Формирование картины мира: натурфилософская парадигма.
Формирование картины мира: натурфилософская парадигма.
Парадигма – 1) теория (или модель постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. 2) понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира.
Картина мира– сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и развития, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципах и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством.
Натурфилософия (Н)– философия природы, умозрительное (абстрактное) истолкование природы, рассматривающее ее в целостности.
В древности– наиболее значительная роль. Фактически является первой исторической формой философии. Др. греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, имевших большое значение в истории науки, например атомистическая гипотеза (все материальные вещи состоят из атомов). Само понятие Н восходит к стоицизму (основатель этой школы Зенон Китийский; один из представителей Сенека; по Зенону учение делится на логику, физику и этику).
В средние века– происходит сближение философии с теологией, вследствие чего Н почти исчезает с философского горизонта: элементы античной Н были приспособлены к представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии.
В эпоху Возрождениявырос интерес к Н. представители: Бруно, Телезио, Кампанелла. Была выдвинута идея целостного рассмотрения природы. Понимание природы в целом носило фантастический характер.
В 17-18 вв.Н на втором плане
В немецкой философииН становится одной из основных философских дисциплин. Один из представителей Шеллинг выдвинул идею о полярности как принципе разделения первоначального единства природы.
Билет2
Характерные черты мифологического и религиозного мировоззрения
Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.
Постановка проблемы человека в современной философской антропологии.
Философская антропология (ФА) – специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.
Предметом изучения начинает выступать не бытие само по себе, а сущность человеческого бытия. Исходная идея ФА заключается в вопросе о том, что есть человек. Человеческое понимаемо только исходя из него самого. Следовательно, нельзя рассуждать о человеке «частично». Цель ФА – дать целостное, а не совокупное знание о человеке, дать анализ физического, психического, духовного (и божественного) начал человека, вскрыть те силы, которые движут им, а главное – благодаря которым движется он. Кризис общества, с точки зрения большинства представителей ФА, есть проявление и результат кризиса личности. Корни проблематичности человеческого бытия заключены в почти абсолютном игнорировании биологической подосновы, телесности человека, того, что кроме рассудка, разума, сознания, он обладает телом, того, что он есть животное, хотя и специфическое. Человек изначально вписан в мир, но в силу своей природной недостаточности не может быть объяснен из природы, центрирован в ней. Он трансцендирован вовне, вынужден искать центр вне себя; будучи лишенным основания, он вынужден постоянно преодолевать «ничто».
Билет 3.
Характеристика философского мировоззрения.
Уровни бытия человека: соотношение биологического и социального
Религиозная картина мира.
Картина мира– сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и развития, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципах и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством.
В религиозной картине мира обобщен религиозный опыт человека, а основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:
– абсолютное, сверхъестественное бытие тождественно бытию Бога-творца.
– сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.
Человеку в религиозной картине мира отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к творцу и жить по его наставлениям.
Основная идея – божественное сотворение мира.
Билет 6.
Философия античности досократовского периода: характеристика основных школ.
Общество и природа: этапы их взаимодействия.
Этапы их взаимодействия.
1. Адаптационный. Присваивание человеком готового продукта. Человек не выделяется из природы, а растворяется в ней.
2. Аграрный. Переход от собирательства к производству. Возникает вторая природа, которая по всем направлениям теснит первую. Но первая еще способна выдержать натиск. На этом этапе общество и природа равны между собой.
3. Индустриальный. Человек постепенно превращается в давящую на природу силу. Природа уже не может восстанавливать себя в полной мере.
4. Постиндустриальный. Переход к главенству производства информации, знаний и гармонизаций на этой основе взаимоотношений общества и природы.
Билет 7.
1Философское учение о связях детерминации: принцип детерминизма.
