ИГРА «Наилучшее государство»

Вводная беседа: Зачем нужно государство? Чем плохое государство отличается от хорошего? Мы живем в хорошем государстве? Что такое Утопия? Государство и страна – одно и то же? Государство и отечество?

Отбор – вспомнить строчки из песен и стихов, где речь идет о государстве (стране и т.д.)

Тур 1. Мечта о наилучшем государстве.

Отборочный конкурс – назвать как можно больше определений (одним словом) к слову государство ( например, идеальное, древнее, демократическое и т.п.)

Всем участникам раздаются карточки с описанием устройства идеального государства, как оно виделось разным авторам. Задание: кратко пересказать текст, придумать и разыграть сценку, иллюстрирующую один день жизни в таком государстве.

Тексты.

1. «На Утопии есть 54 города, все они большие и великолепные… Кто узнает об одном из городов, узнает о всех. Все дома красивые в три этажа. Каждые тридцать хозяйств выбирают себе должностное лицо, которое называется сифогрантом. Именно сифогранты, которых двести, тайным голосование определяют Правителя, одного из четырех, которых им назвал народ.

У всех мужчин и женщин есть общее занятие – сельское хозяйство. Помимо сельского хозяйства каждый изучает что-нибудь свое. Главное дело сифогрантов – следить, чтобы никто не сидел в праздности, чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом, однако, не больше чем шесть часов в сутки. Свободное время большая часть людей посвящает наукам. Некоторых народ, движимый советом священников, по голосованию сифогрантов освобождает от работы, дабы они изучали науки. Если кто-нибудь из них обманывает надежды, его гонят назад к ремесленникам.

Так как все занимаются полезным ремеслом, у них всего вдоволь. Каждый город делится на четыре части. В середине каждой части есть рынок со своими товарами. Туда каждое хозяйство свозит свои изделия. Любой глава хозяйства просит все, что нужно ему и его близким, причем без денег. Ему никто не откажет, и он не попросит лишнего, т.к. товаров всегда вдоволь, никто не боится, что ему чего-то не хватит… Законов у них весьма мало, ведь людям с такими установлениям достаточно самых малочисленных законов». Томас Мор. «Утопия»

2. «На высокой обширной равнине возвышается высокий холм, на котором и расположена большая часть города…Верховный правитель у них – священник, именуемый Солнце, на нашем языке, мы бы назвали его «Метафизик». ОН является главой главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.

В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира. Ведению мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и возможные науки, а также учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук: Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга «Мудрость», где сжато и доступно изложены все науки. Ее читают народу.

Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. Народ живет хорошо, у них все общее, включая жен и детей. Все сверстники называют друг друга братьями, а должностные лица внимательно следят, чтоб никто не нанес другому обиды. У них столько должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: есть должность называемая Великодушие, Мужество, Правосудие, Правдолюбие, Веселость и т.д. Мужчины и женщины у них носят почти одинаковую одежду, обучаются наукам совместно, а затем получают должности в области тех наук и ремесел, в которых преуспели. Они все принимают участие в военном деле, земледелии, скотоводстве: знать это полагается каждому, т.к. занятия эти полагаются наиболее почетными. А тот, кто знает большое число искусств и ремесел пользуется большим уважением. Каждое новолуние собирается Совет, где присутствуют все от 20 лет и старше, и всем предлагается по одиночке высказаться, какие в государстве есть недочеты… Должностные лица сменяются по воле народаю Будучи правильно умудрен в своих действиях, человек здесь всегда помнит: «ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ, НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ». Томазо Кампанела «Город Солнца»

