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского наро­да за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания были широкие слои нацио­нального крестьянства—шаруа, а также представители нарождавше­гося рабочего класса, ремесленники. Участвовали в нем и представи­тели других слоев казахского народа: баи, волостные управители, бии, а также демократическая интеллигенция.



Группы Позиция
Чиновники колониальной администрации Поддерживали и стали его главными проводни­ками в жизнь
Либерально-демократическая интеллигенция А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов Занимали нереши­тельную позицию. Тактика разумного компро­мисса с колониальной империей. Они опасались, что народ станет жертвой репрессий царизма
Революционно- демократическая интеллигенцияТ.Рыскулов, Т.Бокин, А.Майкотов, Сейфуллин Примкнули к восставшим,резко выступили против него и призы­вали народ к вооруженному сопротивлению

Билет 3

Неолитическая революция

Неолит характеризуется, прежде всего, значительным совершенствованием техники обработки камня. Усложнились операции по обработке камня. Появились сверление, шлифование, распиливание и другие операции. С их использованием создавались совершенно новые специализированные и высокопроизводительные виды каменных орудий, а также орудий из дерева и кости. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производительность труда.

Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.). Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабильной; люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние. Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых, в конеПо современным археологическим данным, первичными очагами земледелия и скотоводства являлись (в разное время) следующие области ойкумены: Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка (Мезоамерика) и андийский регион Южной Америки. Наиболее древний из них — Передняя Азия, ее лесостепные и предгорные области.чном счете, возникла цивилизация, а вместе с ней и наука.

Переход первобытных общин к земледелию и скотоводству — достаточно длительный процесс, сопряженный со значительным изменением образа жизни - переходом к оседлости. Закономерно, что на первых порах новые формы хозяйства (земледелие и скотоводство) сочетались со старыми (охотой и собирательством), занимая подчиненное место как второстепенный уклад. Длительность такого сосуществования двух укладов (присваивающего и производящего) определялась конкретной (природной и социальной) обстановкой, в которой жила и трудилась родовая община. Переход к производящему хозяйству происходил быстрее там, где складывались неблагоприятные условия для охоты и собирательства, где кризисные ситуации, а/' также высокая плотность населения, не позволявшая использовать традиционные способы добычи пищи, ставили человека перед необходимостью радикально изменять обстоятельства жизнедеятельности, способствовали появлению культурных и социальных инноваций.

2) Начиная с середины 20-х годов XV века, казахские батыры в борьбе с джунгарскими войсками действовали, координируя свои планы в обширной степи. Определите представителя этих действий.

В первой четверти XVIII в. наибольшая угроза для казахов возникла со стороны Джунгарского ханства. Джунгария представ­ляла реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, но и для России. Экономические и политические интересы в зоне алтайских горно-заводских предприятий побуждали Российское правительство принять энергичные меры против уст­ремлений Джунгарии. Страте­гическая цель джунгар стала ясна - подчинение огром­ных просторов казахских степей своей власти.

Вторжения ойратских войск приня­ли характер постоянного противоборства в конце XVII в. с воцарением хунтайши Цэван-Рабдана. Первым внешнеполитическим актом его стало возобновление войны с Ка­захским ханством. Казахи имели на вооружении «лучной бой», а в джунгарской армии уже в конце XVII в. имелось огневое оружие с фитилем. На­личие артиллерии у джунгар ставило их в более выгод­ное положение. Вторжение джунгарских войск 1711-1717 гг. подточило силы ка­захов. Джунгарские войска оккупировали часть Жетысу, их отряды дошли до р. Сарысу.

Первый курылтай (народное собрание кочевников) состоялся в 1710 г. в районе Караку­мов. Было решено создать общее казахское ополчение во главе с батыром Богенбаем. В 1711 г. военные силы трех жузов дали отпор врагу. Джунгары отступили к восто­ку. В 1712 году казахские отряды вторглись в Джунгарское ханство. Ответный поход Цэван-Рабдана в 1713 г. окончился провалом.

Даже решительные действия ополчения под предводитель­ством батыров Кабанбая из рода каракерей и Жаугашара весной 1718 года близ Аягуза не смогли выправить слож­ную ситуацию.

С северо-запада нападали башкиры, с севера - сибирские казаки, с юга - узбекские ханства. Наибольшую опасность представляла Джунгария, вторжения которой в 20-х годах XVIII века приняли угрожающие масштабы.

Грозный сосед на востоке - Цинская империя (Китай) поджидала благоприятной ситуации для ликвида­ции Джунгарии как самостоятельного государства. После смерти цинского богдыхана Канси установилось затишье, это дало возможность Цэван-Рабдану обрушить военную мощь на казахов в 1723 г.

Агрессия Джунгарского ханства 1723-1727 гг., вошедшая в исто­рию как «Годы Великого бедствия» («Актабан шубырынды»), принесла страдания, голод, разрушения материальных ценностей, тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Особен­но пострадало Жетысу. Трагедия была обусловлена отсутствием в казахском обществе полити­ческого единства. «Годы Великого бедствия» (1723-1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с мон­гольским нашествием начала XIII в. Калмыки, каракалпаки, узбеки, нападая на обессилевших казахов, усугубили их и без того бедственное положение.

В 1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент.

В решающий момент выдвинулись пред­водители народного ополчения: Кабанбай из рода каракерей, Жанибек из рода шакшак, Наурызбай из рода шапырашты, Богенбай из рода канжыгалы, Райымбек из рода албан, Малайсары, Баян, Есет, Шакантай. Вдох­новителями борьбы стали бии Казыбек, Айтеке, Толе.

Начиная с 1726 г. действия объединенных сил трех жузов начали давать результаты. Если раньше казахское ополче­ние действовало разрозненно, отряды формировались по родовым признакам, то, начиная с середины 20-х годов XVIII в., ка­захские батыры действовали сооб­ща, координируя свои военные пла­ны.

В 1726 г. в местности «Кара сиыр» у среднего течения р. Сарысу, в месте, где в нее впадает р. Буланты, казахское объединенное войс­ко нанесло поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в противоборстве с Джунгарским ханством. Ме­сто сражения получило название «Место гибели калмыков» («Калмак кырылган»). Значение победы было велико для укрепления морального духа оплочения.

Наши рекомендации