2Софисты и Сократ
Дуализм – философское течение, которое признает равноправие идеального и материального, но не признает их относительность. В философии сознания дуализм – это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две взаимодополняющие равные по значению субстанции. Основоположники: Аристотель, Декарт
Монизм – философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия в конечном счете сводятся к единому, общему закону устройства мироздания. Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы ("субстанции") всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Существует три вида монизма:
- ментальный монизм, идеализм (единственной реальностью является идеальное);
- материализм (единственная реальность – материальное)
- нейтральный монизм (ментальное и идеальное м.б. сведено к некой третьей субстанции)
Материалистический М. постулирует в качестве первоначала, первоосновы мира некоторую физическую, материальную субстанцию, напр. атомы (Демокрит), материю (марксизм) и т.п. Идеалистический М. исходит из духовного первоначала — идеи (Платон), абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель), нейтральных элементов опыта (Э. Мах) и т.п.
Билет 9.
Объективный идеализм Платона.
Сущность и предназначение человека. Смысл человеческой жизни.
Сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Предназначение человека. Каждый человек, узнавший свое предназначение, знает, что предназначение – это наиболее короткий путь к реализации своего внутреннего потенциала, к раскрытию даров и талантов, данных Свыше. Но не каждый четко представляет, что же такое предназначение по своей сути – профессия или образ мыслей, врожденная черта личности или эффективная возможность наработать некие профессиональные качества. От этой путаницы часто возникают вопросы, связанные с тем, где именно, в какой сфере и при какой должности человек может реализовать свое предназначение.
Самой главной особенностью предназначения является то, что это не только профессия или работа, к которой надо стремиться, это, в первую очередь, врожденный образ мышления человека, индивидуальный способ восприятия мира, специализированное, предназначенное мировоззрение.
Смысл человеческой жизни – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»,
«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового),
«Зачем (для чего) жить?».
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Билет 10.
Философия Аристотеля.
Картина классической науки.
Философия Аристотеля.
Философия Аристотеля построена на критике идеалистической теории Платона. Аристотель отвергает теорию сверхчувственных идей. Он считает, что вещи существуют сами по себе, без каких-либо идей. Но предметы мира вещей хоть и существуют независимо от идей, они не определены по своим свойствам и качествам по причине их пассивности. Они только обладают потенцией стать чем-либо. Эту потенцию мира вещей Аристотель называет материей. Для того, чтобы материя стала предметом мира вещей необходима сила, называемая формой. Поэтому любая конкретная вещь – это единство материи и формы.
Процесс превращения возможности в действительность осуществляется через движение. Через движение мир вещей реализует свою потенцию. Но вещи пассивны, нужна кокая-то сила, вызывающая движение. Такой силой, по мнению Аристотеля, является Бог, который сам движется и приводит все в движение. Поскольку Бог разумен, то это движение приобретает целенаправленный, телеологический характер.
Аристотель создает рациональную теорию познания. Он указывает, что научное знание не может быть беспредметным и оно может быть выражено только в понятиях. Аристотель выделяет 10 наиболее общих и универсальных понятий – категорий, в которых заключается вся сущность бытия, например: количество, качество, мера… Научное знание обладает следующими критериями: доказательность; они вскрывают подлинную сущность вещей, причем, только с помощью фактов. Аристотель рассматривает процесс познания как формирование понятий и категорий, базирующийся на эмпирическом знании.
Картина мира – сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и развития, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципах и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством.
Классическая картина мира основывалась на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. Она господствовала вплоть до середины XIX века. В ее фундаменте лежали принципы житейской однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Графическим образом классической картины мира была модель прогрессивно направленного линейного развития. Объяснительным эталоном в этой картине мира считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они относились только к области механики и существовали изолированно. Предполагалось, что все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Выполняет следующие функции:
1) интегративную, обеспечивающую синтез базовых научных знаний.
2) нормативную, которая состоит в том, что задает систему установок и принципов освоения общности, влияет на формирование методологических норм научного исследования.
парадигмалъную, которая обеспечивает существование научной традиции; обусловливает постановку и решение исследовательских задач, поведение ученых; влияет на формирование норм научного исследования
Билет 11.
Философия эпохи эллинизма.
неклассичекая и постнеклассическая (современная) картина мира.
Скептицизм– в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом. Наиболее видные представители – Пиррон и Секст Эмпирик.