3. «Частная собственность отчуждает друг от друга человеческие умы, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе», писал Роберт Оуэн. Он считал, что условия необходимые для искоренения общественных пороков (вражды, воровства, лжи) не могут быть созданы для отдельных лиц или семейств. Для создания таких условий необходимо объединение всех людей по предприятиям численностью от 500 до 1500 человек. Каждое такое поселение расположено в квадратах от 1000 до 1500 акров. Внутри каждого квадрата находятся общественные здания, в центральном здании находится общественная кухня и столовая, справа от него – школа для малолетних и помещение для богослужения, читальня; налево – школа для страших детей, комната для взрослых и библиотека. Три стороны квадрата будут застроены жилыми помещениями, в которых комнаты должны быть достаточно большими, чтобы в них могли жить мужчина и женщина, и их двое детей до трех лет. Дети старше трех лет будут ходить в школу и спать в общих дортуарах; родителям, конечно будет разрешено посещать их, беседовать с ними. При окончании школы дети должны обладать всеми необходимыми знаниями, чтобы включиться в общий труд. Трудиться обязаны все члены общества. Роберт Оуэн.

4. Платон считал, что самым справедливым, мудрым госу­дарством, может быть такое, которое правильно устроено. Все население должно делиться на три части: управителей – философов, воинов стражей и работников (ремесленников и землепашцев). Каждый должен «производить одно то, к чему его природа наиболее способна». Такой государство мудро мудростью философов, мужественно мужество стражей, трудолюбиво трудолюбием работников.

Работники живут семьями, сами воспитывают своих детей, приучая их к труду, имеют дом, скот и все остальное в своей полной собственности, их задача – обеспечить государство всем необходимым.

Стражи и философы не имеют собственности, живут сообща, посвящая все свое время занятиям искусствам и наукам. «Сторожа и сторожихи должны всем заниматься сообща. Все женщины должны быть общими всем мужчинам…, и дети, так, чтобы и дитя не знало своего родителя, и родителя своего дитяти… Иметь общих жен и детей – большое благо». В этом случае все взрослые будут любить всех детей, а все дети будут любить и уважать всех взрослых. Все дети воспитываются вместе, обучаются геометрии, арифметике, поэтике, военному искусству и многому другому. Если у работников родился ребенок, способный к учению, он сможет воспитываться с детьми стражей и стать стражем. Стражам запрещается пьянство, обжорство и все излишества, они обязаны следить за своим здоровьем ив всегда быть готовыми к защите государства и воинским походам.

Философы выбираются из числа стражей. Из числа 20-летних отбирают самых способных и обучают их до 30 лет, а затем отбирают самых способных из 30-летних и они постигают высшую мудрость до 35 лет. Затем в течение 15 лет они занимают главные должности в государстве – правят. Затем, занимаются обучением молодежи. Платон

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки игра со зрителями – по одному предложению придумываем описание идеального государства, которое мы встретили на другой планете.

Тур 2. «Наилучшие формы правления»

Вводная беседа: Можно ли испытывать какие-то чувства к государству? Что имел в виду Людовик Четырандцатый, заявляя – «Франция – это Я»? Какие формы правления вы знаете?

Отбор – назвать как можно больше имен современных глав государств.

Всем участникам раздаются карточки с цитатой из «Политики» Аристотеля. Задание: опираясь на данную мысль составить таблицу правильных и неправильных форм правления, выбрать из них наилучшую и сочинить легенду ее появлении.

«…когда один человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой естественно, такие формы государственного устроения правильные, а те формы, при которых имеются в виду личные интересы или одного лица, или немногих - неправильные». Аристотель.

Формы правления:

Монархия Аристократия

Олигархия Демократия

Тирания Охлократия

Если участникам непонятны значения терминов, они должны обратиться к мудрейшим. Необходимо также пояснить в конце, после выполнения участниками задания, что Аристотель правильными считал – Монархию, Аристократию, Демократию.

Во время подготовки, со зрителями обсуждается фраза Лао-Цзы: «Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом сын – сыном».

Тур З. «Герб»

Придумать и изобразить из «живого строительного материала» герб наилучшего государства, обосновав его символику.

***

ИГРА «СВОБОДА»

Вводная беседа: Быть свободным – хорошо или плохо? Как связаны жизнь и свобода? Какого цвета свобода? Больше чего свобода? Меньше чего свобода?

