Тактики речевого поведения интервьюируемого

Интервьюируемый в своих ответах на вопросы может использовать ряд тактик: тактику содействия, т.е. достаточно полно, по возможности правдиво отвечать на вопросы; тактику противодействия–в виде отказа отвечать на вопрос (Я отказываюсь отвечать на этот вопрос; Это слишком личный вопрос, Я не хотел бы касаться этой темы,) или тактику уклонения в случае нежелания открывать запрашиваемую информацию.

Существует несколько способов уклониться от ответа. Их цель сводится к тому, чтобы оставить у спрашивающего и у зрителей впечатление, что ответ на вопрос получен; на самом деле дается неполный или неточный ответ. Так, если журналист задает конкретный вопрос, его можно перевести в общий план, т.е. ответить общими словами («Что вы намерены предпринять?» - «Много планов. Разрабатывается ряд мер»), или же наоборот в случае общего вопроса – ответить конкретно («Чем вы занимаетесь?» - «Делаю ремонт в квартире»),

Можно в свою очередь задать встречный уточняющий вопрос или переформулировать вопрос («Сколько стоит дом?» - «Вы хотите спросить, сколько лет нужно работать на такой дом?»). Можно сослаться на этические нормы, не позволяющие ответить на вопрос:

Ведущий: Вы считаетесь у нас экономическим стратегом. Так ли это?

Е. Я с и н: Ну, я предпочитаю, чтобы об этом говорили другие. Ну да, это входит в круг моих обязанностей (С. Сорокина – Е. Ясин. НТВ. «Герой дня». 1998, февраль).

Иногда уклоняются от ответа, ссылаясь на необходимость говорить только то, что знаешь:

Б. Н е м ц о в: Да, сегодня (Президент) уехал из Кремля на автомашине марки «Зил».

Ведущий: И можно считать, что с сегодняшнего дня будет на ней ездить?

Б. Немцов: Ну знаете! Вы мне такие вопросы задаете. Я вам только сообщаю, что случилось (С. Сорокина – Б. Немцов. НТВ. «Герой дня». 1998, февраль).

Главное, чтобы уклонение или отказ от ответа были чем-то объяснены. Неаргументированный отказ отвечать воспринимается как нежелание сказать правду, желание что-то утаить и вредит интервьюируемому.

Стараясь вызвать интервьюируемого на спор, журналист может использовать так называемые некорректные приемы. Интервьюируемый должен иметь в виду, что его слова могут быть искажены журналистом (упрощены и даже доведены до абсурда). Посмотрите, например, на тактику искажения слов собеседника, применяемую А. Любимовым в передаче «Один на один»:

Б. Немцов: (...) Сейчас образ Нижнего Новгорода ассоциируется скорее с новенькими газелями, с возрожденной городской ярмаркой, с дорогами, которые сейчас тестируются довольно оригинальным образом: на капот ставится стакан с водкой, и если он проливается при скорости 80 км в час, то тогда строители переделывают эту дорогу. А...

Ведущий (перебивает): Богато живете» богато.

Б. Н е м ц о в: Ну как живем? Стараемся.

Ведущий: Михаил Михалыч, а у вас?

М. Прусак: Ну я думаю (...) Ну кто мог думать, еще допустим там несколько дет назад, в дореформенный период, что будет построено там с участием иностранных инвесторов, э-э, фабрика «Кедбери», будет строиться «Стиморол» и так далее. [...]

Ведущий: Да, вот Вы торгуете, а Борис Ефимович водкой меряет дорогу, да? Так и живете» Хорошо. По сравнению там с Горячевым из Ульяновска это достижение (А. Любимов – Б. Немцов. М. Прусак. ОРТ. «Один на один». 1996, декабрь).

Задача интервьюируемого в таком случае не поддаться на провоцирующее поведение журналиста. Интервьюируемый не должен допускать искажения, упрощения своей точки зрения, не должен соглашаться с предположениями журналиста, если он с ними не согласен. В данном случае уместна тактика противодействия (которую можно наблюдать в приведенном выше интервью секретаря Совета обороны А.А. Кокошина).

Реакцией интервьюируемого может быть отказ от этих слов (что не всегда уместно), протест выраженный вербально («Не надо упрощать», «Вы передергиваете факты», «Это не совсем то, что я говорил») или (что лучше!) прояснение своей позиции («Я имел в виду совсем другое», «Не в этом дело», «Я думаю, что не так все просто + разъяснение»).

Посмотрите, как реагирует на давление журналиста Б. Немцов:

Ведущий: Но кто же олигархи, как не Чубайс и Черномырдин?

Б. Немцов: Я не отвечаю на риторические вопросы (С. Доренко – Б. Немцов. ОРТ. «Время». 1998, март).

Тактика речевого поведения интервьюируемого может меняться в ходе интервью в зависимости от характера вопросов журналиста. Правильный выбор тактики (содействие, уклонение или противодействие) помогает интервьюируемому занять активную позицию в разговоре.

Наши рекомендации