Античная философия знает два вида скептицизма:
А) Сомнения в чувственных восприятиях – текучесть и качественная неустойчивость вещей ведут к нечеткой их различимости в восприятии, а потому и невозможности судить о них в категориях истины и лжи.
Б) Сомнения в дедуктивных построениях, в исходных аксиомах – никто не знает и никогда не может знать достоверно данное суждение или нет, поскольку нет достоверных исходных аксиом, без которых дедуктивное умозаключение в принципе невозможно.
Отсюда – моральный и логический скептицизм: никогда не может быть рационального основания, чтобы предпочитать определенный порядок действия другому.
2 Неклассическая картина мира. Пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX веков. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая.
- Методы зависят от объекта
- Методы связывались не только с объектом.
- При изучении объекта учитываются приборы, способы и сам акт изучения. Цель добиться адекватного описания.
- Методологический плюрализм
- Системность
- Влияние человека не устранимо
- Реальность: а) потенциальная (нами не воспринимается, но также очень важна) б) актуальная (реализуется в акте наблюдения)
Открытия: электромагнитные волны Герцена; электромагнитное излучение Рентгена, теория относительности Эйнштейна.
Постнеклассическая картина мира – В XX века цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. Стало очевидно, что наука не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивилизации. Изменились не только отношения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука.
Разработана с учетом достижений бельгийской школы Ильи Пригожина. Основу составляет термодинамика неравновесных нелинейных открытых систем, идея универсального эволюционизма.
Идеи: единство мира заключается в том, что на всех уровнях организации действуют общие законы, системное видение мира, случайное и необходимое, самопроизвольный переход к упорядоченному состоянию, самоорганизация включает генерацию и эволюцию, системность.
Признаки: изменяется характер научной деятельности, распространение междисциплинарных исследований, повышение роли социальных и экономических факторов, обозначились человеческие ориентации.
Синергетика (междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем ) природа структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем, связь между ними через хаотическое состояние, неравновесность необходимое условие развития, когда нелинейные системы объединяются, образуется новая система, при переходе от хаоса к порядку все системы ведут себя одинаково, случайность, мир развивается как маятник от хаоса к порядку, диалектика – всё развивается по спирали.
Билет 12.
Периодизация и характерные черты философии Средневековья.
Ценность и оценка. Виды ценностей.
от распада Римской империи до эпохи возрождения
Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла.
Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу.
Августин Блаженный считал, что все сущее есть благо. Благо есть субстанция со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей - из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека в отношении к Богу. Душа бессмертна.
Фома Аквинский пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. У Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома понимал христианского Бога, сотворившего мир. Он выделяет четыре уровня бытийности вещей:
- низшая ступень бытия - неорганические стихии и минералы.
- вторая ступень—растения.
- третья ступень— животные
- четвёртая ступень-дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа — бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе.
Субъективно-идеалистический: ценность как функция психической деятельности человека. Предмет является ценным не в силу присущих ему тех или иных свойств, а только потому, что на него направлен интерес или желание познающего субъекта.
Парсонс: ценности, как составные части социальной системы, – общепринятые представления о желательном типе социальной системы. Ценности – это всеобщие принципы, а не собственно правила поведения. Связь между ценностями и поведением осуществляется при помощи ценностной ориентации.
Некоторые ученые: происхождение и природа ценностей связаны с качеством жизни. Бунге: различные индикаторы «качества жизни» основаны на не имеющим точного определения понятия всеобщего благосостояния.
Ценности – предметы, их свойства и отношения (как матер, так и идеал порядка), обладающие положительной ЗНАЧИМОСТЬЮ для общества, социальных групп и личности, т.е. способные удовлетворять их потребности, служить их интересам.
Виды ценностей: экономические (составляют предметно-вещную оболочку материальных общественных отношений, складываются и существуют независимо от сознания и воли человека), социально-политические (выражают интересы различных социальных групп и классов), духовно– эстетические, этические, научные, религиозные ценности и т.п.
Джордано Бруно создал учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считал, что Вселенная неизмерима и безгранична. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Бруно не только передает самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах». Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.
Культура – это определенный способ организации деятельности и продукты этой деятельности; это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.