Тур 1. «Смысл свободы»

Отборочный конкурс: вспомнить отрывки из песен со словом «свобода» и однокоренными словами.

Всем участникам раздаются карточки с определением свободы, данным разными авторами. Задание – опираясь на данную мысль, привести пример литературного героя, которого Вы считаете свободным и от его имени составить обращение к потомкам, с напутствием о том, как обрести свободу

1.«…Свободу нельзя не из чего вывести, в ней можно только изначально пребывать… Человек – это свобода». Н. Бердяев

2. Свобода – любовь, рабство – вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь, есть путь победы над грехом, над низшей природой» Н.Бердяев.

3. Свобода – это познанная необходимость. … мы увидим… насколько мудрый могущественнее (свободнее) невежественного». Б. Спиноза

4. «…свободный от чувственных желаний видит нирвану» (Милинда –паньхья, ранний буддизм)

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки. Играем в игру – представив их живыми существами, а) сказать какие это живые существа; б)описать их отношения:

Свободы и необходимости

Свободы и воли,

Свободы и вседозволенности

Свободы и счастья

Свободы и любви

Свободы и добра

Свободы и истины

Свобода и жизнь

Тур 2. «Путь к свободе»

Отборочный конкурс: назвать как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений со словом «свобода»

Участникам конкурса дается карточка с описанием начертанного философами пути к свободе.

Задание: опираясь на эту мысль, придумать (при желании разыграть) рассказ о похождениях на пути к свободе, в котором обязательными действующими лицами должны быть литературные и исторические персонажи.

1. «Создавать новые ценности – этого не может еще лев, но создавать себе свободу для нового созидания может сила льва. Завоевать себе свободу и священное НЕТ даже перед долгом – для этого, братья, нужно стать львом».Ф.Ницше

2. «Истинный путь есть путь духовного освобождения от «мира», освобождение духа человеческого из плена необходимости… Путь освобождения от «мира» для творческой жизни есть путь освобождения от греха, преодоление зла». Н.Бердяев

3. «Мы одиноки и нет нам извинения… человек осужден быть свободным. Осужден, потому что сам себя создал и отвечает за все, что делает». Ж.П.Сартр

4. «Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном также несвободны как и животные; но каждый шаг вперед по пути к культуре был шагом к свободе». К.Маркс, Ф.Энгельс

Время на подготовку – 10 минут, высшая оценка 10 флясиков

Во время подготовки – игра со зрителями «продолжи мысль». Ведущий задает мысль, которую нужно продолжить после слов «потому что». Я хочу быть свободным…; Я боюсь быть свободным…. Я не хочу быть свободным…, мне нравится быть свободным…., Я не могу быть свободным… и др.

Тур 3. Смысл жизни и свобода

Ведущий знакомит всех присутствующих с идеей А.Камю «Есть лишь одна по- настоящему философская проблема…Решить. стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, – значит решить фундаментальный вопрос философии» (Альбер Камю) Путь к свободе и путь к смыслу жизни – один и тот же путь или это два разных пути?»

Задание – «снять» немое кино на тему «Свобода и смысл жизни»

***

ИГРА «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Предварительная беседа: Что значит быть ответственным? С чем связана ответственность? Может ли существовать ответственность без свободы? Свобода – друг или враг ответственности? У кого больше (свободы) ответственности у раба или господина? В чем состоит их ответственность (свобода)? Ответственным быть трудно или легко?

1 Тур.Ответственность и свобода

Отборочный конкурс: Продолжить фразу одним словом - Ответственность можно….. (нести, бояться и т.п.)

Участники получают карточки с цитатой из статьи Ж.П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». Прежде, чем начать подготовку, ведущий рассказывает библейскую притчу об Аврааме и ее интерпретацию Сартром.

