В контексте цикла «Праведники»

1. Лесковская концепция праведничества: религия добрых дел, жизнь по Божьей правде. Цикл «Праведники».

2. «Однодум» - первое произведение, целенаправленно созданное Лесковым для цикла «Праведники». История создания и замысел рассказа.

3. Характеристика квартального Рыжова: история жизни героя, характер, система ценностных ориентации, любомудрие.

4. Способы создания образа героя-праведника: прозвища-именования героя, высказывания, описание поступков, восприятие и характеристики окружающих, портрет.

5. Герой рассказа как праведник.

6. Судьба и личность Ивана Флягина: индивидуализация и типизация образа героя.

7. Лесковская концепция национального характера. Иван Флягин - тип народного богатыря, герой эпического масштаба. Соотнесение названия повести с образом главного героя.

8. Художественное воплощение национального характера. Жанровые особенности повести. Композиционно-сюжетная структура. Речь повествователя и речь сказителя. Функции сказа.

9. Традиции Лескова в русской литературе XX века (А. Солженицын, В. Шукшин).

Список литературы

Лесков Н. С. Праведники // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 2. М., 1989.

Аннинский Л. Несломленный // Аннинский Л. Три еретика. М., 1988.

Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.

Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. М., 1984.

Лесков и русская литература: Сб. статей. М., 1988.

Снигирева Т. А.., Подчинение А. В. Русская идея как художественный феномен. Екатеринбург, 2001.

Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Лескова. Л., 1978.

Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.

Хализев В. Лесковская концепция праведничества / В. Хализев, О. Майорова // В мире Лескова. М., 1982.

Тема 12.

Пьесы А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». Чеховская драматургия в контексте «новой драмы» рубежа веков.

1. Художник и творчество в пьесе «Чайка». Антитеза Треплев – Тригорин: контраст и единство человека и художника. Треплев – Нина Заречная: отношение к жизни, себе, творчеству.

2. Проблема модернистского искусства в пьесе. Отношение к модернизму Чехова. Поиск Треплевым «новых форм» в искусстве. Причины трагического финала героя (воссоздать историю воспитания, любви и жизни К. Треплева; обратить внимание на роль в его судьбе матери).

3. Экзистенциальные смыслы в пьесе «Дядя Ваня». Почему «пропала жизнь» Войницкого? Причины кризиса доктора Астрова. В чем суть конфликта произведения и своеобразие чеховского конфликта в целом? Чего хотят герои Чехова и почему им не дано достичь желаемого? (вспомнить заветную мечту «трех сестер» в пьесе с одноименным заглавием)

4. Женские образы пьесы; типология женщин в драматургии Чехова. Смысл финала пьесы «Дядя Ваня».

5. Жанровая специфика пьес Чехова. Черты «новой драмы»: подтекст, символические детали, образы, мотивы и лейтмотивы (озеро, дом, сад, чайка, русалка и т.д.), драматургия пьес – композиция и архитектоника, паузы, авторские ремарки; особый характер психологизма и литературность пьес.

Список литературы

Чехов А. П. «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» (любое издание).

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319–383.

Карасев Л. В. Пьесы Чехова // Вопросы философии. 1998. № 9.

Паперный З. С. А. П. Чехов-художник. М., 1976 (гл. 9).

Собенников А. С. Художественный символ в драматургии А. П. Чехова (Типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой»). Иркутск, 1989.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987 (гл. «Первая драма: концы и начала»).

Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994 (гл. 4).

Тема 13.

Поэтика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Задание 1

Выявление двусоставного эстетического пафоса пьесы: соединение лирико-патетической тональности с комической.

Работа с текстом первого действия. Студенты должны показать:

– каким образом создается постоянная смена тональности, переход от патетики к комизму и наоборот;

– как служат этой игре тонов необращенные реплики персонажей, их неадекватное высказывание, сцепление случайных фраз; неожиданные столкновения людей, внезапные перемены в их настроениях, «случайные» комические ситуации, в которые попадают главные герои; значительные заявления комических лиц;

– как это двуединство пафоса проявляется во взаимодействии перекрестных и противоположных оценок, которые персонажи пьесы дают одним и тем же лицам (например, Раневской).

Задание 2

Работа над сюжетом пьесы:

– выявление сюжетной роли Лопахина;

– определить, «выстроить» логику личных взаимоотношений Лопахина с Варей и Раневской;

– мнимость его жениховства и искренние признания в любви другой, готовность на жертвы - и реакция на них женщины, которую он любит «больше, чем родную».

Является ли удачей для Лопахина покупка вишневого сада? Как соотносится темы судьбы Лопахина с темой «вишневого сада»?

Задание 3

Исследование взаимосвязи центральных и второстепенных персонажей пьесы.

Определить сходство в ситуации объяснения в любви Лопахина с Варварой, Епиходова с Дуняшей, Дуняши с Яшей. Кто кого отражает и пародирует?

Задание 4

Исследование соотношения бытового и сущностного планов. Работа с текстом 2-го действия.

Как движется сюжет спасения усадьбы? Как прерываются разговоры о быте высказываниями персонажей об общем строе жизни? Кому принадлежат эти высказывания? Как в этом плане соотносятся главные и второстепенные персонажи? Представлены ли «сущностные» высказывания» лишь в патетическом тоне или игра тонами продолжается?

Задание 5

Столкновение двух культур. Проанализировать диалог Раневской с Трофимовым в 3-м действии (от слов Любви Андреевны «Не дразните ее, Петя...» до слов ее же «Какой чудак этот Петя...»).

Объяснить Петину «правду» и «правду» Раневской, выражение в них позиции разных культурных слоев, разных исторических поколений.

Определить авторскую оценку этих «правд». Сколько «правд» в пьесе «Вишневый сад»?

Задание 6

Анализ символических образов пьесы. Как относятся к вишневому саду разные герои пьесы? Каков символический смысл вишневого сада? Почему второе действие разворачивается на границе между домом и открытым пространством?

Насыщение традиционных топосов Дома и Сада новыми интенциями. Какими?

Символический смысл других деталей: телеграммы из Парижа; шума от сорвавшейся в шахте бадьи и др. Найти символические детали и объяснить их.

Список литературы

Чехов А. П. Вишневый сад (любое издание).

Полоцкая Э А. «Вишневый сад» / Э. А. Полоцкая, И. Ю. Твердохлебов // Чехов А. П. Поля. собр. соч.: В 30 т. Т. 13. М., 1978.

Бердников Г. П. Драматургия Чехова. М., 1971 Или: Он же. Избр. работы: В 2 т. Т. 2. М., 1986.

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319–383.

Паперный А. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339–380.

Семанова М. Л. «Вишневый сад» А. П. Чехова. Л., 1958.

Тема 14.

Наши рекомендации