Роль философии в научном познании
Какую роль играет философия в научном познании? Обычно говорится, что философия дает ученому базовые теоретические и методологические принципы. Но это слишком общая характеристика. Она не раскрывает все богатство функций философии в реальной научной практике. На самом деле философские, или метафизические, составляющие научной деятельности очень разнообразны и плодотворны. Так, к основным функциям философии в научном познании относятся:
1) критическая;
2) предпосылочная;
3) обобщающе-экстраполирующая;
4) эвристическая;
5) ценностно-этическая;
6) интерпретирующе-коммуникативная;
7) проясняющая;
8) направляющая.
Таким образом, философское знание выступает предпосылкой научного исследования, создает ему необходимый концептуальный фон; оказывает непосредственное влияние на сам процесс исследования, задавая критерии для качественной оценки той или иной гипотезы или теории; экстраполирует полученные данные и обобщает их до уровня фундаментальных научных принципов; интерпретирует научные результаты и опосредует диалог различных областей знания
Философия задает науке мировоззренческий и методологический базис, необходимый для исследовательской деятельности.
классификация
I. Философские методы (древние - диалектический и метафизический). Каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Еще - аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
Ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и т. п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы, как они могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода.
1. Объективность - признание действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.
2. Всесторонность — принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности.
3. Конкретность (от лат. сгущенный)- категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе).
4. Историзм — философский, - методологическое выражение саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов), как прошлое, настоящее и будущее
5. Противоречия принцип — основа реальные противоречия вещей.
6. Принцип материалистического понимания истории. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание»
Природа и общество
Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.
Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.
Природа в широком смысле — весь материальный мир в многообразии его форм.
Природа в узком смысле — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.
Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:
1) Античность:
Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.
2) Средневековье:
С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.
3) Возрождение:
Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.
4) Новое время:
Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.