Задание – прокомментировать эту мысль и, опираясь на нее, придумать Притчу о Свободе и Ответственности: а) Политика; б) Ребенка; в) Военоначальника; д) Философа

Цитата: « … человек… есть лишь то, что он из себя делает,… человек ответственен за то, что он есть. … человек свободен, человек - это свобода, …однажды брошенный в мир, он отвечает за все что делает» Жан Поль Сартр

Время на подготовку – 10 минут, высшая оценка – 10 флясиков.

Во время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «Придумай определение». У него заготовлены карточки с предлогами, вытаскивая одну из карточек, он предлагает всем зрителям определить свободу через ответственность или ответственность через свободу, сообразуясь с предлогом. Пример: Свобода от желаний есть ответственность перед собой или Ответственность перед собой есть свобода от желаний.

Предлоги – «ЗА», «НАД», «ПЕРЕД», «В», «ОТ», «ДЛЯ».

Тур 2. Ответственность и любовь

Отборочный конкурс - вспомнить как можно больше стихов, песен, крылатых выражений со словом ответственность или однокоренными словами (ответ, ответственный, отвечать).

Четыре победившие пары участников занимают место за игровым столом и получают карточки с цитатой из книги Эрика Фромма «Душа человека». Задание – предварительно ведущий сообщает, что мы отправляемся в сказку, и просит кого-то из зала рассказать содержание знаменитой сказки А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Задание – прокомментировать эту мысль, и используя ее, придумать и разыграть продолжение сказки, начиная свой рассказ со слов: «Помни, что ты навсегда в ответе за тех, кого сумел приручить».

Цитаты:

1. …любить всегда означает отдавать, это значит также заботиться, нести ответственность, уважать и знать. Что же отдает один человек другому? … он делится тем, что есть в нем живого: своей радостью, своими интересами, своими мыслями, своими знаниями, своими настроениями, своей печалью – всеми проявлениями своей жизни. Э.Фромм

2. … ответственность в настоящем смысле слова – это полностью добровольный акт; это мой ответ на нужны другого человека, выраженные и невыраженные. Быть «ответственным» – значит быть способным и готовым «ответить». Э.Фромм

3. Тот, кто любит, отвечает. Жизнь его брата касается не только его брата, но и его самого. Э.Фромм

4. Ответственность легко могла бы опуститься до подавления и до отношения к другому человеку как к собственности, если бы не… уважение. Э.Фромм.

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки ведущий играет с залом в игру «Скульптор». Приглашает из зала трех желающих, которым прикрепляются таблички «Ответственность» «Любовь» «Свобода». Каждому желающему предлагается соединить их так, чтобы это «изваяние» отражало суть взаимоотношений любви, ответственности и свободы.

Тур 3. Ответ и ответственность.

Что значит держать ответ? Всем желающим предлагается вспомнить и изобразить картину известного художника, в которой заложен смысл «Держать ответ!»

***

ИГРА «ЗАБОТА»

Вводная беседа:Где живет забота? Какого она цвета? Какой формы? Какого размера?

1 тур. «Забота и…»

Отборочный конкурс: Назвать, как можно больше синонимов, или родственных понятий, слову «забота».

Участники получают карточки с цитатами из произведений Эрика Фрома. Задание – прокомментировать данную мысль и, используя ее, придумать легенду о том, как появилась в мире забота, проиллюстрировав ее на бумаге.

1.«… что любовь – всегда забота, наиболее очевидно проявляется в любви матери к ребенку» Э.Фром

2.«…тесно связана с заботой – ответственность…. но ответственность в настоящем смысле этого слова – полностью добровольный акт, это мой ответ на нужды другого выраженные и невыраженные». Э.Фром

3. Уважать человека невозможно, не зная его, любовь и ответственность были бы слепы, если бы не направлялись знанием.Э.Фром

4. Забота и ответственность, уважение и знание взаимосвязаны. Это неразрывный комплекс установок… человека, … который отказался от нарцисических мечтаний о всеведении и всемогуществе, которому свойственна скромность, порожденная внутренней силой. Э.Фром.

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 9 флясиков.