Структура культуры: субъект; человеческая деятельность; предметность (огромное количество); формы и способы коммуникации (слова, невербальные средства); осознание действительности.
Функции культуры:
1) Адаптационная. Культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.
2) Познавательная. Культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство.
3) Функция трансляция (передачи) социального опыта. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
4) Коммуникативная. Культура формирует условия и средства человеческого общения.
5) Интегративная. Культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.
6) Функция социализации. Культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли.
7) Компенсаторная. Позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает частное совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности.
Билет 14.
Философия 17 – 18 вв., ее особенности, связь с развитием науки.
Концепции исторического процесса.
1 Конец 16 – начало 17 века – новый этап в развитии западноевропейского общества, для которого характерно разложение феодальных и возникновение капиталистических отношений. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие философии, науки, культуры в целом. Философские и научные идеи, освободившись от влияния религиозного мировоззрения, приобретают вполне светский характер. Философия обращается к результатам открытий в области естествознания и, прежде всего, механики, применяет аналитические методы и приемы естественных наук, что определяет ее механистичность, метафизичность. В этот период преобладает мысль, что задача философии и науки заключается в увеличении власти человека над природой, совершенствовании красоты, здоровья человека.
Френсис Бэкон – видный английский политический деятель, мыслитель. Бэкон полагал, что средством лечения социальных недугов является экономический прогресс, достигаемый в результате открытий в области естественных и технических наук. Бэкону принадлежит утопия «Новая Атлантида». Высшая цель познания – завоевание природы и совершенствование человеческой жизни.
Согласно Бэкону любая область бытия, любое явление природы и человеческой жизни достойно изучения. Истина – дочь времени, а не авторитета. Истина достигается при помощи эмпирического знания, которое строится на основе сенситивного познания. Эмпирическое знание Бэкон рассматривает как знание экспериментальное.
Бэкон различал два вида опытов, при помощи которых достигается истина:
- опыты плодоносные, приносящие немедленный практический результат
- опыты светоносные, не дающие немедленного результата, но проливающие свет на глубинные связи природы и её законы.
Бэкон не принимает крайних форм рационализма и эмпиризма. Радикального рационалиста он сравнивает с пауком, который плетет паутину из самого себя, а радикального эмпирика с муравьем, который тащит в муравейнике всё, попадающееся ему на пути. Идеалом является пчела, сочетающая разумный выбор и скрупулезный эмпирический анализ.
Рене Декарт – французский мыслитель, основоположник науки и философии Нового времени, придерживался рационалистических убеждений, предпочитая дедуктивные формы рассуждения. Однако не был радикальным рационалистом, полагая, что дедуктивный метод неоднозначен, и, следовательно, его нужно контролировать при помощи эксперимента.
Познавательная деятельность человека состоит из трех классов идей:
- идей, получаемых человеком извне – результат чувственных контактов
- идей, образованных в уме – основываясь на идее первого рода
- врожденные идеи – наиболее важные – понятия и аксиомы.Полная независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчетливость. Декарт называет врожденные идеи интеллектуальной интуицией. Одно из центральных мест в философии Декарта занимает учение о методологическом сомнении. Сомневаться необходимо, ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания.
Проблема субстанции решается Декартом дуалистично. Существует две субстанции: материальная (телесная) и духовная. Атрибут материальной субстанции – протяженность,атрибут духовной – мышление. Человекесть механическое соединение духовной и материальной субстанции, души и тело. Тело не может вызвать изменений в душе, душа не способна произвести телесных изменений.
2. Концепции исторического процесса.
Взгляды на прошлое и будущее человечества, на его движущие силы и законы вылились в следующие философские концепции:
Теологический подход – сложился в средние века – человеческая история есть борьба двух враждебных царств – светского и божьего. Главная движущая сила истории – внеисторическое божественное поведение.
Метафизический подход – считает движущей силой истории трансцендентальную закономерность или судьбу. Судьба – высшая сила в виде природы и её закономерности, это предопределённость событий и поступков.
Идеалистический подход – исходит из того, что основа истории – идеи, т. е. общество развивается благодаря наличию идей.