Во время подготовки – интеллектуальная эстафета: из желающих формируются две команды, роль эстафетной палочки играет фломастер. На вывешенных на стенде листах бумаге (на доске) участники эстафеты должны написать на одном – врагов (команда № 1) заботы, на другом – друзей (команда № 2) – победила та команда, которая дала больше понятий, мудрейшим дано право вычеркнуть, те, которые им покажутся не на месте.

Тур 2. «Милость и забота»

Вопросы:Что значит заботиться? Кому нужна забота, тому, кто заботится или тому о ком заботятся? Как связаны понятия «быть милосердным» и «быть заботливым?»

Отборочный конкурс – вспомнить как можно песен о «заботе» и пропеть фрагмент.

Участники получают карточки с отрывком из Библии. Задание - придумать и разыграть сценку «Проповедник и толпа» (можно приглашать «актеров» из зала), которая обязательно должна включать саму проповедь, где будет продолжена данная мысль и дано обоснование необходимости Заботы.

Текст:

«Смотрите не творите милости вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: …Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собой, как делают лицемеры… У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». (Мф. 6:1-4)

Время на подготовку - 10 минут. Высшая оценка – 10 флясиков.

Во время подготовки ведущий объявляет игру в «страну Заботы» – все по очереди придумывают рассказ о стране, царицей которой, является Забота, двое художников в это время придумывают карту страны и рисуют ее на бумаге.

Тур 3. «Облик Заботы». Всем желающим предлагается создать архитектурный ансамбль центральной пощади страны-Заботы – из живого материала.

Аукцион идей

Магазин

***

ИГРА «МОРАЛЬ»

НА доске (стенде) – плакат «Благое вижу, хвалю, но дурному влекусь». Овидий (парадокс морального поведения )

Вводная беседа: «Крошка сын к отцу пришел…» ( продолжение декламируем хором ) Вопросы: Какое отношение к морали имеет вопрос? Что и кто может быть моральным? Каков портрет морального человека? Моральным быть легко или трудно?

Тур 1. «Мораль сей басни такова…»

Отборочный конкурс: «Мораль сей басни такова…» Назвать как можно больше басен, со ссылкой на их авторов.

Участники поучают карточки с цитатой из Платона. Задание – придумать басню (при желании и разыграть) иллюстрирующую эту мысль, которая должна заканчиваться словами: «мораль сей басни такова…(следует мораль)»

Текст:

«Перед нами, точно перед виночерпием, текут две струи, одну из них – струю удовольствия, можно сравнить с медом, другая – струя разумения – отрезвляющая, без примеси вина, походит на суровую, здоровую воду. Вот их-то и нужно постараться смешать как можно лучше». Платон

Время на подготовку – 10 минут

Высший балл – 10 флясиков

Во время подготовки - работа с залом: ведущий обращает внимание на плакат, где написано: «Благое вижу, хвалю, но дурному влекусь».

1. Зал делится на две команды: на роль Овидия выбираются 2 человека, по одному от каждой команды:

Задать каверзный вопрос «Овидию», касающийся данной фразы (отвечать на вопросы каждому из «Овидиев» может помочь его команда)

2. Придумать ситуацию, которая отражала бы содержание данного высказывания, и спросить совет у Овидия, как быть? (Давать советы помогают команды)

Тур 2. «Золотое правило нравственности»

Отборочный конкурс: назвать как можно больше поговорок, пословицы, крылатых выражений со словом «ХОРОШО»

Участникам раздаются карточки, в которых из разных источников взята формулировка золотого правила нравственности. Здание – придумать и изобразить средствами пантомимы две ситуации: 1) где это правило выполняется; 2) где оно не выполняется, прокомментировав их.

1. На вопрос ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Конфуций ответил: «Это слово – взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе»

2. «И так во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом: закон и пророки». Евангелие от Матфея

3. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Евангелие от Луки

4. «Поступай так, чтобы максима твоей воли, могла иметь силу всеобщего закона». И. Кант

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки «Интеллектуальная Дуэль»: Зал делится на две команды, вызываются по одному игроку от каждой команды, становятся напротив друг друга, один в нападении – он должен назвать какое-то моральное качество, другой в защите – называет соответствующее ему аморальное качество, например – честь – бесчестие, ошибка или молчание более трех секунд одного из игроков – означает переход хода – (нападающая и защищающаяся сторона меняются местами, меняя «провинившегося» игрока). Первый раз – нападение и защита определяются по жребию.

Тур 3. «Homo morales»

Всем желающим предлагается создать памятник «Моральному человеку» - «Homo morales»

Аукцион идей, понятие для определения «мораль»

Магазин

***

ИГРА «ДОЛГ»

Во время игры все присутствующие переносятся в город “Долга”, экскурсию по которому ведут выбранные из числа присутствующих экскурсоводы. Вводная беседа: У кого есть долг? Что с ним делают? Что значит выполнять долг? Откуда берется долг?

Тур 1. “Что такое долг?” Китайский квартал.

Отборочный конкурс - назвать как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений о долге.

Игроки получают карточки с цитой из произведения последователя Конфуция Хань-Фэй-цзы, 3 век до н.э., в которой выделены четыре разных отрывка. Задание – придумать и разыграть ситуацию иллюстрирующую выделенный отрывок и прокомментировать свое сценическое творчество.

Текст:

«Долг - это отношение государя и подданных, высших и низших(1), различие отца и сына(2), знатных и незнатных, взаимоотношение знакомых и друзей(3), разделение близких и дальних, своих и чужих».(4)

Тур 2. “Долг и склонность”. Немецкий квартал.

Отборочный конкурс: начало фразы «Долг может...», все участники продолжают одним словом, нельзя повторяться, молчание больше трех секунд означает выбывание из конкурса.

Игроки получают цитату из произведений либо И. Канта, либо Ф.Ницше. Задание 1 – подтвердить или опровергнуть данную мысль, используя в качестве примеров героев литературных произведений и описанные там ситуации.

Тексты

И.Кант - “Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения...; ты устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать себе уважение; перед тобой замолкают все склонности...”

Ф.Ницше _ “Ничто не разрушает так глубоко, так захватывающе, как всякий “безличный” долг... Поступок, к которому вынуждает инстинкт жизни, имеет в чувстве удовольствия, им вызываемом, доказательство своей правильности. Что действует разрушительнее того, если заставить человека работать, думать, чувствовать, без внутренней необходимости, без глубокого личного выбора, без удовольствия, как “автомат долга”?”.

Задание 2. Изобразить на бумаге в виде рисунка, схемы и т.п., как соотносятся понятия “ХОЧУ” и “ДОЛЖЕН”.

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков

Тур 3. “Что я должен делать?” Русский квартал.

Отборочный конкурс - вспомнить как можно больше песен о нарушении долга и пропеть отрывок.

Участники получают карточки с цитатами из произведений русских философов, на игровой столе лежат разнообразные предметы (книга, плеть, стакан, кисточка и т.п.) Задание 1 – осмыслить и прокомментировать их, выбрав на специальном столе предмет или предметы, которые могли бы стать символом осмысляемой ими мысли. Задание 2. –представить себе, что им вместе с автором высказывания получено право назвать одну из улиц города, необходимо придумать это название и обосновать свое предложение.

Тексты:

1. “Воля Божия должна стать законом и нормою для воли человеческой не как признанный произвол, а как сознанное добро”. (Владимир Соловьев)

2. “Человеческая природа, сознающая...свое самостоятельное и свободное бытие, должна вечно существовать лишь как природа творческая, творящая. Человеческая природа окончательно оправдывается перед Творцом не своим угашением, а творческим своим выражением. Человек должен абсолютно быть.” (Николай Бердяев).

3.“Больше всего, к старости, начинает томить неправильная жизнь; и не в том смысле, что “мало насладился”, - но, что не сделал должного”. (Василий Розанов)

4.“Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна.”(Василий Розанов)

Время на подготовку 5 минут, высший балл 7 флясиков

Игра завершается Аукционом идей, понятие для определения –«Долг».