Натуралистический поход – основа истории – природа человека (побуждения и страсти) и среда обитания человека.
Психологизм – общество конструируется по образу и подобию индивида, т. е. общество – некий организм, который развивается по определённым законам. По Фрейду главными инстинктами человека являются эрос (жизни) и тонакос (смерти). Их борьба лежит в основе социального бытия.
Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества. Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам. Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который, в свою очередь, изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений.
Цивилизационный подход. Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д. Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал.
Функции цивилизаций:
1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.
2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.
Специфичность цивилизации придает духовный фактор.
Отличие формации и цивилизации:
для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций.
формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.
Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико- экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств.
Возникновение цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.
Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Макс Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”. Цивилизационный подход очень многое объясняет в человеческой истории.
Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и Востока.
Билет 15.
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.
Культура и цивилизация. Типы цивилизаций.
1 Конец 16 – начало 17 века – новый этап в развитии западноевропейского общества, для которого характерно разложение феодальных и возникновение капиталистических отношений. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие философии, науки, культуры в целом. Философские и научные идеи, освободившись от влияния религиозного мировоззрения, приобретают вполне светский характер. Философия обращается к результатам открытий в области естествознания и, прежде всего, механики, применяет аналитические методы и приемы естественных наук, что определяет ее механистичность, метафизичность. В этот период преобладает мысль, что задача философии и науки заключается в увеличении власти человека над природой, совершенствовании красоты, здоровья человека.
Френсис Бэкон – видный английский политический деятель, мыслитель. Бэкон полагал, что средством лечения социальных недугов является экономический прогресс, достигаемый в результате открытий в области естественных и технических наук. Бэкону принадлежит утопия «Новая Атлантида». Высшая цель познания – завоевание природы и совершенствование человеческой жизни.
Согласно Бэкону любая область бытия, любое явление природы и человеческой жизни достойно изучения. Истина – дочь времени, а не авторитета. Истина достигается при помощи эмпирического знания, которое строится на основе сенситивного познания. Эмпирическое знание Бэкон рассматривает как знание экспериментальное.
Бэкон различал два вида опытов, при помощи которых достигается истина:
- опыты плодоносные, приносящие немедленный практический результат
- опыты светоносные, не дающие немедленного результата, но проливающие свет на глубинные связи природы и её законы.
Бэкон не принимает крайних форм рационализма и эмпиризма. Радикального рационалиста он сравнивает с пауком, который плетет паутину из самого себя, а радикального эмпирика с муравьем, который тащит в муравейнике всё, попадающееся ему на пути. Идеалом является пчела, сочетающая разумный выбор и скрупулезный эмпирический анализ.
Рене Декарт – французский мыслитель, основоположник науки и философии Нового времени, придерживался рационалистических убеждений, предпочитая дедуктивные формы рассуждения. Однако не был радикальным рационалистом, полагая, что дедуктивный метод неоднозначен, и, следовательно, его нужно контролировать при помощи эксперимента.
Познавательная деятельность человека состоит из трех классов идей:
- идей, получаемых человеком извне – результат чувственных контактов
- идей, образованных в уме – основываясь на идее первого рода
- врожденные идеи – наиболее важные – понятия и аксиомы.Полная независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчетливость. Декарт называет врожденные идеи интеллектуальной интуицией. Одно из центральных мест в философии Декарта занимает учение о методологическом сомнении. Сомневаться необходимо, ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания.
Проблема субстанции решается Декартом дуалистично. Существует две субстанции: материальная (телесная) и духовная. Атрибут материальной субстанции – протяженность,атрибут духовной – мышление. Человекесть механическое соединение духовной и материальной субстанции, души и тело. Тело не может вызвать изменений в душе, душа не способна произвести телесных изменений.
Цивилизация — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой; единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.
В истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых ученые определяют в пределах 30. Выделим три основных типа цивилизаций.
1) Космогенная цивилизация как исторически, первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.
2) Основой следующего – технического типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех её формах.
с середины 50-х годов XX века начинается развитие информационной технологии. Именно это составляет содержание процесса становления цивилизации нового ти