Магазин

Игры со зрителями во время подготовки участников к выполнению задания:

1. Давайте нарисуем словесный портрет “Долга”, кто-то иллюстрирует это на бумаге.

2. “Могу, значит должен” (И.Кант), комментирование и обсуждение этой мысли.

3. “Хочу и должен”. Весь зал делится на две команды, одна называется “хочу”, другая “должен”. Команда “хочу” задает вопросы, по заданному алгоритму “Почему я должен..., если я хочу...”, команда “Должен”- отвечает, начиная каждый свой ответ словами: “Ты должен, потому, что....”

***

ИГРА «ПРОЩЕНИЕ»

Вводная беседа: Что значит прощать? Что значит просить прощения? Можно ли прощения требовать? Умение прощать – это сила или слабость?

Тур 1. «В поисках прощения»

Отборочный конкурс –– рифмы к слову «прощение», все присутствующие записываю рифмы, чтобы в конце игры представить буриме.

Участники получают карточки с цитатой из философских текстов П. Флоренского. Задание – опираясь на высказывание, сочинить (при желании и разыграть) сказку о грехе, обиде и прощении, начинающуюся со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве, люди разучились прощать…», героями которой должны быть Иван-Дурак, кот Матроскин, Иван Грозный, Василиса Премудрая, любой библейский персонаж и др. Для постановки, можно использовать помощь зала.

Цитата:

«Сознание исходит из идеи о Боге, как Любви. Любовь не может творить, чтобы губить, – созидать, зная о гибели; Любовь не может не простить» Павел Флоренский.

Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки, ведущий делит аудиторию на две команды, первая из которых должна привести пример того, что нельзя простить, вторая доказывает, что это нужно простить, потому, что…

Вторая беседа с залом: Если все будут все прощать, можно ли будет бороться со злом?

Тур 2. Прощение и воздаяние.

Отборочный конкурс – продолжить (только одним-двумя словом) фразу «Прощаю, потому, что…»

Участники получают карточки с цитатами из Ветхого и Нового Завета. Задание – 1) прокомментировать оба отрывка, 2) привести пример исторического события, которое происходило согласно схеме Ветхого завета и представить себе и описать, как могло бы все быть, если бы люди придерживались идей Нового завета.

Цитаты:

« Когда дерутся люди… если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб…. Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти…» Ветхий Завет.

«… благословляйте проклинающих вас, благоволите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас… если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших». Новый завет.

Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.

Во время подготовки ведущий предлагает вспомнить содержание картины Ремранта «Возвращение блудного сына», показывая репродукцию, и попробовать представить себе – что было дальше, рассказав историю дальнейших отношений отца и сына.

Тур 3. Предварительная беседа – кто может быть судьей человеческим поступкам? Что значит фраза «Не судите – да не судимы будете»?

Принимают участие все желающие, задание – «снять немой фильм» на тему: «Не судите, да не сулимы будете»

Аукцион идей.

Магазин.

***

ИГРА «Голос совести»

Вводная беседа: Как звучит голос совести? Кто испытывал муки совести? и др.

Тур 1. “Что такое совесть?”. В гостях у И. Канта.

Отборочный конкурс – продолжить одним словом фразу: “Совесть может...” (Например, “мучить”). Ведущий немного рассказывает о Канте, его жизни и учении и приглашает всех побывать у него в гостях и принять участие в домашнем спектакле, которые Кант любил устраивать у себя по средам.

Все участники получают карточки, на которых написано высказывание Канта о совести, сначала определение, а потом, распространенное высказывание. Задание – прокомментировав определение, разыграть сцену из известного литературного произведения (по выбору участников), иллюстрирующую данную мысль.

Если зрители узнают литературное произведение, участники получают дополнительное очко. Вторую карточку с тем же текстом участники вручают любому из присутствующих, который берется сыграть роль И. Канта и прокомментировать саму, изложенную мысль, таким образом, состав команды расширяется до трех человек.

Время на подготовку 5 минут, высший балл – 6 флясиков

Текст:

“Сознание внутреннего судилища в человеке (“перед которым его мысли обвиняют и прощают друг друга”) есть СОВЕСТЬ!..

Каждый человек имеет совесть, и всегда ощущает в себе внутреннего судью, который наблюдает за ним, грозит ему и вообще внушает ему уважение... Она следует за ним как тень, когда он намерен ускользнуть от нее”. И. Кант.

Во время подготовки ведущий играет с залом в ассоциации, называя разные понятия, просит присутствующих сказать, какой была бы та или иная “ВЕЩЬ”, БУДУЧИ СОВЕСТЬЮ, например, каким был бы дом, если бы совесть была домом и т.п.?

Тур 2. БЕССОВЕСТНОСТЬ.

Отборочный конкурс - каждому предлагается продолжить фразу (не боле двух слов): “бессовестен тот, кто...”

Все участники получают карточки, на которой дано высказывание Монтеня о бессовестности и отрывок из Тацита. Задание – прокомментировать Монтеня и придумать рассказ, продолжающий фразу Тацита. Рассказ должен быть законченным, иметь героя или героев и повествовать об отношениях человека с совестью.

Тексты:

“ Слово “лгать” на латыни означает то же самое, что идти против совести” М.Монтень.

“... он избрал легкий путь к почестям: стал клеветать на других командиров, отрицая те хорошие качества, которые у каждого из них были... и в результате благодаря своей ловкости и подлости добился превосходства над людьми порядочными”. Тацит.

Время на подготовку - 10 минут, высший балл – 10 флсяиков.

Во время подготовки ведущий предлагает зрителям прокомментировать и проиллюстрировать примерами следующие мысли И. Канта и Ф. Ницше

“...приписать кому-нибудь растяжимую совесть - то же самое, что сказать: он бессовестен” (И.Кант);

“Если дрессировать свою совесть, то кусая, она будет целовать нас”. (Ф. Ницше)

Тур 3. “Стыд - брат совести”

Отборочный конкурс - назвать как можно больше устойчивых выражений, словосочетаний, поговорок, пословиц о совести и стыде.

Участники получают карточки с высказыванием В.Соловьева. Задание- прокомментировать фразу и составить словесный и рисованный портрет нового вида человека - “человека стыдящегося”.

Текст:

“Есть одно чувство, которое не служит никакой общественной пользе... отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира. ...Чувство стыда... Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно”. Владимир Соловьев.

Время на подготовку - 5 минут. Высший балл – 7 флясиков

Во время подготовки – «интеллектуальная эстафета». Ведущий формирует из зрителей две команды не более 7 человек, на стенде прикреплены 2 листа бумаги, в качестве эстафетной палочки - маркер, которым одна команда пишет на листе слово обозначающее то, что противостоит совести, а вторая - то, что сопутствует ей. Побеждает та команда, которая напишет за 2 минуты больше понятий, не повторяясь, при условии, что все понятия пропущены мудрейшие как адекватные заданию.

Вторая часть работы с залом - комментирование написанных понятий: ответ на вопрос, почему, то или иное явление противостоит или сопутствует совести.

Аукцион идей, понятие для определения – «совесть».

Магазин

***

ИГРА «СТРАХ»

Вводная беседа: Откуда берется страх? Что может страх? Иметь страх – это хорошо или плохо?

Тур 1. «Страх начала».

Отборочный конкурс – назвать как можно больше крылатых выражений, пословиц, поговорок о страхе.

Всем участникам даются карточки, на которой написана цитата из Книги Кьеркегора “Понятие страха”. Задание 1 – Прокомментировать эту фразу, соглашаясь или возражая данной мыслью. Задание 2 – Придумать и изобразить сценку «соблазнения» Адама Змием в соответствии с выбранной позицией.

Текст:

“... чем ничтожнее дух, тем меньше страх.

...бог говорит Адаму: “Только от дерева добра и зла

Наши рекомендации